Тема 43. Возникновение арабского халифата

Примерный план работы:

1. Возникновение и развитие арабской империи.

2. Общественный и государственный строй.

3. Организация государственной власти.

4. Судебная система.

5. Военная организация.

Методические рекомендации:

Первый вопрос предполагает освящение следующих моментов:

- зарождение арабской государственности на Аравийском полуострове, процесс феодализации в Аравии (начало VI в.);

- статус крупных городов  как центров развития торговли и ремесла;

- интенсивный процесс разложения родоплеменного строя Аравии и формирование раннефеодальных отношения (начало VII в.);

- упадок старой религиозной идеологии, основанной на многобожии, и проникновении в Аравию христианства и иудейства;

- признание власти Мухаммеда значительной части Аравии (конец 630 г.), что и означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком. Студент также должен охарактеризовать три периода в истории Арабского государства (данное деление было связано с названием правящих династий или местом нахождения столицы):

1.  Мекканский период (622 - 661 гг.) - правление Мухаммеда и его сподвижников;

2. Дамасский период (661-750 гг.) - правление Омейядов;

3. Багдадский период (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов.

В начале второго вопроса студенту необходимо охарактеризовать основные черты мусульманского общественного строя. Например, доминирующее положение государственной собственности на землю, широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве (ирригационные мероприятия, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов.

Далее следует рассказать о социальном делении в обществе, наличии привилегий у мусульман (например, они были освобождены от некоторых налогов).

Вторая часть вопроса предполагает исследование государственного строя. Особое внимание необходимо уделить периоду с IX в., поскольку именно с этого времени в государственном строе халифата происходили значительные изменения:

- фактическое ограничение светской власти халифа;

- возрастание в государственном механизме халифата роли армии;

- усиление сепаратистских тенденций в провинциях и др.

В третьем вопросе студент должен не только рассказать об организации государственной власти, но и отразить ее эволюцию на каждом историческом этапе. В частности, студенту следует отразить полномочия халифа и рассказать о его советниках и иных должностных лицах, в том числе и о системе управления на местах.

Четвертый вопрос. Судебные функции в халифате были отделены от административных. Студент должен уделить особое внимание изучению статуса:

- халифа как верховного судьи;

- коллегии наиболее авторитетных богословов, реально осуществляющая высшую судебную власть;

 - нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных судей, которые контролировали их деятельность на местах;

- института постоянных свидетелей.

В пятом вопросе необходимо подчеркнуть большое значение армии в халифате, которой определялось самой доктриной ислама, поскольку основной стратегической задачей халифов являлось территориальное завоевание. Затем студент должен рассказать о формировании армии, указав, что:

- на первом этапе завоеваний она представляла собой племенное ополчение;

- в VII - середина VIII в. из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), каждая из которых находилась под командованием особого полководца. Следует подчеркнуть, что подобное изменение произошло в результате военных реформ (VII - середина VIII в.) и было обусловлено необходимостью укрепления и централизации армии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: