Примерный план работы:
1. Возникновение и развитие арабской империи.
2. Общественный и государственный строй.
3. Организация государственной власти.
4. Судебная система.
5. Военная организация.
Методические рекомендации:
Первый вопрос предполагает освящение следующих моментов:
- зарождение арабской государственности на Аравийском полуострове, процесс феодализации в Аравии (начало VI в.);
- статус крупных городов как центров развития торговли и ремесла;
- интенсивный процесс разложения родоплеменного строя Аравии и формирование раннефеодальных отношения (начало VII в.);
- упадок старой религиозной идеологии, основанной на многобожии, и проникновении в Аравию христианства и иудейства;
- признание власти Мухаммеда значительной части Аравии (конец 630 г.), что и означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком. Студент также должен охарактеризовать три периода в истории Арабского государства (данное деление было связано с названием правящих династий или местом нахождения столицы):
|
|
1. Мекканский период (622 - 661 гг.) - правление Мухаммеда и его сподвижников;
2. Дамасский период (661-750 гг.) - правление Омейядов;
3. Багдадский период (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов.
В начале второго вопроса студенту необходимо охарактеризовать основные черты мусульманского общественного строя. Например, доминирующее положение государственной собственности на землю, широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве (ирригационные мероприятия, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов.
Далее следует рассказать о социальном делении в обществе, наличии привилегий у мусульман (например, они были освобождены от некоторых налогов).
Вторая часть вопроса предполагает исследование государственного строя. Особое внимание необходимо уделить периоду с IX в., поскольку именно с этого времени в государственном строе халифата происходили значительные изменения:
- фактическое ограничение светской власти халифа;
- возрастание в государственном механизме халифата роли армии;
- усиление сепаратистских тенденций в провинциях и др.
В третьем вопросе студент должен не только рассказать об организации государственной власти, но и отразить ее эволюцию на каждом историческом этапе. В частности, студенту следует отразить полномочия халифа и рассказать о его советниках и иных должностных лицах, в том числе и о системе управления на местах.
|
|
Четвертый вопрос. Судебные функции в халифате были отделены от административных. Студент должен уделить особое внимание изучению статуса:
- халифа как верховного судьи;
- коллегии наиболее авторитетных богословов, реально осуществляющая высшую судебную власть;
- нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных судей, которые контролировали их деятельность на местах;
- института постоянных свидетелей.
В пятом вопросе необходимо подчеркнуть большое значение армии в халифате, которой определялось самой доктриной ислама, поскольку основной стратегической задачей халифов являлось территориальное завоевание. Затем студент должен рассказать о формировании армии, указав, что:
- на первом этапе завоеваний она представляла собой племенное ополчение;
- в VII - середина VIII в. из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), каждая из которых находилась под командованием особого полководца. Следует подчеркнуть, что подобное изменение произошло в результате военных реформ (VII - середина VIII в.) и было обусловлено необходимостью укрепления и централизации армии.