Примерный план работы:
1. Становление и развитие имперского государства.
2. Императорская власть.
3. Административная система.
4. Военное управление.
5. Государство и церковь.
6. Кризис и падение Византии.
Методические рекомендации:
В первом вопросе должны быть раскрыты следующие моменты:
- государственно-политическое обособление восточных областей Римской империи;
- реформы императора Константина (начало IV в.);
- правление императора Аркадия;
- государственная и административная организация Византии (IV - V вв.);
- расцвет Византия при правлении императора Юстиниана, рассказав об обширных внешних завоеваниях;
- упадок Византии (вторая половина VII в.);
- усиление централизации власти при правлении императоров Исаврийской династии;
- временная стабилизация положения Византии в период правления императоров Македонской династии;
- сокращение Византийских владений (при правлении императоров династии Комнинов;
- падение Византии.
Во втором вопросе студент должен рассказать об эволюции содержания императорской власти, обратив внимание на характеристику:
|
|
1. его особого политического и личного статуса;
2. сущности титула василевса (IV в.), а с XIII в. и «автократора ромеев» (самодержца);
3. вопросов престолонаследия в Византии;
4. процедуры вхождения на престол.
В третьем вопросе следует рассказать о том, что василевс был во главе всей административной организации империи. Централизованное управление осуществлялось императорским дворцом, включающим разные ведомства. Особое внимание необходимо уделить исследованию статуса органов управления и чиновничьего аппарата:
- сановников;
- консистория (собрания высших должностных лиц дворца) как совещательного органа при василевсе. Позднее он стал именоваться Государственным советом;
- сената (синклита);
В заключении вопроса представляется уместным рассказать об изменениях системы центральной дворцовой администрации в IX в.
В четвертом вопросе необходимо исследовать военную организацию в различные периоды функционирования Византии:
- IV -VI вв., характеризовался построением византийской армии по позднеримскому образцу. Необходимо рассказать о ее составе (ополченцы, служивших по 20-25 лет, и частично из рекруты по набору) и порядке набора;
- VII- VIII вв., ознаменованный переходом к новому военному строю, основанному на полуфеодальной по своей природе службе крестьян и людей других сословий за предоставленную им государством в пожизненное владение землю. В целях лучшей организации и прямого управления новым родом военнослужащих провинциальное устройство было заменено особыми округами (фемами);
|
|
- правление династии Комнинов – упадок фемного устройства, которое перестало служить основой военной и административной организации. Возродилось фемное устройство в XI -XII вв., возглавлял новые фемы военачальник - дука.
Пятый вопрос. Следует не только подчеркнуть фиктивный характер единства христианской церкви Запада и Востока после распада Западной Римской империи, но и обозначить основные причины подобного обособления. Затем необходимо рассказать о роли византийского императора в развитии церкви и статусе высших церковных иерархов (в качестве министров священных дел).
Отдельное внимание следует уделить вопросу об органах церковной власти, поскольку за церковью признавались права самоуправления.
В шестом вопросе студент должен рассмотреть период начала XIII в., характеризовавшийся социальным и внутриполитическим кризисом, а также исследовать причины и условия, способствовавшие ослаблению и в конечном счете паданию Византийской империи.