Примерный план работы:
1. Формирование турецкой государственности.
2. Система власти и управления.
3. Военная организация.
4. Местное самоуправление.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо выделить ряд периодов формирования и развития турецкой государственности, обратив внимание на следующие моменты:
- особенности Сульджукского султаната (конец ХI- начало ХIV вв.) как раннего государственного образования;
- основные причины ослабления и распада султаната на отдельные княжества (конец ХIII в.);
- Османский султанат, подчеркнув, что он являлся наиболее значимым в данном историческом периоде. Студент должен рассказать об особенностях функционирования султаната при различных правителях (например, Османа, Баязида I Молниеносного, Сулеймана I Великолепного).
Второй вопрос. При характеристике системы власти и управления необходимо исходить из того, что с точки зрения формы правления Османская империя являлась абсолютной монархией. Студент должен отразить:
|
|
1. власть султана (падишаха), подчеркнув, что он по закону являлся «устроителем духовных, государственных и законодательных дел»;
2. сущность принципа родового наследия трона;
3. двор султана, являющийся важной частью высшей администрации. Раскрыть его деление на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские покои);
4. центральную администрацию:
- великий визирь,
- визири (визирь-кийяши, реис-эфенди, чауш-баши, капудан и др.), составлявшие великий императорский совет (Диван),
- Высочайший совет (совещательный орган при султане),
- шейх-уль-ислам, ведавший государственными духовно-религиозными делами и др.
Третий вопрос. Рассматривая военно-ленную систему, следует подчеркнуть заимствования от Византии, в частности, от ее фемного строя. Студент должен рассказать о структуре и порядке формирования военной системы. Отдельно следует указать, что турецкие лены делились на несколько видов и назвать их отличия.
В заключении вопроса, уместно рассмотреть причины распада военно-ленной системы (XVI в.), отметив, что данный распад сказался на общем военном и административном состоянии Османского государства.
В начале четвертого вопроса следует сделать акцент на связь местного управления военно-феодальными принципами турецкой государственности, поскольку назначенные султаном местные начальники одновременно являлись воинскими командирами территориального ополчения, а также финансовыми главноуправляющими. Данный вопрос предполагает исследование на нескольким направлениям:
- первоначальное деление империи на две условные области (пашалыка);
|
|
- управление пашалыком - во главе наместник (бейлербей);
- два поста верховных войсковых судей (кадиаскеров);
- нахождение судебной системы вне административного контроля местных властей;
- территориальное деление областей на уезды (санджаки), система управления в них (во главе с санджак-беями);
- новое административное деление империи (XVI в.) – появились новые более крупные единицы провинции (эйлаэты), во главе которых был бейлербей.
Студенту следует разграничить статус названных выше органов и должностных лиц.