Тема 44. Образование Османской империи

Примерный план работы:

1. Формирование турецкой государственности.

2. Система власти и управления.

3. Военная организация.

4. Местное самоуправление.

Методические рекомендации:

В первом вопросе необходимо выделить ряд периодов формирования и развития турецкой государственности, обратив внимание на следующие моменты:

- особенности Сульджукского султаната (конец ХI- начало ХIV вв.) как раннего государственного образования;

- основные причины ослабления и распада султаната на отдельные княжества (конец ХIII в.);

- Османский султанат, подчеркнув, что он являлся наиболее значимым в данном историческом периоде. Студент должен рассказать об особенностях функционирования султаната при различных правителях (например, Османа, Баязида I Молниеносного, Сулеймана I Великолепного).

Второй вопрос. При характеристике системы власти и управления необходимо исходить из того, что с точки зрения формы правления Османская империя являлась абсолютной монархией. Студент должен отразить:

1. власть султана (падишаха), подчеркнув, что он по закону являлся «устроителем духовных, государственных и законодательных дел»;

2. сущность принципа родового наследия трона;

3. двор султана, являющийся важной частью высшей администрации. Раскрыть его деление на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские покои);

4. центральную администрацию:

- великий визирь,

- визири (визирь-кийяши, реис-эфенди, чауш-баши, капудан и др.), составлявшие великий императорский совет (Диван),

- Высочайший совет (совещательный орган при султане),

- шейх-уль-ислам, ведавший государственными духовно-религиозными делами и др.

Третий вопрос. Рассматривая военно-ленную систему, следует подчеркнуть заимствования от Византии, в частности, от ее фемного строя. Студент должен рассказать о структуре и порядке формирования военной системы. Отдельно следует указать, что турецкие лены делились на несколько видов и назвать их отличия.

В заключении вопроса, уместно рассмотреть причины распада военно-ленной системы (XVI в.), отметив, что данный распад сказался на общем военном и административном состоянии Османско­го государства.

В начале четвертого вопроса следует сделать акцент на связь местного управления военно-феодальными принципами турецкой госу­дарственности, поскольку назначенные султаном местные начальники одновременно являлись воинскими командирами территориально­го ополчения, а также финансовыми главноуправляющими. Данный вопрос предполагает исследование на нескольким направлениям:

- первоначальное деление импе­рии на две условные области (пашалыка);

- управление пашалыком - во главе наместник (бейлербей);

- два поста верховных войсковых судей (кадиаскеров);

- нахождение судебной сис­темы вне административного контроля местных вла­стей;

- территориальное деление областей на уез­ды (санджаки),  система управления в них (во главе с санджак-беями);

- новое административ­ное деление империи (XVI в.) – появились новые более крупные единицы провинции (эйлаэты), во главе которых был бейлербей.

Студенту следует разграничить статус названных выше органов и должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: