Эстетическая культура

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.

Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески–эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие.

В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства, а целостный курс общеэстетического развития.

Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения (шестилетку), после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира.

Второй этап – 5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении «эталонами» деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап – 10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности, что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору – дизайном, изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д.

Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставленная возможность углублять знания, способности, умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания, библиотекарь или приглашенные специалисты.

Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим, в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.

В старших классах безынициативность, насаждение хвостизма («как все, так и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность, помноженную на интеллектуальную активность.

В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу, в гости, в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.

Творческое воспитание – это, прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых, необходимых, неплановых необходимых и по выбору.

Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «одиночества» – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить: побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с книгой, с рисунком.

На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное: стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что

0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает; а для этого следует смотреть в мир глазами статиста. Это значит, что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Познакомимся несколько подробнее с процессом производства и накопления культурных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: