Ответственность за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

 

 Об ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерациии актов органов валютного регулирования указывается в ст. 25 Закона. В ней законодатель отсылает нас к нормам других отраслей права.

 Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения:

- порядка осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ,

- порядка приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами,

- вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ,

- порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ,

- порядка продажи и покупки иностранной валюты за валюту РФ,

- порядка перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из РФ валютных ценностей.

 За нарушение законодательства в этой сфере резиденты, включая, уполномоченные банки и нерезиденты несут ответственность в виде:

 а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
 б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Законодательство устанавливает ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке, если не было:

- учета валютных операций,

- учет валютных операций велся с нарушением установленного порядка,

- не была представлена или не была своевременно представлена органам и агентам валютного контроля соответствующая документация и информация.
 При повторном нарушении вышеуказанных положений, при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

 а) взыскания в доход государства вышеуказанных сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

 б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
 в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

 Претворение в жизнь данных санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля.

  При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством (точнее в соответствии с КоАП РФ, о чем указала Федеральная таможенная служба. Она письмом от 12 февраля 2007 г. N 01-06/4703 для использования в практической деятельности направила Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридический интернет ресурс www.nalog.yuga.ru)

 Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена сразу четырьмя частями ст. 15.25 КоАП РФ

1) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации.

 Это влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей.

 Это влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

3) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

 Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

 Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности

4) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций: неправильное составление паспорта сделки; неправильное ведение учетных карточек по сделкам; неправильное заполнение платежных документов; досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции; иные административные правонарушения.

 Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

 Уголовная ответственность по действующему уголовному законодательству наступает за:

- легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;

- незаконное получение кредита;

- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

- злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

- изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;

- незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

- нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей).[17]

 

 




Заключение

 Валютное регулирование является одним из приоритетных методов воздействий государства на экономику потому, что, используя этот инструмент, государство способно на международное движение валютных потоков, сглаживая чрезмерный приток или отток капитала из страны.

 Россия, как страна – активный участник международных отношений с объемом внешнеторгового баланса в 60% от уровня ВВП и оборотом частного капитала в 37% от объема ВВП, и для нее развитие эффективной системы валютного регулирования является одним из наиболее важных направлений реформирования экономики.

 Проведенные исследования позволили выделить четыре этапа в развитии валютного регулирования в России в течение периода 1991 – 2008 годов:

 - становление валютного регулирования (1991-1996 гг.);

 - совершенствования валютного регулирования (июнь 1996 – август 1998 г.);

 - усиление валютного регулирования (август 1998 – 2001 г.);

 - либерализация валютного законодательства (с 2002 по 2008).

 Наиболее значимыми решениями для валютного регулирования стало то, что вновом Федеральном законе N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", точнее, в соответствии с положениями главы V Закона - "Заключительные положения", - с 1 января 2007 года были сняты следующие ограничения:

– регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала;
– порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами;

– порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ;
– переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.

– порядок резервирования и возврата суммы резервирования;

В соответствии с положениями нового Закона обязательная продажа валютной выручки резидентов должна была осуществляться в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% от суммы.

 Сейчас это положение отменено полностью.

 Для сравнения - старое законодательство предусматривало обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от экспорта через уполномоченные банки в соответствии с порядком, установленным Банком России.

 Снижение нормы обязательной продажи валютной выручки до 30%, сделало её менее обременительной для участников внешнеэкономической деятельности, но, в то же время, сохранить её как необходимую меру валютного регулирования, отмена же этого порога имеет негативную сторону медали. Теперь ЦБ РФ не ограничен никакими верхними планками и теоретически сможет поднять уровень обязательной продажи валютной выручки хоть до 100% и никаких юридических оснований ему мешать нет.

 Таким образом, произошло снижение транзакционных издержек, выросла инвестиционная привлекательность российской экономики, стали активно развиваться внешняя торговля и финансовый рынок.

 Но, кроме положительных моментов, у либерализации валютного регулирования есть и отрицательные стороны – это: увеличение объемов нелегального вывоза капитала.

 Так, чистый вывоз частного капитала из России по итогам 2008 года достиг $129,9 млрд. Об этом свидетельствует опубликованная сегодня информация Центрального банка России.
Чистый вывоз капитала банковским сектором в 2008 году составил $57,5 млрд, а чистый вывоз капитала прочими секторами – $72,5 млрд.
В 1-м квартале 2008 года в России был зафиксирован чистый вывоз капитала в сумме $23,1 млрд, во 2-м квартале – чистый ввоз в сумме $41,1 млрд, в 3-м квартале – чистый вывоз в сумме $17,4 млрд. В 4-м квартале чистый вывоз капитала достиг $130,5 млрд. [18]

 Еще одной отрицательной стороной стало то, что государство лишилось действенных рычагов, влияющих на движение спекулятивного капитала (начал надуваться финансовый пузырь). И самый большой недостаток, по моему мнению, заключался в том, что система валютного регулирования не соответствовала экономическому положению страны.[19]

 Принятие нового Закона в 2003 году позволило систематизировать многочисленные нормативно-правовые акты (поправки, инструкции, положения) в рамках одного документа, однако практическая деятельность по применению законодательства о валютном регулировании свидетельствует о том факте, что утечка капитала из страны не преодолена. Причина тому, на мой взгляд, заключается не в неэффективности методов и средств валютного регулирования, а в коррумпированной среде, глубоко укоренившийся во всех сферах жизни государства. Вот и получается, что законные методы регулирования движения капитала отторгаются, вступая в противодействие с реальным положением дел.

 Существуют многочисленные способы нелегального или полулегального оставления валютных средств за рубежом (занижение контрактных цен; использование оффшоров в отмывании «грязных денег» и др.).

 Таким образом, получается, что новый федеральный закон о валютном регулировании отвечает требованиям либерализации валютного контроля, только та среда, в которой ему пришлось работать, органически отторгает все, что не может быть применимо к «правилам», которые установились в ней за последние полтора десятка лет. И никакая разумная достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования, никакой либерализм законодательства не будет иметь благотворное влияние, пока не будет решена основная проблема – изменен принцип деятельности государственных органов в этой сфере (в первую очередь, конечно, не будет минимизировано влияние коррупции на эту деятельность – я говорю лишь о минимизации потому, что не верю в то, что коррупцию можно искоренить).

 Каковы мои предложения?

 Необходимо применять качественно иной подход к регулированию валютных отношений. Уже сейчас ясно, что только инновационность регулирования спасет положение. По моему мнению, пришло время, когда бумажный документооборот, должен быть заменен на электронный в целях экономии времени. Возможно установление косвенного контроля за документооборотом между субъектами внешнеэкономической деятельности – например, электронные договоры могут проходить через сервер той же таможенной службы. И информация, указанная в договоре по объемам и оплате может сверяться с данными, поступающими с соответствующих таможенных постов, через которые следует груз и со счетов уполномоченных банков, через которые совершаются операции. Это значительно снизит необходимость собирать кучу документов, и сразу снизит транзакционные издержки (особенно, временные).

 Ну, и конечно, максимальная прозрачность работы государственных органов в этой сфере.

 Заканчивая свою работу, хочу отметить, что в условиях экономического кризиса, все недостатки валютного регулирования проявятся очень четко. Как это не цинично звучит, но кризис – благоприятное время для лечения «заболеваний» государства, которые во времена «благоденствия» не проявлялись вообще, или были едва заметны.

 

 





Использованная литература

 

1.Конституция РФ 1993 г.

2. ГК РФ от 30.11.1994 г.

3. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003

4. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г.

5. Таможенный Кодекс РФ от 25.05.2003 №61

6. Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615

7. ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 27 июня 2002 года

8. Указ Президента РСФСР №213 от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности ведомств на территории РСФСР»

9. Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 №715 «Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ физическими лицами для личного пользования»

10. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.1986 г. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования» №1074 от 17.09.1987г.

11. Постановления Совета Министров СССР № 1405 от 02.12.1988г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.1989г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

12. Инструкция ЦБР от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"

13. Федеральная таможенная служба письмом от 12 февраля 2007 г. N 01-06/4703 для использования в практической деятельности направила Методические рекомендации по квалификации административных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: