Синтез созерцания и интеллекта. Категории

Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». Их соединение, по Канту, и есть полнота возможного познания, которое представляет собой априорное упорядочение явлений, но не проникновение в их сущность. Итог соединения чувственных материалов познания, упорядоченных посредством априорных механизмов созерцательной и рассудочной деятельности – это опыт. Научное знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Логические формы, которые служат основой синтеза Кант, вслед за Аристотелем называет категориями. Только потому, что они существуют, возможно, по Канту, чистое естествознание.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания (материя, движение, пространство и время, качество, количество, причинность, необходимость, случайность, содержание и форма, возможность и действительность, сущность и явления и др.). Кант дает следующую таблицу категорий, рассудочных понятий, под которые подводятся все данные опыта:

Ø Категории количества – единство (мера), множество (величина), всеобщность

Ø Категории качества – реальность, отрицание, ограничение

Ø Категории отношения – субстанциальность и присущность, причинность, взаимодействие

Ø Категории модальности – возможность, существование, необходимость и случайность

Опыт, по Канту, есть синтетическое единство суждений восприятия, превращенных категориями в суждения опыта.

Категории даны человеку от рождения, априори. Априоризм Канта – это попытка осознать, что предмет дан, познаваем лишь постольку, поскольку он вовлечён в процесс человеческой деятельности. Кант фиксирует особую роль категорий в познании, а также тот факт, что наши знания сообразуются с категориями, выступающими в качестве «гносеологических императивов».

Такая постановка проблемы приводит Канта к новому пониманию отношения между знанием и его предметом. Кант исходит из того, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием. «Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием…» Есть у Канта и более решительное заявление: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей».

 

Активная роль сознания

Новое, на чем настаивал Кант, состояло в признании активной роли сознания. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Причем речь шла не столько об индивидуальном сознании отдельного человека, сколько о «сознании вообще», всеобщем духовном достоянии, зафиксированном в языке и других формах культуры. Трансцендентальное сознание, определяющее, по Канту, «природу», фактически представляет собой сложившуюся картину мира. Трансцендентальный субъект – это и человек и человечество.

Учение Канта об активности сознания помогло приподнять завесу над процессом образования понятий. В основе понятий лежат не образы, а схемы. Как они возникают, сказать трудно, – это «скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приёмы которого нам вряд ли когда-нибудь удастся угадать».

Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведённую конструкцию – категории, но это ещё не само научное знание, это только его возможность.

Такую же возможность представляют собой и опытные данные – своего рода кирпичи, которые надо уложить в ячейки конструкции. Активный участник строительства – продуктивное воображение. Рассудок благодаря продуктивному воображению спонтанно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия.

Продуктивное воображение – это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называет продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле – в их использовании. Учёный должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное уменье, способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении, когда возникают абстракции и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае действует продуктивное воображение, во втором – способность суждения. Без них функционирование рассудка невозможно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: