Теоретические основы исчисления и уплаты транспортного налога

История развития транспортного налога в России

 

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233).

Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.

Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4% объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в т.ч. организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота. Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств: Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, зависящем от количества лошадиных сил транспортного средства.

Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства.

Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.

В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

" Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет. Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Теоретические основы исчисления и уплаты транспортного налога

 

Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того времени на­лога с владельцев транспортных средств, регулируемого Зако­ном РФ от 18.10.1991 № 1759‑1 “О дорожных фондах в Россий­ской Федерации”, и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом РФ от 09.12.1991 № 2003‑1 “О налогах на имущество физических лиц”. Он установлен гл.28 Налогового кодекса РФ и как все ре­гиональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обя­зательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей терри­тории [1].

При этом Кодекс предоставил право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации оп­ределять только следующие характеристики данного налога: ставку налога (в границах, установленных Налоговым кодек­сом), порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по дан­ному налогу. Кроме того, при установлении налога в законах субъектов Федерации могут также предусматриваться налого­вые льготы и соответствующие основания для их применения налогоплательщиками.

Таким образом, Налоговый кодекс предоставил субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установ­лению и введению транспортного налога [3].

Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским за­конодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физи­ческих лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основа­нии доверенности другим лицам.

Объектом налогообложения Налоговый кодекс уста­новил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и дру­гие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лод­ки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистри­рованные в установленном российским законодательством порядке.

Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не от­носятся к объектам налогообложения.

В частности, не облагаются налогом:

– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

– полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, спе­циально оборудованные для использования инвалидами;

– промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирс­ких или грузовых перевозок;

– тракторы, самоходные комбайны, специальные автомаши­ны (молоковозы, специальные машины для перевозки пти­цы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельско­хозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельско­хозяйственной продукции. К этой же категории относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

– транспортные средства, принадлежащие на праве хозяй­ственного ведения или оперативного управления феде­ральным органам исполнительной власти, где законода­тельно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

– транспортные средства, находящиеся в розыске, при усло­вии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.

Налоговая база по налогу установлена в зависимости от категории объекта налогообложения. В частности, по транс­портным средствам, имеющим двигатели, налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лоша­диных силах, а по воздушным транспортным средствам, для ко­торых определяется тяга реактивного двигателя, – паспортная статическая тяга реактивных двигателей на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. В отношении водных несамоходных, т. е. буксируемых транспортных средств, по которым установлена валовая вмес­тимость, налоговой базой является указанная вместимость в ре­гистровых тоннах.

По всем другим водным и воздушным транспортным сред­ствам налоговая база установлена как единица транспортного средства.

При этом налоговая база установлена Кодексом единая для всех транспортных средств, независимо от марки и страны их изготовления.

Налоговым периодом по транспортному налогу установлен календарный год, который совпадает с отчетным периодом.

Налоговые ставки по налогу, как уже отмечалось, уста­навливаются законами субъектов Федерации в зависимости от налоговой базы и на основе определенных Налоговым кодексом средних ставок налогообложения. В Республике Башкортостан действует Закон Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. N 365-з "О транспортном налоге" (с изменениями от 22 сентября 2003 г., 26 ноября 2004 г., 25 ноября 2005 г., 29 января, 26 марта 2009 г.) согласно которого ст.2 которого устанавливаются налоговые ставки. Налоговые ставки на транспортные средства устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в Республике Башкортостан в следующих размерах:

Таблица 1. Ставки транспортного налога в Республике Башкортостан [2]

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка,  руб.
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 10
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 20
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 50
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 100
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 40
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 65
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 85
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 25
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 50
Катера, моторные лодки и другие водные Транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 50
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 100
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):  
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 125
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 250
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 100
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 125
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 100
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 1000

Установленная Налоговым Кодексом РФ существенная дифференциация сред­них налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя транспортного средства направлена на усиление социальной справедливости при взимании этого налога, имея в виду, что максимальные ставки установлены по более мощным, а значит, и более дорогим автотранспортным средствам [3].

Сравнительно высокие налоговые ставки предусмотрены по таким транспортным средствам, как самолеты, катера, яхты, гидроциклы и другие подобные водные и воздушные транспорт­ные средства, имея в виду, что владельцами такого имущества являются физические лица и организации с достаточно боль­шими финансовыми возможностями.

Право установления конкретных налоговых ставок пре­доставлено законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, которые могут увеличивать или умень­шать указанные средние налоговые ставки, но не более чем в 5 раз.

При этом федеральное законодательство не исключает права субъектов РФ по установлению дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспорт­ных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

При установлении законодательными (представительными) органами субъектов Федерации конкретных ставок многие из них были достаточно существенно скорректированы. При этом по большинству автомобилей отечественного производства пре­дусмотрены, как правило, минимально низкие ставки.

Порядок исчисления налога установлен в зависимости от категории налогоплательщиков. В частности, налогоплатель­щики, являющиеся организациями, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые пред­ставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на рос­сийской территории. В связи с этим налогоплательщики, яв­ляющиеся физическими лицами, должны уплачивать налог на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транс­портного средства как произведение соответствующей налого­вой базы и налоговой ставки.

В том случае, если регистрация транспортного средства или снятие его с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и т. д.) были осуществлены в течение налогового периода, исчисление суммы налога про­изводится с учетом соответствующего коэффициента. Он опре­деляется как отношение числа полных месяцев, в течение кото­рых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и сня­тия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения по утвержденным ФНС России формам о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на ко­торых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Эти органы обязаны также сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения обо всех транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Порядок и сроки уплаты налога, как уже отмечалось, установлены законами соответствующих субъектов Федерации. Согласно законодательству налогоплательщики-организации обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в соответствии со сроком, установленным законом субъекта Федерации.

Налогоплательщику – физическому лицу налоговым орга­ном в срок не позднее 1 июня года налогового периода должно быть вручено налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога.

До не давнего времени (до 2006 года) для налогоплательщиков – юридических лиц не была предусмотрена уплата авансовых платежей по транспорт­ному налогу.

То есть отсутствовала правовая норма, позволяющая законодательным органам субъектов РФ устанавливать уплату авансовых платежей транспортного на­лога в течение года. В связи с этим данный налог поступал в бюджеты субъектов РФ крайне неравномерно, т. е. только после окончания календарного и соответственно финансового года.

Между тем данный налог является одним из основных ис­точников доходов территориального дорожного фонда, и подоб­ное положение оказывало отрицательное влияние на финан­сирование из региональных бюджетов работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

В связи с этим в Налоговый Кодекс РФ внесены изменения Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ и для налогоплательщиков – юридических лиц введена обязанность уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.

Теперь, согласно ст.362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [1].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: