Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций

 

Тарифная система организации оплаты труда представляет собой совокупность норм, обеспечивающих дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, интенсивности, условий, характера.  

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.       

Тарифная система оплаты труда включает в себя:

· тарифную ставку (оклад), определяющую размер оплаты труда в час, за день;

· тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);

· тарифные коэффициенты.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарифный разряд присваивается каждой производственной операции, каждой работе. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе тарифно-квалификационных справочников.

Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих составлены для каждой отрасли промышленности и содержат подробные характеристики основ­ных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. С помощью тарифно-квалификационных справочников можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Для тарифно-квалификационной системы оценки работ и профессий рабочих характерна закономерность возрастания сложности работ по каждому из факторов, взятому за основу определения разряда. Например, по технологическому фактору: при переходе от 1-го разряда к последующему возрастают сложность, мощность, габариты единицы обслуживаемого оборудования аналогичного назначения. По организационному фактору сложности нарастает степень самостоятельности выполнения работ и подключаются функции по руководству рабочими более низких уровней ква­лификации. Тарифно-квалификационный разряд указывает на соответствие квалификации рабочего сложности выполняемой работы, а также уровню его знаний, умении и трудовых навыков.

Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу рабочего времени (час, день, месяц). Тарифная ставка является исходной нормативной величиной для определения уровня оплаты труда.

Размер тарифной ставки возрастает по мере повышения сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего (увеличения разряда). Диапазон сетки - соотношение в ней тарифных коэффициентов первого и последнего разряда.

Тарифная ставка первого разряда устанавливается в абсолютных величинах централизованным порядком. Для расчета сдельных расценок тарифная ставка используется с учетом норм выработки. При повременной оплате тарифная ставка первого разряда - это минимальный размер оплаты труда.

Выполнение простейших работ оплачивается по тарифной ставке рабочего 1-го разряда. Тарифные ставки рабочих остальных разрядов превышают этот размер в зависимости от уровня квалификации их труда, т.е. присвоенного тарифного разряда и установленного тарифного коэффициента.

Тарифная сетка – это совокупность действующих в той или иной отрасли производства тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифная сетка служит ориентиром оплаты труда персонала предприятия, а не обязательной формой нормирования заработка. Количество разрядов в тарифных сетках и разрывы между тарифными коэффициентами различны и определены степенью разделения труда и конкретными особенностями, имеющими место в различных отраслях промышленности. Ориентируясь на тарифные сетки и ставки, с учетом имеющегося опыта предприятие может самостоятельно устанавливать нормы нормативы трудовых затрат, тем более для служащих, где большее значение имеет квалификация работника.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе тарифной системы дифференциации заработной платы работников различных категорий.

До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ETC с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1: 4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также установленные на федеральном уровне:

- квалификационное категорирование работников учреждений бюджетной сферы;

- исчисление профессионального стажа работы;

- дифференциация в уровнях оплаты труда работников на основе тарифных коэффициентов ETC;

- порядок установления и минимальные размеры выплат компенсационного характера;

- организация труда и заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (включая правила установления и изменения разрядов и (или) размеров ставок заработной платы при увеличении стажа работы, при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении ученой степени кандидата или доктора наук, и др.).

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации обеспечивает финансирование расходов на заработную плату работников федеральных государственных учреждений и формирование финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают финансирование расходов на заработную плату по государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, а также по муниципальным общеобразовательным учреждениям, а органы местного самоуправления обеспечивают финансирование расходов на заработную плату подведомственным муниципальным учреждениям (кроме образовательных). Конституция Российской Федерации относит вопросы законодательства о труде к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Правительства субъектов в составе РФ, органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований в соответствии с их правами, установленными Конституцией РФ и Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. “О повышении заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций”, при изыскании дополнительных средств вправе устанавливать более высокие размеры ставок и окладов работникам, занятым в организациях, находящихся на бюджетном финансировании.

Формирование иных, отличных от ЕТС, систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом следующих принципов:

-базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации по профессиональным квалификационным группам;

- повышения достигнутого уровня оплаты труда;

- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- государственных гарантий по оплате труда;

- направления средств, полученных от предпринимательской и иной, не запрещенной законом, приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда учреждения;

- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

В целом, при построении в государственном или муниципальном учреждении системы оплаты труда, в том числе тарифной, необходимо руководствоваться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для государственных организаций, подведомственных субъектам РФ или органам местного самоуправления, также необходимо учитывать законы и иные нормативно- правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С введением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона РФ № 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"”, редактируется часть 4 статьи 143 Трудового Кодекса:

“Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления.

Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда”.

В основе построения всей тарифной системы лежит минимальная тарифная ставка. В отраслях бюджетной сферы при использовании Единой Тарифной Сетки (ЕТС) устанавливается месячная тарифная ставка.

Оценить покупательную способность минимальной тарифной ставки можно, сравнив ее с прожиточным минимумом (ПМ) трудоспособного человека.

Таблица 1 - Соотношение тарифной ставки 1 разряда с прожиточным минимумом и средней заработной платой за 2001-2008 гг.

Показатели 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Ставка 1 разряда ЕТС 132 450 600 600 799 1100 1221 1392
ПМ трудоспособного населения 1635 1893 2143 2451 2940 3291 4674 5386
Средняя заработная плата (СЗП) в экономике 3304 4360 5498 6379 8530 10483 13942 16312
Соотношение ставки 1 разряда и ПМ ТН 8,1 23,8 27,9 24,5 27,1 33,4 26,1 25,8
Соотношение ставки 1 разряда и СЗП 4,0 10,3 10,9 9,4 9,4 10,5 8,76 8,5

 

Данные из таблицы 1 показывают, что покупательная способность тарифной ставки 1 разряда очень низка: в июле 2001 г. тарифная ставка по отношению к величине прожиточного минимума составляла 8,1 %. Начиная с 2002 г. ставка 1 разряда резко увеличилась, что положительно повлияло на ее покупательную способность- 23,8 % от прожиточного минимума в 2002 г. и 24,5 % в 2004г. В 2006 г. соотношение между ставкой 1 разряда и ее покупательной способностью было самое высокое 33,4 %. Далее по годам идет снижение данного показателя и в 2008 г это соотношение устанавливается на уровне 25,8 %.

В соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” минимальный размер оплаты труда, а следовательно и тарифной ставки 1 разряда работников бюджетной сферы, должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Тарифная ставка 1 разряда отстает и от темпов роста средней заработной платы в экономике. Соотношение тарифной ставки 1 разряда в бюджетной сфере и средней заработной платы по народному хозяйству в 2001 г. составляло 4,0 %, а начиная с 2002 г. наблюдается рост до 10,3 % и последующие года, вплоть до 2006 г. оставалось приблизительно на этом же уровне. С 2007 г происходит резкое снижение показателя, в 2008 г. он равен 8,5 %.

Установление единой для всех регионов России тарифной ставки 1 разряда, скорректированной на районные коэффициенты, не обеспечивает ее равной покупательной способности. Это объясняется тем, что различия по регионам стоимости жизни не соответствуют тому, как дифференцированы рабочие коэффициенты.

Чтобы тарифная ставка 1 разряда имела единую покупательную способность по регионам России, целесообразно на федеральном уровне устанавливать ее не в денежном выражении, а в соответствии с прожиточным минимумом. Либо нужно периодически корректировать районные коэффициенты, приводя их в соответствие с региональными различиями в стоимости жизни.

Дифференциация тарифных ставок (окладов) по категориям персонала в отраслях бюджетной сферы в зависимости от сложности труда и квалификации работников осуществляется с помощью Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в действие постановлением Правительства Российской Федерации в начальный период экономической реформы еще в конце 1992 г.

С введением ЕТС был обеспечен единый межотраслевой подход в организации оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и установлены более обоснованные и стабильные соотношения в уровнях тарифных ставок и должностных окладов различных профессионально- квалификационных групп. Порядок установления ставок и должностных окладов на основе ЕТС первоначально определен постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” с последующими изменениями и дополнениями.

 

Таблица 2 - ЕТС по оплате труда в бюджетной сфере за 2001-2008 гг.

Разряд

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки с 01.10.06

(руб.)

Тарифные ставки с 01.09.07

(руб.)

с 1.01.01 с 01.12.01 с 1.01.05 с 1.05.06
1 1,00 1,00 1,00 1,00 1221,00 1392,00
2 1,36 1,11 1,11 1,04 1269,84 1447,68
3 1,69 1,23 1,23 1,09 1330,89 1517,28
4 1,91 1,36 1,36 1,142 1394,38 1589,66
5 2,16 1,51 1,51 1,268 1548,23 1765,06
6 2,44 1,67 1,67 1,407 1717,95 1958,54
7 2,76 1,84 1,84 1,546 1887,67 2152,03
8 3,12 2,02 2,02 1,699 2074,48 2365,01
9 3,53 2,22 2,22 1,866 2278,39 2597,47
10 3,99 2,44 2,44 2,047 2500,61 2849,42
11 4,51 2,68 2,68 2,242 2737,48 3120,86
12 5,10 2,89 2,89 2,423 2959,70 3372,82
13 5,76 3,12 3,12 2,618 3196,58 3644,26
14 6,51 3,36 3,36 2,813 3434,67 3915,70
15 7,36 3,62 3,62 3,036 3706,96 4226,11
16 8,17 3,9 3,9 3,259 3979,24 4536,53
17 9,07 4,2 4,2 3,51 4285,71 4885,92
18 10,07 4,5 4,5 4,5 5494,50 6264,00

 

По данным таблицы 2 мы можем наблюдать повышение тарифных коэффициентов с декабря 2001 г., - разница в 36 % между базовым разрядом достигается только с 4-м разрядом, таким образом, сам график роста сетки становится более плавным, и отношение 1 – ого разряда к 18 составляет всего 4,5. В мае 2006 года ЕТС претерпела незначительные изменения, - были снижены тарифные коэффициенты всех разрядов кроме 18-ого с возрастающей относительной тенденцией к более высоким коэффициентам, если 2-ой разряд уменьшился на 7 % по отношению к январю 2005- го года, то 17-й на 69 %.

В целом, существующая тенденция в формировании тарифной сетки связана с повышением ставки первого разряда, если в январе 2001 г. она равнялась 132 руб., то в декабре того же года она уже составляла 450 р., что в свою очередь повлекло пересмотр тарифных коэффициентов всех разрядов. На данный момент ставка первого разряда составляет 1392 руб., в то время как ставка 18-го разряда равна 6264 руб., по сравнению с 2006 г. оклады увеличились не значительно, т.к. межразрядные коэффициенты остались неизменными.

ЕТС построена по принципу сопоставления сложности работ и квалификации исполнителей в различных областях бюджетной сферы, что позволило ввести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо от отрасли. В результате равносложный труд независимо от места его приложения оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда.

Указанным постановлением Правительства РФ № 785 с последующими изменениями и дополнениями были определены основные диапазоны разрядов оплаты труда, которыми руководствовалась каждая отрасль бюджетной сферы. Так в приказах Минобразования России и Госкомвуза России был предусмотрен диапазон разрядов для учреждений образования, приведенный в таблице 3

Таблица 3 - Разряды оплаты по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

Наименование должностей Диапазон разрядов

1. Руководители

Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения образования 12 – 16
Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования, мастер 11 – 15
Управляющий учебным хозяйством 10 – 15
Руководитель структурного подразделения учреждения образования 9 – 14
Главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.) 12 – 15

2. Специалисты

Учитель 7 – 14
Преподаватель 7 – 14
Учитель- дефектолог, учитель- логопед, логопед 8 – 14
Преподаватель- организатор (основ безопасности жизнедеятельности) 8 – 14
Руководитель физического воспитания 8 – 14
Мастер производственного обучения 8 – 14
Методист, инструктор- методист 8 – 14
Концертмейстер 7 - 14
Музыкальный руководитель 7 – 13
Воспитатель 7 – 14
Классный воспитатель 7 – 14

Для установления работникам отраслей бюджетной сферы тарифной ставки, соответствующей сложности выполняемой работы и уровню квалификации, используется ряд нормативных документов. Разряд оплаты труда, определяющий размер тарифной ставки, в отраслях бюджетной сферы устанавливается:

- для рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий рабочих и тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым профессиям рабочих;

- для служащих в соответствии с (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, а также ТКХ (требованиями), утвержденными в каждой отрасли бюджетной сферы.

ЕТКС работ и профессий рабочих сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и для предпринимательского секторов экономики и включает в себя 3 раздела: характеристика работ, примеры работ и должен знать. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 90 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7 – 8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре охраны и производительности труда Министерства труда и социального развития РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ № 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 – 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда и социального развития РФ. Эта норма постановления трактуется не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 – 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Использование 9 – 12 разрядов предусмотрено только в тех случаях, когда сложность выполняемых рабочими работ превышает сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6 – 8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС — иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 —20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

2) недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

3) недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

Проблема реформирования заработной платы работников бюджетной сферы стоит «на повестке» уже много лет. Впервые проект концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы был рассмотрен на заседании Правительства РФ в ноябре 2002 года и в целом был одобрен.

Предлагаемая реформа предполагала переход от организации оплаты труда на основе Единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда. Указанные системы должны были решить следующие задачи:

1. Обеспечить более четкий учет отраслевых особенностей труда работников соответствующих отраслей, поскольку при формировании тарифных систем предполагалось основываться на более детальной дифференциации оплаты труда в зависимости от уровня образования, специального стажа работы, квалификации работника, характера и сложности выполняемых работ, разрабатываемой отраслевыми министерствами.

2. Повышение оплаты труда разных групп работников как по отраслям, так и внутри отраслевых систем, не должно было приниматься единым решением. Тем самым, должна была появиться возможность более гибкого подхода к политике в области оплаты труда. В частности, предполагалось установить очередность повышения оплаты труда работникам в зависимости от значимости отрасли, а внутри - даже по отдельным профессиям (должностям) в зависимости от их социальной значимости и финансово-экономических возможностей государства и отрасли.

3. Способствовать упорядочению надтарифных выплат и возможности перевода отраслевых особенностей в тарифные системы.

4. Установить дифференцированный подход к условиям оплаты труда в регионах в зависимости от возможностей региональных и местных бюджетов через разграничение полномочий между центром и территориями.

Однако вопрос о практическом реформировании оплаты труда был отложен, поскольку его проведение оказалось весьма затратным.[6]

В 2007 году, в рамках реализации комплекса проектов модернизации образования, к вопросу реформирования оплаты труда вернулись вновь.

Учитывая, что с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб., то оплата труда работников может быть одинаковой с 1 по 15 разряд из 18 (т.е. диапазон от дворника до главного врача поликлиники). Таким образом, теряется весь смысл использования ЕТС.

Основными целями введения новой системы оплаты труда являются:

· повышение мотивации педагогических работников ДОУ к качественному труду;

· создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников ДОУ;

· расширение участия общественности в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Задачи, решаемые введением новой системы оплаты труда:

· значительное повышение заработной платы педагогических работников ДОУ;

· повышение эффективности и качества педагогического труда;

· обеспечение взаимосвязи между качеством педагогического труда и доходом педагога;

· создание стимулов к повышению профессионального уровня педагогов;

· привлечение и закрепление в дошкольных образовательных учреждениях молодых кадров;

· экономическое стимулирование работы педагогов с родителями;

· институциализация участия гражданских институтов в материальном стимулировании педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Новая система оплаты труда работников ДОУ базируется на следующих основных принципах:

· обязательность соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации и другим законодательных и нормативных актов в области трудового права;

· самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений в пределах их компетенции;

· обеспечение минимальных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений;

· обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, качества и результатов педагогического труда, сложности выполняемых работ;

· материальное стимулирование повышения качества работы.

Предлагаемая система оплаты труда включает в себя:

1. должностные оклады;

2. компенсационные выплаты;

3. стимулирующие выплаты.

Уровень должностных окладов возрастает в 1,65 раза. Установление должностных окладов по специальностям служащих и профессиям рабочих предполагает возможность точечной корректировки заработка работников отдельных профессий и специальностей в зависимости от ситуации на рынке труда (чего лишена ЕТС – увеличивается тарифная ставка 1 разряда, соответственно нужно поднимать зарплату всем работникам).

Должностные оклады - гарантированная часть заработка работника.

Новой системой оплаты труда отменен ранее действовавший порядок увеличений должностных окладов. Вводятся компенсационные доплаты к окладу. Другие компенсационные выплаты (ночные, сверхурочные, районный коэффициент и т.п.) закреплены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, порядок их установления сохраняется.

Порядок и условия поощрения работников - стимулирующие выплаты – определяются самим учреждением. Перечень стимулирующих выплат зафиксирован постановлением мэра. Право учреждения - выбрать для себя наиболее удобные, обязанность учреждения – выплачивать их в соответствии с критериями, разработанными для каждой должности и профессии. Таким образом, повышается роль руководителя в части принятия решения по оплате труда работников.

В новых условиях оплаты труда отсутствуют муниципальные надбавки, различные надбавки за сложность, напряженность, интенсивность и т.п. и иные выплаты, например, материальная помощь, которые в настоящее время носят характер «довеска» к заработной плате. Материальная помощь является социальной выплатой, поэтому не подлежит включению в систему оплаты труда. Средства, ранее направлявшиеся на выплату муниципальных и других надбавок, будут перераспределены между должностными окладами и стимулирующими выплатами.

Формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах объема средств ДОУ на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством воспитанников и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения.

Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ - фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения;

N - норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

П - поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения;

Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

В - количество воспитанников ДОУ.

При переходе на новые системы оплаты за учреждениями закрепляется фонд оплаты труда в размере, не ниже, чем до введения системы. Поэтому при проведении оптимизации штатов учреждений, средства на оплату труда остаются в распоряжении учреждений в полном объеме.

Образовательное учреждение самостоятельно на основе утвержденной системы разрабатывает и утверждает положение о порядке установления и размерах компенсационных и стимулирующих выплат для работников учреждения и согласовывает его с департаментом образования.

На рисунке 1 приведена структура фонда оплаты труда дошкольного образовательного учреждения.

Рис. 1 Структура ФОТ ДОУ

Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками исходя из условий, результативности труда, особенностей деятельности учреждения и работника в соответствии с утвержденной системой.

Для определения базового фонда оплаты труда были разработаны примерные штатные расписания для однотипных учреждений бюджетной сферы, в рамках установленных по отраслям соотношений тарифной и надтарифной частей заработной платы утверждена структура фонда заработной платы работников по типам учреждений.

Полученный объем финансовых средств увязан с функциями и задачами, выполняемыми учреждением на момент введения в учреждении новой системы оплаты труда и не зависит от должностей, устанавливаемых в дальнейшем руководителем учреждения самостоятельно.

Базовый фонд (бюджетные ассигнования) увеличивается при возложении на учреждение новых функций и задач и уменьшается при снятии функций и задач с учреждения, а также индексируется при повышении заработной платы работников организаций бюджетной сферы в централизованном порядке.

Утвержденный базовый фонд оплаты труда является гарантией для руководителя и позволяет ему наиболее эффективно использовать средства фонда оплаты труда, более рационально использовать рабочее время, оптимизировать, трудовой процесс, повысить производительность труда, а также уровень заработной платы работникам.

В пределах базового фонда руководителям образовательных учреждений предоставлено право устанавливать:

·структуру, численность и оплату труда работников учреждения;

·условия оплаты труда высококвалифицированным рабочим;

·нормированные задания работникам с повременной оплатой труда и оплату труда за фактически выполненный объем работ;

·индивидуальные условия оплаты труда отдельным работникам;

·применять часовую оплату труда низкооплачиваемым работникам;

·использовать экономию фонда оплаты труда на увеличение заработной платы работникам.

Оплата труда работников образования состоит из тарифных ставок (окладов) и повышений тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда, связанных с особенностями деятельности отдельных работников, являющихся минимальной гарантией оплаты труда и компенсационных и стимулирующих выплат, устанавливаемых в зависимости от индивидуальных особенностей работников и результативности их труда.

Размеры выплат компенсационного характера определяются руководителем учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников не ниже установленных Трудовым кодексом РФ и другими правовыми актами РФ и области.

Стимулирующие надбавки предусмотрены двух видов:

·носящие постоянный характер, размер и порядок которых установлен департаментом образования по согласованию с профсоюзами;

·другие стимулирующие выплаты.

Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат определяются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников либо коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах базового фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются. Стимулирующие выплаты, устанавливаемые работодателем, не носят постоянный характер, а зависят от результатов работы.

Заработная плата руководителя устанавливается в зависимости:

· от группы по оплате труда, к которой отнесено учреждение;

· характера деятельности учреждения - до 20%;

· территориального местонахождения учреждения (25% работающих на селе);

· от присвоения почетного звания (применение тарифного коэффициента, предусмотренного на один - два разряда выше);

· компенсационных и стимулирующих выплат.

К стимулирующим выплатам относятся:

1. надбавки к окладам за сложность и напряженность;

2. премии за основные результаты работы.

Размеры надбавок, премий, устанавливаемые в пределах бюджетных средств, не должны превышать для руководителей 100% должностного оклада.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: