Три группы государств накануне Второй мировой войны

 

Участники Тройственного Великобритания, Франция, Основные вопросы

пакта                            США

СССР
Цели внешнеполитического курса Передел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом Сохранение существующего мирового порядка. Противодействие коммунизму Укрепление международных позиций СССР, стремление использовать противоречия в «лагере империализма»
Особенности политики

Отказ Германии от условий Великобритания и Франция Версальского договора,   проводят политику расширение территории  умиротворения агрессора, в Европе. Развязывание   США — изоляционистскую локальных войн Италией политику и Японией

Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн.
       

33

    Решение вопроса о возможном союзнике
Сфера внешнеполитических Раздел мира на сферы интересов                       влияния Мир с установившимися после Первой мировой войны границами Территория бывшей Российской империи, зона проливов

После проведенной работы с таблицей и текстом учебника учащиеся отвечают
на вопросы                                             и выполняют                                            задания.

1. Подумайте, какова мера ответственности ведущих европейских государств, США, Японии     и СССР в развязывании                                  Второй        мировой        войны.

2. Какие               цели               преследуют               эти               государства?

3. Какие факты свидетельствуют о стремлении Англии и Франции «развернуть» агрессию  Германии  на Восток?  Чем  увенчалась  эта   политика?

4. Что вы думаете о возможности предотвращения Второй мировой войны?

В заключение обсуждения можно познакомить учащихся с мнением современных
историков                                                 по этому                                                 вопросу.

1. «Вызов, брошенный человечеству фашизмом, составлял реальную основу для широкого объединения самых различных сил, готовых противостоять надвигавшейся катастрофе… Важным этапом на пути обеспечения безопасности Европы и возможности объединения антифашистских сил явились 1933—1936 годы… Но все же решающего сдвига не произошло. Руководящие деятели Англии с самого начала блокировали выработку совместной системы безопасности… Германия явно форсировала осуществление своей программы мирового господства, а возможности образования антифашистского фронта становились все более иллюзорными». (Чубарьян А. О. В преддверии Второй мировой войны // Открывая новые страницы… Международные вопросы:  события и люди. — М., 1989. — C. 54.)

2. «С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несет главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожавшей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счет Советского Союза». (Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы // Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. — М., 1989. — C. 267.)

3. «Предотвратить трагедию нам не удалось. Почему? Ответы могут даваться разные, но одну из причин хотелось бы выделить. Мир един, и неразрывна взаимозависимость государств, какими бы могущественными и влиятельными они себя не считали. Мир был взаимозависим уже тогда, в 1939 году, и именно поэтому попытки наших будущих союзников по антигитлеровской коалиции строить свою безопасность на эгоистических началах «умиротворения» агрессора за счет безопасности других стран и тем более при этом играть с огнем окончились мировым пожаром». (Ковалев Ф. Н., Ржешевский О. А. Уроки истории: Так начиналась Вторая мировая война // Открывая новые страницы… Международные вопросы: события и люди. — М., 1989. — C. 94.)

Основные события начального этапа войны и причины военных успехов государств-агрессоров изучаются на основании текста учебника и исторической карты

34

по вариантам. Тема самостоятельной работы для первого варианта — «Война Германии против Польши», для второго варианта — «Странная война» и разгром Бельгии, Нидерландов, Люксембурга», для третьего варианта — «Разгром Франции», для четвертого варианта — «Битва за Англию».

Задание. Проанализировать информацию учебника и сделать выводы:

а) об особенностях военных действий Германии в данной операции;

б) о причинах поражения (или причинах успеха, если речь идет о Великобритании)
противников Германии.

Выводы учащихся по конкретным вопросам позволяют классу сделать общий вывод о причинах успешных действий Германии и ее союзников.

(Примерный ответ: Особенности боевых операций Германии против европейских стран в 1939—1941 гг.: быстрое, молниеносное проведение; тайное развертывание войск, которое помогает использовать эффект внезапности наступления; концентрация сил на направлении главного удара; совместные действия авиации (бомбардировка аэродромов, железнодорожных узлов, военных объектов), моторизованных корпусов и сухопутных войск (прорыв границы и продвижение к цели); высокие темпы и значительная глубина наступления, при этом линии обороны противника и очаги активного сопротивления оказываются в тылу немецких войск, и военно-политические ошибки жертв агрессии (предшествующая началу войны внешняя политика государств; несогласованность действий, отсутствие единой антифашистской коалиции; ошибки в определении сроков начала военных действий и направлении главного удара; ставка на оборону; отказ или неспособность правящих политических сил продолжать военные действия) — позволили Германии и ее союзникам добиться значительных успехов в начальный период войны.)

Для определения сущности фашистского «нового порядка» учитель дает задание выделить его черты, используя текст учебника (обращаем внимание учителя, что материал по этому вопросу содержится в § 16 и 17). Обобщая ответы, он указывает на фактическую ликвидацию суверенитета или государственности завоеванных стран, их экономическое ограбление и использование всех ресурсов в интересах Германии, расовую дискриминацию и геноцид, террор и репрессии против прогрессивных сил. При работе с документом учитель объясняет, что до сих пор существуют защитники точки зрения, согласно которой войска вермахта вели только военные действия и выполняли свой «солдатский долг», а за ужасы «нового порядка» несут ответственность войска СС, специальные карательные отряды, оккупационная администрация. Как опровергает представленный в учебнике документ эту точку зрения? Кого в документе именуют «бандитами и их пособниками»? О чем говорит нам появление специальной директивы о борьбе с «бандами и их пособниками»?

Вывод по основной проблеме урока самостоятельно формулирует один из учащихся.

Урок 15 (§ 17). БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ФРОНТАХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В 1941—1945 гг.

Основная задача урока: дать характеристику хода военных действий в 1941—1945 гг., показать роль СССР в разгроме фашизма в Европе и Азии.

Учитель организует работу класса с текстом учебника и историческими картами («Вторая мировая война. Военные действия 1939—1941 гг.»; «Вторая мировая война. Военные действия на территории Советского Союза в 1941—1942 гг.»; «Вторая мировая война. Военные действия в Европе в 1943—1945 гг.»), используя вопросы и задания.

35

1. Покажите на карте стратегический замысел фашистской Германии при нападении на СССР,     исходя   из содержания                                  документа         № 1 к §         17.

2. Сравните характер ведения военных действий со стороны фашистской Германии против европейских государств и в начальный период Великой Отечественной войны.

3. Какие факты позволяют утверждать, что успехи Германии в войне против СССР являются     временными?

4. Проследите по карте линию максимального продвижения агрессоров на Восточном фронте, в Африке, в Юго-Восточной Азии и на Тихоокеанском фронте.

5. Какие сражения на Восточном фронте ознаменовали коренной перелом в войне? Покажите на карте продвижение советских войск с ноября 1942 по март 1943 г.; с марта по декабрь 1943 г.

6. Назовите сражения на других фронтах войны, ознаменовавшие переход стратегической     инициативы          к антифашистской    коалиции.

7. Покажите на карте линию максимального продвижения англо-американских войск в 1943 г. Определите                     основные      итоги      третьего      периода      войны.

8. Каковы стратегические задачи Советских вооруженных сил в 1944—1945 гг. Проследите по карте продвижение советских войск в Европе и укажите освобожденные ими государства в 1944—1945 гг.

9. Покажите,      где      был      открыт      второй      фронт      в Европе.

10. Проследите по карте продвижение англо-американских войск в Европе и укажите
освобожденные ими государства в 1944—1945 гг. На основании текста параграфа
определите особенности ведения союзниками военных действий против Германии.

(Примерный                                                                                                               ответ:

а) особая роль взаимодействия сил союзников с Советскими вооруженными силами;

б) помощь   Советских   вооруженных   сил   войскам   союзников;

в) участие        движения       Сопротивления       в разгроме        агрессоров.)

11. Где и когда была подписана безоговорочная капитуляция Германии?

12. Найдите на карте японские города, подвергнутые атомной бомбардировке. Прочитайте документ № 2 к § 17 о результатах применения ядерного оружия.

13. Проанализируйте причины использования ядерного оружия в войне против Японии. Как вы оцениваете подобное решение американского правительства?

Проверку усвоения основного фактического материала учитель может провести в форме тестирования.

Задание 1. Соотнесите события и даты.

22 июня 1941 г.                                Начало      наступления      советских      войск

под Сталинградом
5—6 декабря 1941 г.                        Начало Берлинской наступательной операции

19 ноября 1942 г.                              Нападение фашистской Германии на СССР

5 июля 1943 г.                                   Начало контрнаступления советских войск

под Москвой
16 апреля 1945 г.                              Начало наступления советских войск на Курской дуге

Задание 2. Соотнесите дату, событие, географический объект.

ночь                             Разгром военно-морского флота                Коралловое   море,

с 8 на 9 мая                  США                                                                 остров Мидуэй

1945 г.

6 августа                      Подорвана мощь японского флота                Нормандия 1945 г.

7 декабря                     Крупнейшая десантная oпeрация                  Гавайские острова 1941 г. Второй мировой войны

6 июня                          Использование ядерного оружия                 Карлсхорст

36

1944 г.

май — июнь              Подписание       безоговорочной             Хиросима

1942 г.                          капитуляции Германии

При подведении  итогов  урока  организуется  обсуждение  вопросов.

1. Какой фронт вы считаете основным фронтом Второй мировой войны? Докажите свою точку     зрения.

2. В чем проявилось взаимодействие Красной Армии и войск союзников в боевых операциях     на фронтах   Второй                     мировой            войны?

3. Какое значение имело это взаимодействие для хода военных действий и для будущего?

Урок 16 (§ 18). ДИПЛОМАТИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Основная задача урока: проследить процесс складывания антифашистской (антигитлеровской) коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия, перспективы и значение.

Этапы                                                                                                                        занятия:

1. Постановка                                  проблемы                                                учителем.

2. Самостоятельная                           работа                                      над источниками.

3. Подведение итогов самостоятельной работы.

Во вступительном слове учитель напоминает, что Вторая мировая война — война коалиций, одна из которых — фашистская — сложилась до начала военных действий, а вторая — антифашистская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией, и ставит проблему урока. Учащимся надо указать последовательность работы над источниками, так как часть документального материала содержится в учебнике и учителю нет оснований для его дублирования.

Документ 1: Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США. 6 января 1941 г.

«…Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие… Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений… Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов». (Хрестоматия по новейшей истории. 1939—1945 / Под ред. Б. Г. Гафурова и др. — М., 1960. — Т. 2. — С. 508—509.)

Вопросы к документу:

1. Перечислите аргументы, с помощью которых обосновывает Рузвельт свою позицию по отношению                                                   к войне                                              в Европе.

2. Согласны ли            вы            с доводами             президента            США?

3. Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны ведет к созданию антифашистской коалиции?

Документ 2: Из выступления У. Черчилля по радио. 22 июня 1941 г.

«…За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все

37

это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи…

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии. Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он... надеется, что сможет снова повторить… процесс уничтожения своих врагов поодиночке…

Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни». (Россия, которую мы не знали: 1939—1993: Хрестоматия / Под ред. М. Е. Главацкого. — Челябинск, 1995. — C. 53.)

Вопросы к документу:

1. Что означают слова: «Прошлое… исчезает»? Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

2. Какие слова документа представляются вам ключевыми? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Какие идеи лежат в основе антифашистской коалиции?

Документ 3: Декларация о создании Союза объединенных наций представлен в учебнике.

Вопросы к документу:

1. Какие обязательства взяли на себя правительства, подписавшие Декларацию?

2. Каково значение создания Союза объединенных наций?

Документы, связанные с Тегеранской и Потсдамской конференциями, и вопросы к ним представлены в учебнике. Целесообразно дополнить их извлечениями из решений Крымской конференции.

Документ 4: Из решений конференции в Ялте. 4—12 февраля 1945 г.

«Разгром                                                                                                               Германии.

…Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга…

Оккупация                      Германии                      и контроль                      над ней.

38

…В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны…Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма… Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб… изъять и уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства… подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию… стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы… В наши цели не входит уничтожение германского народа.

Репарации                                                                                                          с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным
странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре
в максимально                                              возможной                                              мере.

О Польше.

Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти по линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить  существенное  приращение  территории  на севере  и западе.

По вопросам                                           Дальнего                                            Востока.

…Через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский  Союз  вступит  в войну  против  Японии…  при условии:

1. Сохранения     статус-кво…      Монгольской     Народной     Республики;

2. Восстановления принадлежавших России прав… а именно: a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов; b) интернационализации торгового порта Дайрена… и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги…

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов…» (Хрестоматия по новейшей истории. 1939—1945 / Под ред. Б. Г. Гафурова и др. — М., I960. — Т. 2. — С. 101—103, 105, 107.)

Вопросы к документу:

1. Какие соглашения вызвали серьезные споры на конференции (исходя из документа и материала     учебника)?

2. О чем свидетельствовало нарастание противоречий внутри антифашистской (антигитлеровской)     коалиции?

3. Как вы объясните тот факт, что даже на завершающем этапе войны, когда в рамках антигитлеровской коалиции стали проявляться противоречия, немецкой дипломатии не удалось разобщить союзников?

В завершение урока учащиеся самостоятельно делают вывод по основной проблеме, подтверждая свое мнение документальным материалом.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: