Личность подростка и девиантное поведение

 

Подрост­ковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения [17]. Это один из кризисных этапов в становлении личности человека. В контексте нашего обсуждения личность рассмат­ривается как феномен общественного развития, динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогене­за человека, а личностные особенности - как социально обус­ловленные элементы личности [5].

Личность как структурно-динамическую систему можно представить состоящей из ядерной, имеющей биопсихическую основу, и периферической части, имеющей социальную приро­ду и легче подвергающейся изменениям. Именно она как дина­мическая часть в структуре личности отличает девианта от лич­ности с нормативным поведением [23].

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерны­ми для этого периода жизни реакциями эмансипации, группи­рования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением.Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими зло­употреблению психоактивными веществами[17]. Остановимся подробнее на поведенческих реакциях пубертатного периода.

Реакция эмансипациипроявляется в стремлении высвобо­диться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подрост­ками отвергается. Реакция эмансипации может быть направле­на как на конкретных взрослых (родители, учителя и т.д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группиро­вания со сверстниками, поведение может становиться антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта. Одной из проявлений реакции эмансипации служит особая форма пове­дения, которая получила название «отравление свободой». При «отравлении свободой» поведение подростка становится про­тивоположным тому, что от него требовалось раньше. При­влекает именно то, что не дозволялось. Поэтому «отравление свободой» будет способствовать аддиктивному поведению с поисковой мотивацией, т. е. стремлению попробовать все, испы­тать на себе действие тех дурманящих веществ, которые мож­но раздобыть.

Реакция увлечения (хобби)в отличие от реакции эманси­пации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способ­ствует резкому сокращению приема спиртных напитков в стар­шем подростковом и юношеском возрасте. Особенно противо­действующим фактором являются интеллектуально-эстетичес­кие хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) также препятствуют аддиктив­ному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к злоупотреблению допингами в виде анаболичес­ких стероидов или стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений. Единственное исключение составляет осо­бый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. Подростки все время отдают бездумному общению со сверст­никами, бесцельному многочасовому путешествию по Интер­нету, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информации, Отсюда следует тяготение к асоциальному времяпрепровождению и таким же компаниям сверстников.

Реакция имитации— это стремление подростка копиро­вать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и при­страстия людей, к которым он испытывает положительные чувства от уважения до слепого почитания и обожания куми­ра. В качестве объекта имитации могут выступать эстрадные и музыкальные звезды, киноактеры, любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авто­ритетом и уважением.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психо­активных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими. Препараты, получаемые из эфедрина и эфедринсодержащих смесей, обладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, ведущими половую жизнь. В подростковой среде бытует мнение, что курение препаратов конопли способствует повышению потенции и делает сексуаль­ные ощущения особо острыми и привлекательными.

Реакция группирования со сверстниками.Группа сверст­ников для подростка служит, во-первых, важным каналом ин­формации, которую он не может получить от взрослых: во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружающих и самого себя; в-третьих, груп­па представляет новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье. Реакция группирования со сверстниками яв­ляется основным фактором риска вовлечения подростка в употребление, а затем и злоупотребление наркотическими веществами.

К ведущим новообразованиям личности подросткового пе­риода относят притязания на взрослость, рефлексивные процессы[5]; специфические осо­бенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенчес­кой сферы личности подростка; взаимосвязи между наруше­ниями поведения и особенностями самосознания; проблемы в общении с взрослыми и сверстниками[21], проблемы подростков в отношениях с родителями[16].

Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой. Ее первая объективная сторона - в значитель­ных различиях между требованиями, предъявляемыми обще­ством к детям и квзрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Из­менения активности эндокринной системы приводят к выра­женным колебаниям вегетативных функций (потливость, по­краснение, побледнеиие, похудание, ожирение). Подростки становится эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Несовпадение ускоренного физического и раннего полово­го развития с отставанием социальной зрелости (ограничен­ность выполнения общественных функций и полная матери­альная зависимость от родителей) создает большие психоло­гические и межличностные трудности. Функциональная неустойчивостью физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств (ускоренное раз­витие интеллектуальных возможностей и отставание в форми­ровании чувства долга, ответственности) могут порой проявить­ся в алогичности поступка. Таким образом, второй объек­тивной основойсложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Можно ска­зать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе вре­мени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что нео­жиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происхо­дить изменения, смысл, а главное необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут принять себя в новом качестве, стесняются своего ново­го облика.

Третьей объективной основой сложностиподростко­вого возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вслед­ствие недостаточной самостоятельности ребенка и относитель­но не широкой сферы его деятельности и общения. Ведь мно­гое из того, что делает ребенок, он делает по прямому побужде­нию взрослых; система внутренних побуждений формируется у него постепенно. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а дея­тельность его оценивается окружающими строже, чем деятель­ность ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты вос­питания, дефекты развития личности. В первую очередьэто нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это мо­жет быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного дей­ствовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означа­ет слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и меха­низмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким-либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве[16].

Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо про­являющимся в подростковом возрасте, является и поверхнос­тность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоцио­нальной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Поведение таких подростков импульсивно, обычно непоследовательно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или же, напротив, недостаточно понятую окружающими агрессив­ность, жестокость, мелочную требовательность.

Другим дефектом воспитания является безответствен­ность,то есть неспособность или нежелание человека предви­деть или учитывать последствия своих поступков. Такой чело­век не способен представить себя и окружающее в период вре­мени, следующий за совершением им данного действия, а отсюда он не может в должной мере и учитывать результаты этого дей­ствия и оценивать их значимость. Все это порождает и нежела­ние сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.

Следующий важный дефект воспитания, отчетливо про­являющийся в подростковом возрасте, — недостаточная уве­ренность в себе, повышенная тревожность. Недостаток внима­ния, поддержки, одобрения окружающих ведет к формирова­нию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие чувства безопасности, защищеннос­ти. Для воспитания уверенности в себе, защищенности, спо­собности воспринимать себя членом семьи, общества в целом необходима достаточная интенсивность общения, взаимодей­ствия с окружающими. Дело здесь не только в характере эмо­циональной реакции окружающих, но и в достаточном количе­стве самих субъектов общения, в интенсивности общения, а так же в четкости и понятности для ребенка реакции окружаю­щих, устойчивости и постоянстве требований к нему наряду с одобрительным в целом к нему отношением[13].

Именно в дефектах воспитания, в небла­гоприятных условиях развития, особенно в раннем возрасте, следует искать истоки такого мировосприятия, при котором человек представляет окружающих людей как якобы не понимаемых обществом, а самого себя — как якобы неспособного к его пониманию.

Известно, что на путь асоциального поведения человек ста­новится обычно в период, когда он еще не вполне сформиро­вался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте. Одной из основных причинтого, что подросток становится на противоправный путь, яв­ляется разрыв его связей с обществом или недостаточность этих связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для под­ростка конкретными представителями общества и конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недоста­точно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противо­правной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми они в какой-то момент в той или иной ситуации, случайно или неслучайно, оказались в контакте. И именно в этот ответствен­ный момент решающим оказывается то, в какой степени подро­сток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.

Недостаточная способность к восприятию себя членом об­щества. Сказывается преимущественно в подростковом возрас­те именно потому, что у подростков и в норме происходит раз­рыв некоторых социальных связей, формирование новых спо­собов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе свер­стников ставят сложные задачи. Группа сверстников для под­ростка является той непосредственной микросоциальной сре­дой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят настоящий эмоцио­нальный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективнос­ти своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут спо­собствовать возникновению стойких психологических барье­ров, может измениться отношение не только к конкретному человеку, допустившему бестактность, но и к другим. Следо­вательно, четвертая причина сложностей подросткового возрастасвязана с психологическими сдвигами, происхо­дящими в ходе полового созревания.

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Для это­го периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за три-четыре года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для них привычной. В период полового созревания эти разли­чия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физиологической зрелости, которые до­стигают между мальчиками и девочками в подростковом возра­сте полутора-двух, а порою и более лет.

Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая при­надлежность начинает определять многое — и жизненные пла­ны, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все боль­шую роль. В частности, поэтому некоторые прежние способы самоутверждения теряют свою значимость. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавлива­ет» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной мас­кулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы «Я-концепции». Это может порождать неуверенность в себе, свя­занную с неуспехом среди сверстников, среди окружающих людей, с изменением своего положения среди них, Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведе­нием лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкульту­ры оно теряет смысл.

Пятая объективная основа сложностейподростково­го возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой ук­лад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются. Во-первых,потому, что в отличие от подростков, дети не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и срав­нению характера взаимоотношений между людьми, а во-вто­рых,потому, что классный коллектив складывается постепен­но, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллек­тивной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становят­ся объектом внимания.

Многие психологи считают, что в подрос­тковом возрасте возникает характерное для него психическое новообразование - чувство взрослости, тогда как взрослые часто не считают подростка достаточно взрослым. Именно это по мнению психологов, и приводит к конфликтам между под­ростком и взрослыми. Именно убежденность подростка в своей взрослости и дает ему мораль­ное право требовать равенства со взрослыми во всех желаемых аспектах деятельности (подростки никогда не требуют абсо­лютного равенства, их интересует именно их собственная дея­тельность, а не формальное признание взрослости).

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между под­ростками и старшими могут порою приобретать довольно боль­шую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определять­ся только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать воз­можность того, что они могут оказаться неправыми в отноше­нии к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: