Методики исследования

 

Методика СОП предназначена для и измерения склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения: нарушения норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, аддиктивное, делинквентное поведение.

Методика включает около 100 вопросов, формирующих специализированые психодиагностические шкалы - 1 служебную (шкала установки на социальную желательность ответов) и 7 содержательных шкал: 1) склонность к преодолению норм и правил; 2) склонность к аддиктивному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведенению; 4) склонность к агрессии и насилию, 5) волевой контроль эмоциональных реакций;) склонность к делинквентному поведению; 6) принятие женской социальной роли (используется только в женском варианте).

Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, т.е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями, слу­жебная шкала – на предрасположенность испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, т.е. сознательно обманывать и выставлять себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле. Эта шкалa позволяет также оценить достоверность результатов тестирования в целом и скорректировать результаты в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Результаты по каждой шкале оцениваются суммой баллов, которая сравнивается; нормами, заложенными в методике. Если избранная сумма баллов равна или превы­шает 50, то измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной, степень склонности к девиантному поведению высока. Если набранная сумма баллов исследуемого меньше 50, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное.

Так же как и ранее, все ученики были распределены по критерию склонности к девиантному поведению и поделены на три группы. Распределение проводилось на основании результатов всех содержательных шкал, кроме шкалы принятия женской социальной роли. Если хотя бы по одной из шкал ученик попадал в группу риска, т.е. набирал более 50 баллов, то он заносился третью группу под названием «высокий риск». Все ученики, набравшие менее 50 баллов по всем шкалам, попадали в группы «средний риск» и «низкий риск». В группу «средний риск» попали ученики, набравшие по каждой шкале от 49 до 40 баллов

В группу «низкий риск» - набравшие по каждой шкале менее 40 баллов. Результаты распределения приведены в таблице. Приложение 2,3.

Проведенные ранее исследования показали сильную зависимость между снижением моральной нормативности и повышением вероятности возникновения у учащихся различных видов отклоняюще­гося поведения. Поэтому оценка уровня моральной нормативности человека мо­жет явиться важным, если не основным, фактором для выявления лиц, склонных к девиантному поведению.

В данном исследовании использовались шкала «Моральная нормативность» (МН) из многоуровне­вого личностного опросника «Адаптив­ность», разработанного А.Г. Максаковым и С.В. Чермяниным.

Данная шкала (МН) содержит 24 вопро­са; по ней можно набрать от 1 до 10 баллов. Средние показатели лежат в интервале от 4 до 6 баллов. Если набранная сумма 7—10 баллов, т.е. превышает средние значения, то измеряемую психологическую характе­ристику можно считать хорошо развитой: человек реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. Если набранная сумма 1-3 балла, т.е. меньше сред­него, то измеряемое свойство оценивается как плохо развитое: человек не может адек­ватно оценить свое место и роль в коллекти­ве, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. К примеру, получившие низкий балл по шкале МН отвечали «нет» на вопросы «У меня отсутствовали непри­ятности из-за моего поведения», «Я возму­щаюсь каждый раз, когда узнаю, что пре­ступник по какой-либо причине остался безнаказанным»; отвечали «да» на вопросы «Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы», «Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку», «Глупо осуждать людей, которые стремятся ухва­тить от жизни все, что могут».

По результатам набранных баллов все ученики были ранжированы по уровню моральной нормативности и распределе­ны по трем группам (Приложение с.33.). В первую группу под названием «низкий риск» вош­ли ученики, набравшие 7 и более баллов, во вторую группу - «средний риск» - уче­ники с показателями 4-6 баллов, в третью группу — «высокий риск» — 1-3 балла.

Для оценки взаимосвязи уровня мо­ральной нормативности учащихся и склон­ности к отклоняющемуся повелению были рассчитаны коэффициенты корреляции (r) между шкалой МН и всеми шкалами методики СОП. Расчеты показали, что снижение уровня моральной нормативности тесно связано с повышением склонности ко всем рассмотренным в работе видам отклоняю­щегося от норм поведения. Например, ко­эффициент корреляции между шкалой МН и шкалами: а) склонность к аддиктивному поведению r = -0,59 (при p5< 0,001); б) склон­ность к преодолению норм и правил r = -0,55 (при р < 0,001); в) склонность к самоповреж­дающему и саморазрушающему поведению (в том числе рискованному) r = -0,49 (при р < 0,01); г) склонность к. агрессии и насилию r = -0,46 (при р < 0,01); д) склонность к делинквеитному поведению г = -0,45 (при р < 0,001). Менее выраженная связь, но также достоверная, выявлена между снижением моральной нормативности и нарушением волевого контроля эмоциональных реакций (r = -0,33; р< 0,05).Все приведенные коэффициенты корреляции являются статистически значимыми и свидетельствуют о том, что снижение уровня моральной нормативности связано с повышением склонности к отклоняющемуся поведению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: