Фигурой называют оборот речи, особое построение текста, которое используется с целью создания выразительных эффектов[56].
1. Антитеза
Антитеза является фигурой, использующей такое языковое средство, как антонимы, и заключающейся в противопоставлении слов, называющих различные явления и понятия. Это позволяет представить проблему и товар как решение проблемы потребителя[57].
ü Чувствуйте свои волосы, а не лак для волос.
2. Оксюморон
Оксюморон – стилистическая фигура, сущность которой в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, исключающих друг друга[58].
ü Venetta – бесконечные мгновения наслаждения;
ü Старое новое или новое старое;
ü Зима – самое теплое время года;
ü Согревает охлажденной.
3. Повтор
Повтор – фигура, заключающаяся в повторении одинаковых звуков или их сочетание в известной последовательности[59].
Можно выделить следующие виды повторов:
А) Анафора – разновидность повтора, заключающаяся в повторении одних и тех же языковых элементов в начале каждого из отрезков рекламного текста[60].
|
|
ü Light – это легкий GSM
Light – это новый GSM;
ü Благороден и благотворен.
Б) Хиазм - стилистическая фигура; части двух параллельных членов располагаются в обратной последовательности[61].
ü Ваши деньги - это бумага. Наши бумаги - это деньги.
В) Стык - звуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы[62].
ü Показывают движение времени, но время не властно над ними.
Г) Эпифора - или антистрофа, фигура стилистическая: повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи[63].
ü Не просто чисто - безупречно чисто!
4. Эллипсис
Эллипсис – фигура, заключающаяся в намеренном пропуске одного из членов предложения, семантика которого легко восстанавливается по контексту.
Эллипсис служит средством экономии, что очень важно для слогана. За счет эллиптических предложений слоган приобретает динамичность, энергию[64].
ü Био-сила: с пятнами – жестоко, с вещами – нежно;
ü Густые ресницы – одним взмахом;
ü Ноге – удобно, и кошельку – легко.
5. Риторический вопрос
Риторический вопрос – стилистическая фигура, заключающаяся в таком построении слогана, при котором формулируется вопрос, ответ на который очевиден или не ожидается[65].
Слоганы, в формате риторического вопроса, - это, скорее, исключение, чем правило.
ü Разве я не ценю качество?
ü А вы любите зиму, как люблю ее я?
ü Какую воду ты пьешь?
6. Риторическое обращение
Риторическое обращение – фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу[66].
|
|
ü У вас болит голова?
ü Нас знают многие. А Вы?
ü Ведь Вы этого достойны!
7. Бессоюзие
Бессоюзие – построение слогана, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения не соединяются союзами[67].
ü Быстрее, послушнее, сильнее;
ü Новый вкус, новый образ, новые сокровища.
8. Градация
Градация – стилистическая фигура, особое построение слогана, при котором языковые элементы располагаются в порядке убывания или в порядке возрастания по какому-либо признаку[68].
ü Пакет?.. Сумка?.. Рюкзак?.. Маловато будет… Мешок!
ü Одна семья – два телефона – четыре преимущества.
9. Умолчание
Умолчание – фигура, заключающая в том, что в слогане не до конца выражается какая-либо мысль.
Слоган с умолчанием позволяет потребителю подставлять свои собственные значения, домысливать, фантазировать[69].
ü Дома хорошо, а в машине…
ü На нашей мебели удобно…
ü Когда хочется праздника…
Описанные языковые средства, тропы и фигуры можно рассматривать в виде технологии поиска интересной формы слогана для содержания коммуникации. Как правило, среди множества вариантов слоганов, несколько оказываются наиболее удачными именно благодаря изобразительно-выразительным средствам.
Таким образом, последовательную реализацию содержания коммуникации слогана в виде различных языковых и изобразительных средств можно рассматривать как одну из технологий разработки слогана.