Количественные параметры основных макроэкономических пропорций в российской экономике на конец 1997 года

Показатели Оценка итогов
Номинальный ВВП, млрд руб 2675
Реальный ВВП, в % к 1996 году 99,0 - 100,4
Дефлятор ВВП, раз 1,18
Среднемесячные темпы прироста цен, % 0,40 - 0,60
Инфляция, в % к декабрю 1996 года 11
Денежная масса М2, млрд руб. 374,1
Среднемесячные темпы прироста М2, % 1,7 - 2,2
Темп прироста М2 за год, % 28
Скорость обращения М2 за год, раз 8,2 - 8,3
Коэффициент монетизации, % 140
Наличные деньги М0, млрд руб. 130,4
Доля М0 в М2, % 34,9

Источник: Деньги и кредит. 1998. № 1.

И, как результат, впервые с 1992 г., когда начался процесс преобразования экономики России, в 1997 г. удалось добиться существенного замедления темпов экономического спада. Практически на протяжении всего периода 1997 г. объем ВВП в реальном выражении сохранялся на уровне 1996 г., а в отдельный отраслях наметился рост. Среднемесячная инфляция колебалась до 1,7% (см. табл. 4.5).

В денежно-кредитной сфере удалось в целом обеспечить относительную стабильность функционирования банковской системы. Центральный банк, несомненно, добился к лету 1997 г. серьезных достижений в стабилизации денежного обращения, и обнародованные летом 1997 г. решения об изменении масштаба цен с 1 января 1998 г. можно рассматривать как логический итог преобразований.

Тем не менее по ряду направлений в 1997 г. не удалось преодолеть преломления тенденций в развитии еще сохраняющихся негативных процессов. Так, сохранили свою остроту существовавшие диспропорции между отдельными составляющими единой государственной экономической политики, прежде всего между денежно-кредитной, с одной стороны, и бюджетно-налоговой, а также структурной политикой - с другой. Сочетание низких доходов федерального бюджета и достаточно высокого уровня дефицита федерального бюджета при отсутствии у государства возможности повысить свои доходы (прежде всего из-за несовершенства фискальных механизмов) или сократить дефицит (из-за постоянного давления со стороны бюджетных организаций, недополучающих обещанного финансирования), осложнили положение в сфере государственных финансов (см. прил. 8).

Несмотря на предпринятые Банком России меры в денежно-кредитной сфере, не удалось добиться улучшения ситуации в инвестиционной сфере. Как результат, по темпам роста инвестиций в основной капитал в 1997 г. не удалось выйти на уровень, определенный целевым прогнозом развития российской экономики в 1997 г., предусматривавшим рост объема инвестиций в сопоставимых ценах - 102%.

У денежных властей и в общественном сознании в целом существовали тогда иллюзии о тождественности антиинфляционных успехов и финансовой стабилизации, об автоматизме ожидаемого экономического подъема. Но существование в России депрессии системного и всеобъемлющего характера опровергает это тождество.

В выступлении Председателя Центрального банка С. К. Дубинина на 14 заседании Ассоциации банков Азии, состоявшемся в Москве в сентябре 1997 г., развеяны монетарные иллюзии: «Изменение ставки рефинансирования, отражающее оценку развития ситуации в денежной сфере, воздействует на формирование ожиданий экономических агентов... Вместе с тем снижение процентных ставок не вызвало адекватного роста кредитов коммерческих банков реальному сектору экономики, что обусловлено как высокой рискованностью данных вложений, так и низким платежеспособным спросом нефинансовых агентов...Эта закономерность носит системный характер. Достичь устойчивого экономического роста в переходный период только средствами денежно-кредитной политики на практике крайне сложно. Процесс трансформации внутренних сбережений в производственные инвестиции не происходит сам по себе даже при достижении максимально низкого уровня ставки рефинансирования Центрального Банка РФ».

Финансовый кризис всех уровней (от государства с секвестированным бюджетом до предприятий с картотекой неплатежей) потенциально не позволял идти на чрезмерное и резкое снижение учетной ставки. Тем не менее, несмотря даже на начавшийся мировой финансовый кризис, центральный банк понижает с 1 октября 1997 г. учетную ставку до 21%. Между деструктивными экономическими реалиями и официальной денежно-кредитной политикой возникло опасное противоречие, выразившееся в обвале рынка государственных ценных бумаг (и корпоративных тоже) и в «стремительном бегстве» учетной ставки - сначала до 28% (ноябрь 1997 г.), а затем в декабре 1997 г. завуалированно до 36% (ломбардная ставка была выше учетной) и, наконец до 42% в феврале 1998 г. (см. прил. 1).

Стремительный рост ставки рефинансирования объективно свидетельствует о раскручивании инфляционных процессов в стране. Углубляется кризис государственных финансов. Результаты противоречий в экономической политике проявились уже в середине 1998 г., они вылились в глубокий финансовый и валютный кризис и угрозу банкротства государства.

 

4.2.3. Денежно-кредитная политика на современном этапе: проблемы и противоречия

В рамках основных целей денежно-кредитной политики на 1998 г. была зафиксирована задача снижения инфляции до 5 - 8% в целом за год. При этом валовой внутренний продукт должен был составить 2840 - 2930 млрд руб., или 100 - 102% в реальном выражении к уровню предыдущего года. Предполагалось, что предельный размер дефицита федерального бюджета в 1998 г. составит 132,4 млрд руб., или 4,7% ВВП. В этих условиях индикативный прирост денежной массы М2 в 1998 г. мог составить от 22 до 30% за год. Параметры валютной политики были зафиксированы в Совместном заявлении Правительства РФ и Банка России о валютной политике на 1998 - 2000 годы (табл. 4.6). В соответствии с Заявлением в.этот период центральный курс рубля должен был составить 6,2 руб. за доллар США с предельными отклонениями от него не более 15%. В 1998 г. среднее значение обменного курса должно было составить 6,1 руб. за доллар США.

Таблица 4.6

Прогнозы и итоги макроэкономических показателей РФ в 1998 году

Показатели Прогноз Оценка итогов
Номинальный ВВП, млрд руб. 2840 - 2930 2514
Реальный ВВП, в % к 1997 году 100 - 102 94
Дефлятор ВВП, раз 1,08  
Среднемесячные темпы прироста цен, % 0,42 - 0,67 5,80 - 6,67
Инфляция, в % к декабрю 1997 года 5 - 8 70 - 80
Денежная масса М2, млрд руб. 456 - 486 389 - 400
Среднемесячные темпы прироста М2, % 1,8 - 2,5 0,33 - 0,58
Темп прироста М2 за год, % 22 - 30 4 - 7
Скорость обращения М2 за год, раз - 65
Коэффициент монетизации, % - 15,5 - 15,9
Наличные деньги М0, млрд руб. - 154,2
Доля М0 в М2, % - 42,2

Источник: Деньги и кредит. 1999. № 1.

Однако с начала года финансовая система России испытывала нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности явились:

- налогово - бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам, ростом расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государственного долга;

- рост взаимных неплатежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;

- резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятным изменением конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;

- обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;

- нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнять свои финансовые обязательства.

Необходимость постоянного реагирования на угрозу, а затем и проявления финансового кризиса не позволила органам денежно-кредитного регулирования обеспечить выполнение задач, определенных «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 г.» [23].

В первые семь месяцев 1998 г. Банк России осуществлял денежно-кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики является то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких, как денежная масса и процентные ставки, формируется исходя из задачи поддержания заданной динамики валютного курса. Среднемесячная инфляция колебалась в пределах от 0,9 до 0,6%.

При росте доходности на внутреннем рынке государственных заимствований неоднократно повышалась ставка рефинансирования (ее максимум пришелся на конец мая - начало июня, когда она составила 150%), ставки по ломбардным кредитам, а также ставки по привлечению средств в депозиты Банка России (см. прил. 1, 5, 7). В результате Банку России в первом полугодии удалось сохранить объявленную динамику валютного курса (снижение валютного курса рубля за семь месяцев составило 4,03%, а прирост инфляции - 4,2%). Однако это происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка России: за первые шесть месяцев 1998 г. они снизились на 12,8%. Ситуация осложнялась и уменьшением внутренних источников пополнения валютных резервов страны вследствие того, что в результате ухудшения условий внешней торговли России в первом квартале 1998 г. сложилось отрицательное сальдо по счету текущих операций. За семь месяцев 1998 г. отмечалось и абсолютное сокращение денежной массы М2 на 3,8%, а широкие деньги М2Х уменьшились на 5,2% [23].

Таким образом, сложившееся в первой половине 1998 г. положение свидетельствовало о существенном изменении макроэкономических условий, которым соответствовал иной, более низкий обменный курс рубля.

В этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства из инструмента, предназначенного для привлечения средств в федеральный бюджет, стали, наоборот, механизмом, поглощающим средства из бюджета. Вследствие чего Правительством РФ было принято решение об отказе от заимствований на этом рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. в новые ценные бумаги.

По ряду критериев сложившийся в середине 1998 г. курс российского рубля (на уровне 6,2 руб. за доллар США) являлся переоцененным. Поддержание стабильного реального обменного курса на этом уровне осуществлялось в основном за счет резервов Банка России, а суммы, выплаченные Правительством РФ в результате погашения государственных ценных бумаг, в условиях отказа от новых займов стали оказывать дополнительное давление на валютный рынок. Продолжение политики искусственного поддержания валютного курса путем проведения валютных интервенций могло привести к катастрофическому истощению золотовалютных резервов Банка России.

С учетом мировой ценовой конъюнктуры эффективность операций по ряду основных статей российского экспорта резко снизилась, а по некоторым товарным группам стала отрицательной. Расхождение между паритетом покупательной способности (ППС) рубля, оценивавшимся к середине 1998 г. в 4,3 руб. за 1 дол. США, и его рыночным курсом составляло около 40%. Опыт стран с экономикой переходного типа показывает, что неизбежное отставание ППС национальной валюты, связанное со сравнительно низкой конкурентоспособностью национальной экономики, при переходе этих стран к фазе устойчивого экономического роста составляет обычно не менее 100%.

Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентами.

В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом.

В этот период режим привязки курса рубля к доллару США, с одной стороны, был элементом политики, направленной на привлечение в экономику иностранных инвестиций, но, с другой стороны, ее следствием стало то, что банки не могли адекватно оценивать возникающие потенциальные риски. Банки хеджировали валютные риски нерезидентов путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты, в ряде случаев в значительных объемах. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.

17 августа 1998 г. было принято решение о введении 90-дневного моратория на возврат финансовых кредитов, полученных от нерезидентов РФ, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.

Начиная с 17 августа 1998 г. Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменен механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ. Отказ Правительства РФ от заимствований на внутреннем рынке означал, что в условиях экономической неопределенности вложения в иностранную валюту, прежде всего в доллар США, стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов, включая население. Это усилило давление на рубль и способствовало сохранению высоких девальвационных ожиданий. В этих условиях Банк России оставался практически единственным продавцом иностранной валюты на валютной бирже. Ажиотажный спрос на валюту усилился после отставки Правительства РФ. Золотовалютные резервы Банка России продолжали уменьшаться. В июле - августе Банк России израсходовал на поддержку курса рубля около 9 млрд дол., но ни увеличение ставок по кредитам Банка России, ни его действия по изъятию ликвидности путем привлечения средств в депозиты Банка России не могли удержать ситуацию. 1 сентября Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счет значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний курса рубля, и перешел к режиму плавающего валютного курса [23].

Такая политика позволяет осуществлять более гибкое управление совокупным денежным предложением. Экономически обоснованный валютный курс создает условия для стабилизации покупательной способности национальной валюты на основе самостоятельной денежно-кредитной политики.

Основное преимущество денежно-кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами. Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы центрального банка, позволяет банку, в частности, больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях также появляются возможности увеличения положительного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом. А это в свою очередь позволяет начать работу по восстановлению золотовалютных резервов Банка России, что чрезвычайно важно в посткризисный период для достижения долгосрочной стабилизации национальной валюты. Так, уже в сентябре - октябре Банк России несколько увеличил свои золотовалютные резервы. После введения режима плавающего валютного курса существенно увеличились и остатки средств на корреспондентских счетах банков, что способствовало постепенному разрешению кризиса банковских неплатежей. Причем постепенный рост денежного предложения не сопровождался ускорением инфляции.

Вследствие финансово-экономического кризиса, в том числе ситуации, сложившейся 17 августа 1998 г., в целом за год произошли негативные изменения в денежной сфере (табл. 4.7).

За январь - сентябрь 1998 г. денежная масса в обращении (М2) сократилась на 2,2%. Отмечавшаяся в 1996 - 1997 гг. взаимосвязь между ростом денежной массы и инфляцией, выражавшаяся в росте реальной денежной массы и снижающемся уровне инфляции, оказалась нарушенной. Высокий спрос на иностранную валюту, «бегство» от рубля привели к сокращению спроса на деньги и снижению реальной денежной массы.

В течение января - августа 1998 г. в условиях поддержания динамики валютного курса рубля в заданных пределах ценой сокращения золотовалютных резервов произошло абсолютное уменьшение денежной массы М2. В дальнейшем после введения режима плавающего валютного курса денежная масса стала расти, и в целом за год увеличилась на 4 -7% при первоначальном прогнозе 22 - 30%.

Произошедшие в1998 г. изменения в структуре денежной массы М2 отражают как изменения отношения населения, предприятий и организаций к использованию денежных средств, находящихся в их распоряжении, так и изменение условий формирования денежного предложения. В структуре денежной массы выросла с 34,9 до 42,2% доля наличных денег в обращении, после резкого снижения их величины в январе 1998 г.

За девять месяцев 1998 г. банковские вклады населения в рублях сократились на 11,2%, а в реальном выражении - на 40,7%. При этом снижение по отношению к концу сентября прошлого года составило 9,8%. Это было вызвано как растущим недоверием населения к банкам, так и тем, что в 1998 г. произошло сокращение реальных денежных доходов населения: по отношению к соответствующему периоду предыдущего года в первом квартале 1998 г. они составили 93,1%, во втором - 89%.

Падение доверия к банковской системе и стремление населения в целях сохранности своих денежных накоплений перевести свои вклады в наличные деньги, а также погашение в конце года задолженности по заработной плате и социальным выплатам привело к дальнейшему росту объема наличных денег, находящихся в обращении, что ухудшает структуру денежной массы из-за повышения доли самого ликвидного ее элемента и привело к увеличению скорости обращения денег.

Таблица 4.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: