Количественные параметры основных макроэкономических пропорций в российской экономике на конец 1996 года

 

Показатели Оценка итогов
Номинальный ВВП, млрд руб 2256
Реальный ВВП, в % к 1995году 94
Дефлятор ВВП, раз 1,49
Среднемесячные темпы прироста цен, % 1,6
Инфляция, в % к декабрю 1995 года 21,8
Денежная масса М2, млрд руб. 290 -195
Среднемесячные темпы прироста М2, % 2,3 - 2,4
Темп прироста М2 за год, % 31 - 34
Скорость обращения М2 за год, раз 8,7 - 9,0
Коэффициент монетизации, % 12,9 - 13,1
Наличные деньги М0, млрд руб. 103,8
Доля М0 в М2, % 35,2 - 36,0

Источник: Деньги и кредит. 1997. № 1.

Следствием понижения темпов инфляции стало некоторое укрепление реального курса рубля, понижение номинальных процентных ставок. Например, по кредитам юридическим лицам ставки снизились со 108% в январе до 60% в ноябре. Доходность ГКО снизилась за тот же период с 82 до 40%.

В 1996 г. развитие денежной сферы в значительной степени определялось состоянием государственных финансов, в первую очередь уровнем дефицита бюджета, который составил 74,3 трлн руб.(7,9% ВВП) (см. прил 8). Покрытие дефицита осуществлялось на 55% за счет внутренних источников (обращение государственных ценных бумаг), на 45% за счет внешних источников (кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм).

Высокая стоимость обслуживания государственного долга препятствовала достижению низких положительных реальных процентных ставок как необходимого условия начала неинфляционного экономического роста. Поэтому в 1996 г. Банком России и Министерством финансов проводилась согласованная политика, направленная на сокращение объема государственных заимствований на внутреннем рынке и снижение доходности государственных ценных бумаг. В этой области удалось достичь существенных положительных результатов. В целом доходность государственных ценных бумаг снизилась за год в 2,5 - 3 раза.

Положительное влияние на снижение темпов инфляции оказало сокращение темпов роста денежной массы по сравнению с 1995 г. Денежная масса в обращении (М2) на 1 января составила около 290-295 трлн руб. и по сравнению с 1 января 1996 г. увеличилась на 31-34%. Среднемесячный прирост денежной массы составил 2,3-2,4% по сравнению с 7% в 1995 г. Вместе с тем в1 полугодии 1996 г. наблюдались более высокие темпы увеличения денежной массы (3,2% в среднем за месяц), что в значительной мере было обусловлено спросом на дополнительные рублевые средства, необходимые для финансирования государственных расходов в период президентских выборов (табл. 4.3).

В целом среднемесячный темп роста денежной массы опережал среднемесячный темп роста потребительских цен на 0,6 - 0,8 процентных пункта. Таким образом, отличительной чертой 1996 г. стало первое за период реформ снижение инфляции при росте реальной денежной массы, что обусловлено увеличением спроса на национальную валюту, уменьшением инфляционных ожиданий.

Произошли существенные структурные изменения в денежной массе в пользу менее ликвидных ее компонентов, что вызвано в основном ростом сбережений населения, которые увеличивались более высокими темпами по сравнению с другими компонентами денежной массы (особенно в 1 квартале) и составили на 1 ноября 1996 г. 115 трлн руб., то есть на 62% больше, чем на начало года. Удельный вес вкладов населения в объеме денежной массы за год вырос с 32 до 41%. Рост доли рублевых вкладов в общем объеме денежной массы в условиях действия «валютного коридора» стал следствием относительного снижения привлекательности иностранной валюты как средства сбережения. Вместе с тем сохраняется устойчиво высокий спрос на наличную валюту, используемую в качестве альтернативы хранению рублевых средств на руках у населения и на счетах в банках.

Основным фактором роста денежной массы в 1996 г. был кредит банковской системы на покрытие дефицита федерального бюджета. Увеличение кредита Правительству за год более чем в 2 раза превысило прирост кредитов, предоставленных банками экономике. При этом часть прироста денежных средств была абсорбирована через валютный рынок и рынок государственных ценных бумаг.

Общим итогом последствий проводимых правительством жестких мероприятий в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис (табл. 4.4).

 

Таблица 4.4

Показатели темпов падения ВВП по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции, %

 

Год Темпы падения (-) ВВП Темпы падения (-) промышленного производства Темпы падения (-) инвестиций Рост рыночных цен
1992 - 22 - 18 - 40 1300
1993 -12 - 14 - 12 470
1994 - 15 - 21 - 26 160
1995 - 4 - 11 - 13 131,0
1996 - 6 - 8 - 15 21,8

Источник: О. И. Лаврушин «Деньги. Кредит. Банки», 1998.

 

Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обвальному промышленному спаду.

Прирост денежной базы в широком определении за год составил менее 20% по сравнению с 70% в 1995 г. Среднемесячный темп прироста денежной базы за 1996 г. был равным 1,7%, что на 0,7 процентных пункта ниже среднемесячного темпа увеличения денежной массы.

Наибольший удельный вес в общем объеме денежной базы (70,5%) составляли наличные деньги в обращении, включая остатки наличных денег в кассах банков. Их прирост с начала 1996 г. был равен уровню инфляции (18%).

Обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в ЦБ РФ, исходя из объема привлеченных средств на счетах в рублях, увеличились за год на 24% и составили на 1 декабря 1996 г. 25,2 трлн руб., или 18% объема денежной базы. Доля остатков средств на корреспондентских счетах банков в денежной базе на 1 декабря 1996 г. составляла около 12% [32].

В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 г. был расширен круг используемых Банком России инструментов денежно-кредитного регулирования, а также приняты меры по повышению эффективности уже действующих инструментов.

Было разработано и с 1 мая 1996 г. введено в действие новое Положение об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ. В соответствии с указанным Положением сокращено количество счетов, остатки по которым принимаются в расчет обязательных резервов; разрешено исключать из суммы средств, подлежащих депонированию, остатки наличных денег в кассах кредитных организаций в пределах установленного лимита; кредитным организациям, соблюдающим установленные Банком России требования, предоставлена возможность внутримесячного использования части фонда обязательных резервов.

Наряду с этим был введен новый порядок взыскания средств, подлежащих депонированию, а также штрафов за неперечисление этих средств.

Банк России в 1996 г. неоднократно изменял нормативы обязательных резервов кредитных организаций в сторону как повышения, так и снижения. В целом за год они снизились и составили к концу года в размере 16% по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно, 13% - по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно, 10% - по срочным обязательствам свыше 90 дней и по средствам на счетах в иностранной валюте - 5% (прил. 3).

В 1996 г. рефинансирование коммерческих банков осуществлялось только с использованием рыночных механизмов путем выдачи ломбардных кредитов сроком до 30 дней под залог ГКО и ОФЗ. Первоначально ломбардное кредитование проводилось на аукционной основе. В период с апреля по сентябрь 1996 г. состоялось 26 аукционов, в том числе 18 - по голландскому способу и 8 - по американскому. С 9 сентября 1996 г. Банк России принял решение о предоставлении ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке сроком на 7, 14 и 29 дней. Объем выданных ломбардных кредитов к 1 декабря 1996 г. достиг почти 9 трлн руб, в том числе по фиксированной ставке - около 7 трлн руб. [32].

В целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов Банк России с сентября 1996 г. приступил к предоставлению банкам, являющимся первичными дилерами на рынке ГКО и ОФЗ, однодневных расчетных кредитов путем осуществления платежей в пределах установленного лимита с корреспондентского счета банка при временном отсутствии или недостаточности на нем денежных средств.

В связи с ухудшением финансового положения коммерческих банков по причинам, которые оказались вне их контроля, и в целях решения проблемы неплатежей кредитных организаций Банк России с учетом предложений Правительства РФ и ориентиров Денежной программы начиная с сентября 1995 г. осуществлял выкуп у банков векселей Минфина России, выданных банкам в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 46-ФЗ на сумму 5,4 трлн руб. сроком погашения до 2005 г. У банков досрочно выкуплено более 92% выданных им векселей, на их корреспондентские счета перечислено 4,7 трлн руб., в том числе в 1996 г. - 2,9 трлн руб. [32].

В силу определенных трудностей часть задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Крайнего Севера не была переоформлена на государственный внутренний долг, как это предусмотрено в указанном законе. В этой связи Банк России принял решение о списании безнадежной к погашению задолженности по централизованным кредитам этих организаций в сумме 26,7 млрд руб. с отнесением ее на убытки Банка России, а также об отнесении за баланс задолженности по начисленным, но неполученным (просроченным) процентам в сумме 487,1 млрд. руб. [32].

Кроме того, Советом директоров Банка России принято решение о списании с баланса Банка России на 1 сентября 1996 г. безнадежных долгов банков, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, по просроченным кредитам, предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также дебетовое сальдо по корреспондентским счетам с отнесением списанных сумм на соответствующие внебалансовые счета Банка России в общей сумме 8169,6 млрд руб.

Однако процесс переоформления задолженности по централизованным кредитам, выданным в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики в 1992 - 1994 гг., и процентам по ним не завершен. Общая сумма этой задолженности на 1 ноября 1996 г. составляла 2,2 трлн руб. Главной причиной непогашения этого долга является неудовлетворительное финансовое положение ссудозаемщиков.

В целях регулирования ликвидности банковской системы и поддержания стабильности на валютном рынке России Банк России начиная с февраля 1996 г. осуществлял депозитные операции в национальной валюте, в проведении которых участвуют все регионы РФ. Большинство операций (85%) проводилось посредством принятия в депозит свободных средств банков по фиксированной ставке, которая устанавливалась Банком России в размере от 10 до 25% годовых. Кроме того, прошло два депозитных аукциона. С сентября 1996 г. Банк России осуществлял депозитные операции с банками Москвы с использованием системы «Рейтер-Дилинг». Всего за 1996 г. коммерческие банки разместили в Банке России 4,7 трлн руб. [32].

Учитывая общеэкономическую ситуацию, продолжающуюся тенденцию к снижению рыночных процентных ставок и замедление темпов инфляции, Банк России в течение 1996 г. неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив ее за год со 160 до 48% годовых (см. прил. 1).

В течение 1996 г. Центральный банк осуществил несколько важных нововведений на рынке ГКО - ОФЗ. Прежде всего в начале года была завершена необходимая подготовительная работа по расширению состава участников рынка, на который были допущены нерезиденты. В результате с 7 февраля 1996 г. иностранные инвесторы получили возможность вкладывать средства в российские гособлигации. Первоначальная схема привлечения иностранного капитала была достаточно жесткой. Нерезидентам разрешалось приобретать государственные ценные бумаги только на аукционах. Это позволяло привлекать деньги на достаточно продолжительное время и прогнозировать возможные сроки вывода средств с рынка. Всего по этой схеме в период с февраля по 15 августа было привлечено около 2 млрд дол.

Происходящий процесс стабилизации рынка, а также большой интерес нерезидентов к вложению средств в российские государственные долговые обязательства позволили Банку России пойти на либерализацию условий допуска иностранных инвесторов на рынок. 15 августа 1996 г. была введена новая схема участия нерезидентов, согласно которой им разрешалось участие как на аукционах, так и на вторичном рынке. В результате проведенных мероприятий с 15 августа по 25 ноября нерезидентами было вложено около 3,5 млрд дол., доля их совокупного портфеля в объеме рынка составляла около 10%. При этом максимальная валютная доходность была зафиксирована первоначально на уровне 25% годовых, а затем снижена до 19% [32].

Процесс либерализации участия нерезидентов сопровождался дальнейшим плавным снижением фиксированной валютной доходности с 19 до 16% с конца сентября и до 13% с 5 декабря 1996 г. Параллельно с этим снижалась доля компенсирующих операций по соответствующим им срочным сделкам: если по старой схеме она составляла 100%, а при введении новой была вначале снижена до 90%, то в конце года она составляла 75%. Постепенное снижение этой доли позволило иностранным инвесторам получать доходность, в большей, чем прежде, степени зависящую от конъюнктуры рынка.

В 1996 г. происходило также географическое расширение рынка ГКО - ОФЗ. Быстрое развитие этого рынка, происходившее в 1993 - 1995 гг., создало предпосылки к введению диверсифицированной структуры его профессиональных участников. Была разработана новая структура. Из общего числа участников выделены первичные дилеры, обладающие повышенными обязательствами по поддержанию рынка и дополнительными правами. К последним относятся выставление котировок в торговой системе, возможность использовать лимит открытой короткой позиции и заключать сделки РЕПО. Постепенный переход к подобной системе торгов происходил в течение июня - октября 1996 г.

В 1996 г. Банком России был введен новый инструмент управления банковской ликвидностью - операции типа РЕПО. Возможностью его использования обладают некоторые первичные дилеры, которые заключили договор с Центральным банком. Несмотря на новизну этот инструмент, введенный в действие с 21 октября 1996 г., доказал свою целесообразность. Банки, получившие право на операции типа РЕПО, имеют возможность свободнее маневрировать денежными средствами, что способствует активизации их торговых операций.

Важнейшей задачей во 2 полугодии 1996 г. стало снижение стоимости обслуживания государственного долга, то есть снижение доходности государственных заимствований. В результате с июля по декабрь 1996 г. доходность снизилась примерно на 60% и колебалась в конце года в пределах 34 - 40%, а по выпускам ГКО со сроком погашения до 3 месяцев - в интервале 25 - 30%. Это было достигнуто путем уменьшения объемов заимствования Минфином России на рынке ГКО - ОФЗ и увеличения состава участников рынка за счет нерезидентов.

В рамках осуществления валютной политики с 17 мая 1996 г. Банк России изменил порядок установления официального курса иностранных валют к рублю, отказавшись от привязки его официального курса к фиксингу ММВБ. Официальный обменный курс рубля к иностранным валютам определяется Банком России ежедневно исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, показателей инфляции, положения на международных валютных рынках. Изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Начиная с той же даты, Банк России каждый рабочий банковский день объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке. При этом официальный курс является средним между этими курсами, а их разница не может превышать 1,5%.

Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством и Банком России в июне 1996 г. международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамках 8 статьи Устава МВФ, что создало принципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных инвесторов.

Динамика девальвации рубля в январе - октябре 1996 г. характеризовалась минимальными колебаниями. При этом ежемесячные темпы прироста курса доллара находились в пределах 0,8 - 3% в месяц. Всего за 10 месяцев 1996 г. номинальный курс доллара США к российскому рублю вырос на 17,6% (с 4640 руб. за доллар США на 1 января 1996 г. до 5456 руб. за доллар США на 30 октября 1996 г.), что составляет в среднем 1,6% в месяц. Поскольку инфляция за этот период составила 17,9%, реальный курс рубля по итогам 10 месяцев 1996 г. незначительно укрепился - на 0,3% (с учетом темпов инфляции в США, что является существенным при расчете валютного курса, произошло обесценение рубля в реальном выражении на 2,2%) [32].

Россия к началу 1997 г. потеряла больше половины своего валового национального продукта и вдвое снизила промышленное производство.

1997 г. рассматривается как стартовый год нового цикла реформ российской экономики, целевые установки которого были провозглашены в среднесрочной программе Правительства РФ на 1997 - 2000 гг. Согласно этой программе в 1997 г. в российской экономике должны были быть созданы условия для перехода к фазе устойчивого экономического роста.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 1997 г. была направлена на почти двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада и достижение финансовой стабилизации. Важной особенностью минувшего года стало расширение присутствия Банка России на денежном рынке.

Политика Банка России также была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это способствовало снижению инфляционных ожиданий и давало возможность всем участникам внешнеэкономической деятельности формировать устойчивые целевые ориентиры. В результате официальный обменный курс рубля к доллару США на конец года составил 5960 руб. за доллар и находился в границах допустимого изменения валютного курса, установленного совместным Заявлением Правительства и Банка России на 1997 г. Стабильная и предсказуемая динамика валютного курса явилась одной из ключевых характеристик в создании благоприятного инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов (в январе - сентябре 1997 г. в экономику России было направлено иностранных инвестиций почти в 2 раза больше, чем в соответствующем периоде 1996 г.).

Серьезной проверкой на прочность проводимой Банком России политики стал начавшийся в конце октября - ноябре 1997 г. кризис на мировых фондовых и валютных рынках. Впервые Россия почувствовала на себе не только позитивные, но и негативные последствия усиления интеграции с мировой финансовой системой.

В этих сложных условиях Банк России в целях сохранения стабильности рубля был вынужден пойти на определенное повышение ставки рефинансирования, процентных ставок по ломбардным кредитам, увеличение норм обязательного резервирования по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте (см. прил.1, 3).

В целом в 1997 г. ставка рефинансирования была снижена с 48 до 28% годовых (в начале 1998 г. она была вновь повышена с 28 до 42%), причем едва не был перекрыт абсолютный минимум учетной ставки за всю историю существования Центрального банка России (с 1 января 1991 г. по апрель 1994 г. она сохранялась на уровне 200%).

За 10 месяцев 1997 г. прирост денежной массы (агрегат М2) составил 28%, что соответствует предусмотренному приросту денежного агрегата М2 на 22 - 30%. Как итог, в российской экономике в 1997 г. в целом происходило увеличение в реальном выражении совокупного прироста наличных денег и депозитов, что привело к увеличению насыщенности экономики деньгами. Характерной чертой 1997 г. являлось также то, что рост денежной массы в реальном выражении сопровождался замедлением относительно 1996 г. темпов роста инфляции (табл. 4.5).

 

Таблица 4.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: