Количественные параметры основных макроэкономических пропорций в российской экономике на конец 1995 года

 

Показатели Оценка итогов
Номинальный ВВП, млрд руб. 1631
Реальный ВВП, в % к 1994 году 96
Дефлятор ВВП, раз 2,78
Среднемесячные темпы прироста цен, % 7,20
Инфляция, в % к декабрю 1994 года 131
Денежная масса М2, млрд руб. 200
Среднемесячные темпы прироста М2, % 7,00
Темп прироста М2 за год, % 84,00
Скорость обращения М2 за год, раз 10,4
Коэффициент монетизации, % 12,3

Источник: Деньги и кредит. 1996. № 1.

Деятельность Центрального банка РФ по формированию денежной массы характеризуют объем и динамика денежной базы, а также источники ее образования. В 1995 г. среднемесячный темп роста денежной базы в ее широком определении (наличные деньги, корреспондентские счета и обязательные резервы) составил 5,6%, что на один процентный пункт ниже прироста денежной массы. Изменилась структура денежной базы, удельный вес средств на корреспондентских счетах коммерческих банков снизился с 21,7 до 11,7% при одновременном увеличении доли обязательных резервов с 16,1 до 17%.

Рефинансирование коммерческих банков осуществлялось в соответствии с совместным Заявлением Правительства и Центрального банка РФ об экономической политике на 1995 г. Кредиты коммерческим банкам предоставлялись прежде всего путем проведения кредитных аукционов на конкурсной основе. В 1995 г. проведено 12 таких аукционов, в которых участвовало 319 банков. Всего было предоставлено аукционных кредитов на сумму 538 млрд руб. по ставке от 90 до 204% годовых.

Вместе с тем нередки были случаи невозврата выданных аукционных ссуд, что отрицательно влияло на объемы выделяемых кредитов. Размер просроченной задолженности на протяжении года составлял 40 - 60 млрд руб., что соответствует в принципе объему средств, предлагаемых на одном аукционе. В целях совершенствования системы рефинансирования коммерческих банков Банком России были подготовлены проекты указаний о порядке получения банками стабилизационного и ломбардного кредитов.

Главными управлениями и национальными банками проведена работа по переоформлению задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, образовавшейся у предприятий агропромышленного комплекса и по поставкам на Крайний Север. В целом на государственный долг отнесено 18,7 трлн руб.

В целях усиления регулирующей роли фонда обязательных резервов Банка России, а также в связи с напряжением, явившимся следствием октябрьского валютного кризиса 1994 г., с 1 февраля 1995 г. Банк России изменил норму обязательного резервирования: по депозитам до востребования и срочным депозитам сроком до 30 дней норма обязательного резервирования была повышена до 22%, по срочным депозитам сроком от 30 до 90 дней составила 15%, а свыше 90 дней - 10% (см. прил. 3). Данная мера была предпринята в целях переориентации вложений коммерческих банков если не в долгосрочные, то, по крайней мере, в среднесрочные инвестиции, а также пересмотра коммерческими банками структуры своих пассивов и привлечения депозитов на более длительные сроки. Однако эффект оказался противоположным: под давлением коммерческих банков Банк России уже в апреле 1995 г. был вынужден пересмотреть нормы обязательного резервирования: на депозиты до востребования и срочные депозиты до 30 дней норма была понижена до 20%, на срочные депозиты сроком от 30 до 90 дней - до 14%, а свыше 90 дней осталась на уровне 10% (см. прил. 3).

В начале 1995 г. Центральный банк РФ ввел 2%-е резервирование на валютные депозиты с перечислением средств в рублях, поскольку многие коммерческие банки держали свои активы и пассивы в иностранной валюте, «долларизируя» баланс, что в условиях отсутствия налога на курсовую разницу делало валютные операции высокоприбыльными. Банки, осуществлявшие преимущественно операции в иностранной валюте, не участвовали в процессе регулирования объема денежной массы. Предполагалось, что введение резервирования по валютным депозитам улучшит структуру балансов коммерческих банков и стабилизирует ситуацию на валютном рынке. В октябре 1995 г. норма резервирования на валютные депозиты была снижена до 1.5% (см. прил. 3).

Периодически подлежит пересмотру и сам порядок расчета обязательных резервов коммерческих банков. Начиная с 1 мая 1995 г. расчет средств, подлежащих резервированию, стал производиться на основе ежедневных балансовых остатков средств, привлеченных за определенный период и рассчитываемых на базе среднеарифметической. Правильность расчетов депонируемых в Банке России средств на выборочной или сплошной основе ежеквартально проверяется учреждениями Центрального банка РФ.

В соответствии с принятым Федеральным законом «О Центральном банке РФ», в целях совершенствования порядка формирования обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ, подготовлен проект Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ.

Получила дальнейшее развитие инфраструктура рынка государственных ценных бумаг. Самым значительным событием 1995 г. в этой сфере была разработка новой системы быстрых межрегиональных расчетов по сделкам с ценными бумагами. В результате стало возможным подключение региональных бирж к единой системе рынка ГКО - ОФЗ, а итогом работы этой системы стало функционирование на межрегиональной основе единого рынка ценных бумаг. Объем операций с ГКО и ОФЗ в конце 1995 г. составлял примерно 75 трлн руб., из которых 30 трлн руб. были привлечены за год в федеральный бюджет. Ежедневный оборот вторичного рынка государственных ценных бумаг достигал в декабре 1995 г. примерно 1,5 - 2 трлн руб. [32].

В 1995 г. было обеспечено выполнение установленных показателей денежной программы по чистым кредитам расширенному и федеральному правительству. В частности, было прекращено использование прямых кредитов Центрального банка для финансирования дефицита федерального бюджета, который составил 48, 7 трлн руб. (5,3% ВВП), кроме краткосрочного кредита сроком на шесть месяцев в размере 3,5 трлн руб., полученного в первом квартале и погашенного в сентябре. Финансирование дефицита происходило за счет роста операций с ценными бумагами и за счет внешних заимствований. К 1 января 1996 г. на финансирование федерального бюджета были направлены средства от реализации государственных ценных бумаг, включая сберегательный заем, на сумму 30, 5 трлн руб., или 58, 5% от размера средств, поступивших на финансирование дефицита федерального бюджета (см. прил. 8), валюты - 11,4 трлн руб., или 21,2%, драгоценных металлов - 12 трлн руб., или 20,3%.

Вместе с тем следует отметить, что объем недоимки федерального бюджета в 1995 г. был очень велик. Недостаточное обеспечение бюджета налоговыми и таможенными источниками доходов отрицательно влияло на состояние рынка государственных ценных бумаг. Для покрытия дефицита министерство финансов вынуждено размещать большие объемы государственных ценных бумаг, причем время от времени приходилось размещать их по более низкой цене, увеличивая стоимость обслуживания внутреннего государственного долга. Поэтому в 1996 г. планировалось сокращение предложения государственных ценных бумаг в результате улучшения работы финансовой системы, что позволит обеспечить понижение ставок по ГКО.

Отличительной чертой в проведении валютной политики Банка России в 1995 г. явилось введение с июля 1995 г. режима «валютного коридора», устанавливающего пределы колебаний курса рубля к иностранным валютам.

«Валютный коридор» прежде всего был направлен на то, чтобы предотвратить обесценение рубля. Он сыграл роль стабилизатора курса рубля по отношению к доллару и позволил достичь некоторого оптимального режима валютного обмена как для экспортеров, так и для импортеров. Произошедшая в конце года определенная корректировка границ «валютного коридора» была направлена на то, чтобы исключить негативный накопленный разрыв между продолжающейся инфляцией и динамикой курса. Было учтено определенное изменение соотношений между денежной массой, уровнем цен и курсом рубля. За полгода предусмотрена примерно 5%-я девальвация российского рубля.

Несмотря на принятую жесткую программу темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г., на них оказало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов. Их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.

Посредством ряда жестких административных мер (в частности, установлением валютного коридора), а также массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,2% в середине и в конце года.

Вместе с тем чрезвычайно жесткая политика правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвали серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральным банком РФ была осуществлена массированная скупка ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствует о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразил уже все сферы экономики.

Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования; определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).

В 1996 г. главной целью экономической политики по-прежнему являлось достижение финансовой стабилизации. Инфляцию в российской экономике удалось взять под контроль. С учетом некоторого сезонного роста цен в осенне-зимний период уровень инфляции в потребительском секторе в целом за год составил 21,8% против 131% в 1995 г. (среднемесячный рост инфляции составил около2%). Радикальное снижение инфляции явилось следствием проводимой Банком России денежно-кредитной и валютной политики. Однако снижение инфляции не создало предпосылок для роста хозяйственной активности в реальном секторе экономики.

Достичь этого средствами только денежно-кредитной политики крайне сложно. В рамках единой государственной экономической политики денежно-кредитная, бюджетно-налоговая и структурная политика должны быть тесно скоординированы. В 1996 г. такая согласованность не была достигнута, что наряду с прочими факторами не позволило преодолеть экономический спад. Объем произведенного ВВП составил в 1996 г. 94% уровня 1995 г. (табл. 4.3).

Таблица 4.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: