Теории внутренних политических факторов

В этих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результат политического процесса. Анализ в рамках теории общественного выбора позволяет выдвинуть ряд гипотез относительно причин роста государственного сектора. Теория общественного выбора исходит из предпосылки, согласно которой преследование личного интереса является мотивирующей силой, лежащей в основе действий людей как в государственном, так и в частном секторе. Деятельность субъектов, занятых в государственном секторе, в не меньшей степени ориентирована на соискание ренты, чем деятельность субъектов, занятых в частном секторе. Рассуждения о том, что решения в государственном секторе принимаются исключительно на основе «общественного интереса», не столько ошибочны, сколько наивны. Деятельность избранных должностных лиц рассматривается в контексте максимизации ими своего дохода и/или власти посредством увеличения расходов на программы, которые повышают их шансы на переизбрание. Чиновники или бюрократы также подходят к своей власти с рыночными мерками, но в этом случае их цель заключается в расширении своих полномочий, или, в упрощенной трактовке, в максимизации контроля их учреждений над бюджетными ресурсами.

Аналитики, работающие в рамках теории общественного выбора, уделяют пристальное внимание проблемам, возникающим вследствие ассиметрии расходов и налогов и фискальных иллюзий, которые могут быть связаны с использованием долгового финансирования. Большинство программ государственных расходов помогает приобрести сторонников. Поскольку получатели соответствующих средств могут быть сосредоточены в рамках одной или нескольких групп, то эти люди, по всей вероятности, будут поддерживать политиков, действующих в их интересах. Но налоги на конкретные программы, обычно распределяются среди группы людей, значительно превышающей по численности группу получателей пособий. Поэтому увеличение налогового бремени на пособия может восприниматься неадекватно. Другая проблема связана с тем, что налогоплательщики могут не обнаружить связи между выгодами и издержками государственных расходов и в результате одобрить расходы, но выступить против роста налогов. Поэтому неудивительно, что там, где фискальные ограничения являются мягкими и кредитные ресурсы легко доступны, будет наблюдаться тенденция к возникновению дефицита государственного бюджета и росту государственного сектора. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

Теперь несколько слов о фискальной иллюзии. Суть в том, что налоговое финансирование при замене на долговое может привести к недооценке цены на благо и тем самым увеличению спроса на государственные расходы. Информированные люди понимают, что обслуживание долга требует повышение налогов в будущем, причем ценности выплат будут одинаковы. В экономике это называется «рикардианская теорема эквивалентности». В действительности избиратели могут быть более склонны к одобрению расходов, финансируемых посредством долга, а не посредством текущего налогообложения, даже если реальные издержки обоих вариантов финансирования эквивалентны.

Существует группа теоретиков общественного выбора, отрицающих точку зрения, согласно которой избиратели страдают от фискальной иллюзии: Пелтцман и Мельтцер. По их мнению, избиратели знают, что правительство должно получать ресурсы для предоставления своих услуг.

Расходы государственного сектора увеличиваются из-за способности групп давления оказывать решающее влияние на процесс принятия политических решений и обращать их в свою пользу, а также использовать правительство для реализации целей перераспределения. … Предполагая, что решения по поводу объема расходов принимаются простым большинством голосов, а избиратели полностью информированы, Пелтцман показывает, что стимулы к политическому перераспределению богатства являются ключевыми детерминантами относительно размеров и темпа роста государственного сектора. … Доминирующей политикой перераспределения будет такая, которая максимизирует разность между числом людей, воспринимающих ее в качестве наилучшей, и числом людей, воспринимающих ее в качестве худшей.

По аналитической модели Мельтцера размер государственного сектора зависит от соотношения между средним доходом на душу населения и доходом избирателя, играющего решающую роль при определении результатов голосования (медианного избирателя). … Влияние на налоговые ставки будет зависеть от относительной позиции медианного избирателя. Если эта позиция смещается вниз по шкале распределения дохода, то степень распределения дохода, налоговые ставки и расходы возрастут; если она смещается вверх, то уровень расходов и размер правительства сократятся. Если же относительная позиция медианного избирателя остается неизменной, то размер государственного сектора стабилизируется. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: