Теории внешних факторов – эффект смещения

 

Основа этих теорий в том, что после каких-либо крупных социальных потрясений (войны, депрессии и д.р.) изменяются и представления людей о пределах налогообложения и желаемом уровне государственных расходов. В результате эффекта смещения расходы и налоговые поступления смещаются к более высокому уровню. В соответствие сточкой зрения Пикока и Уайзмена существуют две причины, почему государственные расходы будут поддерживаться на новом, более высоком уровне даже после завершения кризиса.

1. Правительство теперь в состоянии финансировать проекты, которые всегда желало финансировать и прежде, но не имело для этого возможностей.

2. Социальные потрясения обнаруживают новые обязательства, которые должно взять на себя правительство.

Рост национального дохода или национальный кризис типа войны приводит также к эффекту концентрации, который выражается в том, что расходы центрального правительства имеют тенденцию к росту относительно расходов местных властей. Экономическое развитие связано с улучшениями в сферах транспорта, коммуникаций и мобильности, что способствует желанию обеспечить единообразие предоставляемых государством услуг. Предполагается, что центральное правительство обладает лучшими возможностями в обеспечении такого единообразия и, возможно, в достижении большей экономии от масштаба предоставления услуг. Более того, концентрация власти ослабляет ограничения на уровень налогообложения, налагаемые конкуренцией среди местных властей. Бреннан и Бьюкенен проводят аналогию между централизованным правительством и действующим в частном секторе монополистом, стремящимся максимизировать прибыль. Централизованное государство ищет возможности эксплуатировать своих граждан, максимизируя налоговые поступления. Соответственно они утверждают, что наиболее сильным ограничением размера правительства является фискальная децентрализация. Фактор концентрации может отчасти помочь в объяснении роста государственного сектора. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

государственный сектор рынок китай



Государственное регулирование рынка Китая

 

Современный Китай имеет мощную экономику с ВВП, немного превышающим 1 трлн. долларов. Это почти в 5 раз больше чем ВВП России, ВВП на душу населения – 710 долларов, что вдвое меньше чем у нас в стране. В структуре экономики Китая на долю сельского хозяйства приходится 18% ВВП, промышленности – 51,2%, сферы услуг – 31,5%. Отсюда можно сделать вывод, что Китай индустриально-аграрная страна.

Основные черты китайской модели регулирования:

1. Мощный государственный сектор, на который приходится около 60% всей экономики. Позиции государственного сектора особенно сильны в нефтепереработке (84,9%), электроэнергетике (75,3%), металлургии (70,8%), производстве алкогольных напитков (96,9%). Государственный сектор сейчас составляет 118 тыс. предприятий, причем около 40% из них убыточны. Китайское правительство не форсировало процесс приватизации предприятий, но теперь по мере накопления капитала в частных руках государство может с выгодой избавиться от неэффективных предприятий. Этот процесс будет облегчен тем, что после 1996 г. многие предприятия стали акционерными обществами со сто процентным государственным участием.

2. Наряду с государственным в Китае имеется большой и эффективный частный сектор. До периода начала реформ и открытости внешним рынкам китайская экономика была основана исключительно на общественной собственности. После 1978 г. китайское правительство, поддерживая общественную реформу собственности, поощряет развитие разных экономических структур, что привело к быстрому развитию индивидуальной и частной форм экономики. К н. 1999 г. в стране было зарегистрировано более 31 млн. индивидуальных и частных предприятий с общей занятостью 67 млн. чел. К настоящему времени уже свыше 75% всех занятых в сельском хозяйстве работают в частном секторе. Под частным контролем находится производство 51% промышленной продукции. Однако частный сектор дает лишь 37% рынка услуг, поскольку финансовый сектор в основном контролируется государством. В целом на долю частного сектора приходится около 40% ВВП.

3. Для КНР характерна мощная контрольная ветвь власти. По всей стране ежегодно проводится налоговая ревизия, направленная на проверку уровня собираемости налогов, финансовых дел, соответствия товарных цен. В среднем за год штрафы за неуплату налогов составляют 10 млрд. юаней. Военным, милицейским, юридическим структурам категорически запрещено создавать свои предприятия. В рамках специальной программы государство командирует специальных контролеров на крупные и средние предприятия. Функцию контроля в этой сфере осуществляют также муниципальные отряды, в состав которых входят представители таможни, общественной безопасности, органы управления торговлей и др. ведомств, следящих за исполнением соответствующих законов. Борьба с контрабандой ведется совместно с различными государственными организациями и специальными методами. Система наказаний за уклонение от уплаты налогов в отношении нарушителей применяется в зависимости от объема средств, не представленных налоговым органам, а также от других отягчающих или смягчающих обстоятельств. (Мовсесян А.Г. «Мировая экономика»)



Заключение

 

Государственное регулирование – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами в интересах укрепления существующей социально-экономической системы и обеспечения благоприятных условий воспроизводства.

Основные объекты государственного регулирования экономики – хозяйственная конъюнктура, отраслевая и территориальная структура, научно-технический прогресс, внешнеэкономические связи, социальные отношения, окружающая среда.

Материальной основой ГРЭ является часть национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет. ГРЭ осуществляется с помощью административных, кредитно-денежных и бюджетных мер, а также с помощью политики в государственном секторе экономики.

Государственные вложения преимущественно производятся в те отрасли, к которым частный капитал не проявляет достаточного интереса – это инфраструктура, научно-исследовательские центры, малорентабельные отрасли.

Государственный сектор экономики – это комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих государству. В одних странах государственный сектор возник в результате строительства предприятий и объектов инфраструктуры (США, Германия, Швеция, Япония), в других – в результате национализации ряда отраслей с последующей их реконструкцией (Франция, Италия, Австрия, Великобритания). При этом значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры, которые чаще всего нерентабельны, другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции и оборачиваемость капитала медленная, часть – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Масштабы Государственного сектора зависят не только от экономической эффективности, но и от возможности частного капитала данной страны брать на себя ответственность за судьбу тех предприятий, которые контролируются государством. Например, в 80-90-х гг. в странах «Большой семерки» происходил активный процесс приватизации предприятий государственного сектора. В США на долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг, в Ираке – 65%. В России в 1995 г. на частных предприятиях было произведено 25% ВВП, в «негосударственном секторе» в целом – 60%.

Итак, опыт всех стран подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов (государственное регулирование); чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредиты, цены и др.). Роль государственного регулирования связана с тем, что сами по себе рыночные методы могут привести к противоречиям и диспропорциям, что противоречит воспроизводственным процессам. При всех обстоятельствах, как бы ни менялось на разных этапах роль государственного регулирования, она не должна выходить за определенные рамки. К концу 90-х годов государственное регулирование распространилось на 1/3 экономики, а финансовое и кредитное регулирование – практически на всю экономику ведущих стран рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: