Основные Теории Роста Государственного Сектора

 

Существует много теорий и Гипотез, нацеленных на объяснение размера государственного сектора и его роста. Ни одна из них, взятая в отдельности, не дает полного объяснения этих феноменов, но вместе они позволяют сделать важные выводы, улучшающие наше понимание проблемы. Вот некоторые из них.

Закон Вагнера

 

Честь открытия тенденции роста государственных расходов относительно национального дохода принадлежит немецкому экономисту Адольфу Вагнеру. Он интерпретировал это увеличение как результат естественного развития цивилизации. То, что государственные расходы должны расти с ростом национального дохода, неудивительно. Но почему размер государственного сектора должен увеличиваться по сравнению с частным сектором экономики?

Вагнер не считал возможным теоретически определить оптимальное соотношение между фискальными запросами государства и национальным доходом и в равной мере не полагал, что государственный сектор в конечном счете поглотит всю экономическую деятельность. Однако он утверждал, что, поскольку удовлетворение фискальных потребностей государства представляет собой только одну из статей расходов бюджета домашнего хозяйства, существует определенное отношение государственных расходов к национальному доходу, которое не должно быть превышено.

Для Вагнера расширение государственного сектора в долгосрочной перспективе являлось продуктом экономического развития, сопровождающегося ростом численности и плотности населения, поскольку оба фактора могут увеличивать спрос на деятельность правительства. Экономический рост также ведет к более совершенному разделению труда, возникновению крупных экономических организаций и более сложной системы экономических связей между людьми; все эти факторы могут по понятным причинам привести к расширению масштабов деятельности правительства. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

 

Теории внутренних экономических факторов

 

В этих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результат функционирования рынка предлагаемых государством товаров и услуг; таким образом, этот уровень определяется характеристиками спроса и издержек, а также размером сообщества. В этом случае обсуждаемая проблема сводится к проблеме оценки эластичности предложения и спроса на общественные блага по ценам и доходам, а также эффекта распределения налогового бремени.

Чтобы увидеть, как может проявляться эффект распределения налогового бремени, рассмотрим понятие «общественного блага». Общественные блага технически определяются как такие блага, которыми мы пользуемся вместе (т.е. имеет место совместное предложение), причем исключить кого-либо из потребления очень трудно или дорого. Более важным является свойство совместного потребления. Оно предполагает, что каждый человек потребляет одинаковое количество блага и что потребление одного лица не ведет к потере полезности для другого. … По мере того как группа становится больше, налоговая цена благ в расчете на одного человека падает (из-за распределения налогового бремени на большее количество людей), что может привести к увеличению спроса на общественные блага. Поэтому расширение государственного сектора можно трактовать как следствие роста численности членов сообщества, приводящего к снижению относительной цены общественных благ. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

Рост дохода, как и увеличение численности населения, повышает спрос на продукцию государственного сектора. Более быстрый по сравнению с увеличением национального дохода рост государственных расходов означает, что эластичность спроса на общественные блага по доходу превышает единицу.

Одна из наиболее интересных догадок по поводу причин роста государственного сектора связана с теорией несбалансированного роста Баумоля. Основная предпосылка его теории состоит в том, что отрасли экономики можно подразделить на стагнирующие (с малыми или нулевыми темпами технического прогресса) и технологически прогрессивные. Одни предприятия или секторы будут более производительными, чем другие. Этот кажущийся тривиальным тезис приводит к объяснению роста государственного сектора, акцентируя внимание на роли труда в производстве товаров и услуг. Баумоль отмечает, что хотя труд может быть не более чем производственным ресурсом, иногда он выступает и в качестве готового «продукта», и именно там, где это имеет место (в секторе услуг), рост производительности будет меньше. …

Если предположить, что в государственном секторе наблюдается малый или нулевой рост производительности, то из модели Баумоля следует, что рост государственных расходов будет более быстрым в сферах деятельности, спрос на продукцию которых характеризуется наибольшей эластичностью по доходу и наименьшей эластичностью по цене. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)

Центральное утверждение теории Баумоля выглядит очень убедительно. Государственный сектор является трудоемким, а его «выпуск» обычно имеет вид услуг, а не товаров. Если ценовая эластичность спроса на услуги государственного сектора низка, если производительность возрастает только в частном секторе и если давление рынка труда приводит к единообразному для всей экономики увеличению заработной платы, то есть причины полагать, что расходы государственного сектора будут расти относительно расходов частного сектора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: