Исследования конкурентных преимуществ национальных экономик

С точки зрения маркетинга и, в частности, конкурентной стратегии предприятия, необходимо выяснить, каким образом среда, создаваемая в той или иной стране, влияет на появление и поддержание конкурентного преимущества предприятий этой страны.

Общеизвестна заслуга М. Е. Портера в исследовании этой важнейшей проблемы. На основе анализа обширных статистических материалов отраслей промышленности восьми промышленно развитых стран он выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе предприятий этих стран. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны. Основу этой концепции составляет идея так называемого "национального ромба", раскрывающего четыре свойства (детерминанты) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют фирмы этой страны. "Национальный ромб" характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества. Компоненты которой (как и в любой системе, находясь во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности), то есть усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны.

Параметры факторов. Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.

Стратегия фирм, их структура и соперничество. Здесь речь идет о конкурентной борьбе на "центральном ринге", где акции и контракции фирм-соперников приводят к созданию новых условий функционирования фирм.

Параметры спроса. К ним, в первую очередь, относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.

Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих фирму необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и необходимыми информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентного преимущества каждой отдельной фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.

Родственные отрасли могут выступать в качестве мощных конкурентов, выводя на рынок товары-заменители. Поэтому их можно считать стимуляторами научно-технического прогресса в отраслях и фирмах, которые они обслуживают.

В общую систему детерминантов М. Е. Портер включает еще и "случайные события", и "действия правительства", которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны [7].

Роль случайных событий. Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести [7]:

* изобретательство;

* крупные технологические сдвиги (прорывы);

* резкие изменения цен на ресурсы (например, нефтяной шок);

* значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

* всплески мирового и местного спроса;

* политические решения местных и зарубежных правительств;

* войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Ñëó÷àéíûå ñîáûòèÿ ìîãóò èçìåíèòü ïîçèöèè ñîïåðíè÷àþùèõ ôèðì. Îíè ìîãóò ñâåñòè íà íåò ïðåèìóùåñòâî ñòàðûõ êîíêóðåíòîâ è ñîçäàòü ïîòåíöèàë äëÿ íîâûõ ôèðì, ñïîñîáíûõ çàìåíèòü ñòàðûå ïî äîñòèæåíèè íåîáõîäèìîãî óðîâíÿ êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè â íîâûõ, èçìåíèâøèõñÿ óñëîâèÿõ.

Однако следует заметить, что для того или иного "случайного" события в стране должны созреть благоприятные условия. Это означает, что детерминанты "ромба" такие условия способны создать. Так, способность изобретения или идеи превращаться в конкурентное преимущество на мировом уровне в большей мере зависит от этого "ромба".

Роль правительства. Действительная роль правительства(имеются в виду законодательная и исполнительная ветви власти) в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта. Правительство может влиять и подвергаться влиянию – как позитивному, так и негативному – всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов воздействует денежно-кредитная, налоговая, таможенная политика правительства. Оно устанавливает различные нормы и стандарты, инструкции и другие нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей, для части отраслей само правительство является покупателем.

Исследовательская организация "European management forum" (EMF, г. Женева) регулярно проводит исследования конкурентоспособности ряда стран-членов ОЭСР и девяти развивающихся стран.

Конкурентоспособность страны определяется ею на основе 10 факторов [11], каждый из которых, в свою очередь, оценивается по нескольким критериям:

1. Äèíàìèçì ýêîíîìèêè (òåìïû ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïîëîæåíèå íàöèîíàëüíîé âàëþòû, óðîâåíü ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà, îáúåì ïðîèçâîäñòâà âàæíåéøèõ òîâàðîâ â ðàñ÷åòå íà äóøó íàñåëåíèÿ è äð.).

2. Эффективность промышленного производства (прямые и косвенные затраты на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучесть кадров, прогулы).

3. Динамизм рынка (объемы потребительских расходов на душу населения, неценовые показатели, послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн).

4. Развитие финансовой системы (состояние финансовой системы страны, деятельность коммерческих банков, рынок ценных бумаг).

5. Людские ресурсы (темпы роста населения, рабочей силы, уровень безработицы, квалификационный уровень трудовых ресурсов и др.).

6. Роль государства (доля государственного сектора в национальном доходе страны, содержание экономической политики, уровень налогообложения).

7. Ресурсы и инфраструктура.

8. Готовность стимулирования торговой деятельности.

9. Политика страны в отношении нововведений (положение с НИОКР, готовность к реализации новых идей, освоению новых изделий и производственных процессов).

10. Социально-политическая обстановка (величина национального дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и др.

Результаты исследований за ряд последних лет показывают, что первые места по конкурентоспособности занимают Япония, Швейцария, США и Германия. Меры, принимаемые государственными органами по повышению конкурентоспособности своей продукции и ее национальных изготовителей, носят самый разнообразный характер.

В целом эти меры можно сгруппировать в три основных блока по направлениям действий:

* меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности фирм и их продукции. Меры такого рода создают базис конкурентоспособности экономики страны;

* прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими экспортной деятельности (дотации, налоговые льготы, освобождение от пошлин на импорт сырья и материалов, информационная поддержка экспортной деятельности);

* меры, направленные на формирование спроса на продукцию национальных производителей на внешних рынках (выставки, создание за границей торгово-информационных центров и т. д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: