Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов [19]:
* первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;
* второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.
Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.
Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.
К таким аспектам относятся [19]:
* стратегия в области экспансии на рынке;
|
|
* стратегия в области ценовой политики;
* стратегия в области технологии и др.
Ïðè âûÿâëåíèè îñíîâíûõ êîíêóðåíòîâ â ñîîòâåòñòâèè ñ òèïàìè ñòðàòåãèé íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ñòåïåíü ìîáèëüíîñòè ñòðàòåãèé êîíêóðåíòîâ è ïðîâîäèòü âñåñòîðîííåå èññëåäîâàíèå ïåðñïåêòèâ ýâîëþöèè ñòðàòåãèè êîíêóðåíòîâ.
Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся [19]:
* фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;
* фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;
* крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;
* крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;
* мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.