Анализ конкурентных стратегий на рынке

В связи с тем, что потребности человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы их удовлетворения. Это является и основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит прибыль. Однако здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Причины этого носят отчасти объективный, а отчасти субъективный характер. Многие характеристики товара находятся в объективном противоречии (например, скорстные и топливосберегающие). С другой стороны, многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре. Успех фирмы на рынке зависит, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.

Действие принципа компенсации, однако, этим не ограничивается. Он распространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят. Применительно к фирмам он состоит в том, что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за увеличение эффективности в одной области расплачивается ее снижением в другой. Иными словами, приспособление маркетинговой стратегии фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или сокращения возможности добиваться успеха на них.

Прямым следствием принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из:

* внешних факторов (анализа условий среды);

* внутренних факторов (имеющиеся ресурсы фирмы).

Несмотря на то, что поведение фирмы на рынке характеризуется некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических идей (которые значительно коррелируют с имеющимися возможностями фирмы), выбор маркетинговой стратегии диктуется определенными правилами.

В первую очередь, он зависит от того, в рамках стандартного или специализированного бизнеса лежит рыночная ниша фирмы (продуктовая дифференциация). При стандартном бизнесе компания занимается выпуском стандартных товаров, и тогда важной характеристикой, определяющей содержание ее стратегии, становится масштаб дела: от глобального до локального (рыночная дифференциация).

Во втором случае фирма сосредотачивается на производстве редко встречающихся (или вообще отсутствующих на рынке) товаров и/или услуг (продуктовая дифференциация). При этом она может либо придерживаться маркетинговой стратегии адаптации к особым запросам рынка, либо придерживаться противоположной линии – вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить сами эти требования (рыночная дифференциация).

Таким образом, существует, по меньшей мере, четыре основных типа маркетинговой стратегии конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия маркетинговой среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка, и все они нужны для нормального функционирования экономики. На рисунке показаны соответствующие им типы компаний: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты (происхождение этой терминологии восходит к трудам русско-советского теоретика конкуренции Л. Г. Раменского) [28].

Таким образом, на рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий. При этом полное вытеснение одного из типов фирм невозможно, так как невозможна полная унификация человеческих потребностей.

Конкурентная борьба, таким образом, строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов.

По терминологии Портера, фирмы, ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает ее внутри таких групп.

Общая характеристика компаний, придерживающихся различных маркетинговых стратегий, представлена в таблице [28].

Общие характеристики компаний, придерживающихся различных типов маркетинговых стратегий.

  Коммутанты Патиенты Виоленты
1. Профиль производства óíèâåðñàëüíûé ñïåöèàëèçèðîâàííûé ìàññîâîå
2. Размер компании   êðóïíûå êðóïíûå
    средние  
  мелкие ìåëêèå  
3. Устойчи­вость компании   высокая âûñîêàÿ
       
  низкая    
4. Расходы на НЧОКР     âûñîêèå
    средние  
  низкие    
5. Факторы силы в конкурентной борьбе ãèáêîñòü, ìíîãî÷èñëåííîñòü ïðèñïîñîáëÿåìîñòü ê îñîáîìó ðûíêó (óçêàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ) âûñîêàÿ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü

 

Естественный рост ôèðìû â õîäå öèêëà æèçíè ÷àñòî ñîïðÿæåí ñ ïîñëåäîâàòåëüíîé ñìåíîé ñòðàòåãèé. Äåëî â òîì, ÷òî ïðîñòîå óâåëè÷åíèå â ðàçìåðàõ áåç ñìåíû ñòðàòåãèè ìàðêåòèíãà îáðå÷åíî íà íåóäà÷ó, ÷òîáû ïðîäîëæàòü ðàçâèòèå ôèðìà äîëæíà ìåíÿòü êîíêóðåíòíûå ñòðàòåãèè.

Необходимость анализа особенностей и характера маркетинговой стратегии конкурентов связана с тем, что это дает возможность оценить их вероятные действия при продвижении на рынок своих товаров и/или услуг.

Ïðîãíîç ïîâåäåíèÿ êîíêóðåíòîâ îáû÷íî îïèðàåòñÿ íà ó÷åò ñëåäóþùèõ ôàêòîðîâ:

* размера и темпов увеличения прибыльности предприятия-конкурента;

* мотивов и целей производственно-сбытовой политики;

* текущей и предшествующей стратегии сбыта;

* структуры затрат на производство;

* системы организации производства и сбыта;

* уровня управленческой культуры.

5. Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов

Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог МИС конкуренции на рынке.

Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы.

Для выявления слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и ее конкурентов [4]. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять необходимость изменений.

В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по "ключевым факторам успеха" (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов. Для этого необходимо уточнить список "ключевых факторов" (например, по методике закрепления). Позиции конкурентов и фирмы ранжируются по каждому из факторов и сводятся в следующую таблицу [17]:

Ключевые Ïðîäóêöèÿ Õ4 Õ3 Õ1 Õ2
факторы Òåõíîëîãèÿ Õ3 Õ4 Õ2 Õ1
успеха Ôèíàíñîâûå âîçìîæíîñòè Õ3   Õ4Õ1 Õ2
(КФУ) Ñèñòåìà ñáûòà   Õ4 Õ3 Õ2Õ1
(примерные) Èìèäæ Õ4 Õ2 Õ1 Õ3

 

слабость – сила Х1Х2Х3Х4 – конкуренты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: