Из ранее установленных налогов сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу.
В связи с принятием федерального закона от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных (положений законодательных) актов Российской Федерации» часть вторая налогового кодекса дополнена новым разделом X «Местные налоги» и входящей в него главой 31 «Земельный налог».
Данным законом предусмотрено, что при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 «Земельный налог» земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон РФ от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю», за исключением ст. 25, не применяется.
|
|
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки:
§ изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
§ занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
§ предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
§ ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
§ занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
|
|
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
o отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
o занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
o предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог на имущество граждан включает плату за строения, помещения, сооружения, принадлежащие физическим лицам. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога представлены в таблице 3:
Таблица 3
Ставки налога на строения, помещения и сооружения
Стоимость имущества | Ставка налога |
До 300 тыс. руб. | До 0,1% |
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | От 0,1% – до 0,3% |
Свыше 500 тыс. руб. | От 0,3% – до 2% |
Налог на рекламу является одним их самых существенных по объему поступающих платежей и выплачивается юридическими и физическими лицами, осуществляющими расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг. Налог устанавливается решениями районных и городских представительных органов местного самоуправления в размере не превышающем 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Налог уплачивается в доход городского бюджета.
Необходимость введения целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти при решении социально-экономических проблем. Размер ставки на все виды целевых сборов в совокупности устанавливается в пределах 3% от фонда оплаты труда, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда юридического лица, и не более 3% от двенадцати минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда физических лиц. Целевой сбор на содержание детских дошкольных учреждений взимается независимо от того, осуществляет предприятие в каком-либо отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет.
Бухгалтерский учет местных налогов
Бухгалтерские операции по местным налогам и сборам можно представить следующими типовыми проводками, представленными в таблице 3.
Таблица 3
Типовые проводки по местным налогам и сборам
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственных операций | Первичные документы |
26 | 68 | Начислен земельный налог. | Налоговая декларация по земельному налогу, Бухгалтерская справка. |
68 | 51 | Уплачен земельный налог | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету. |
91-2 | 68 | Начислен налог на рекламу. | Бухгалтерская справка |
68 | 51 | Уплачен налог на рекламу. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету. |
91-2 | 68 | Начислены местные лицензионные сборы. | Бухгалтерская справка |
68 | 51 | Уплачены местные лицензионные сборы. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету. |
91-2 | 68 | Начислены целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, нужд образования. | Бухгалтерская справка |
68 | 51 | Уплачены целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, нужд образования. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, то есть обязательных платежей государству.
Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность.
В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
|
|
Бухгалтерский учет в части расчетов с финансовыми органами – это сложная вещь. Для его осуществления нужно всегда быть в курсе всех изменений, которые возникают в налоговом законодательстве. Для того чтобы обладать соответствующей информацией по указанным вопросам, необходимо проводить своевременную подписку на периодические издания по учету и налогам и их изучать. Разумеется, что на это нужно дополнительные затраты, но не больше чем различные услуги относительно разъяснений вопросов учета.
Синтетический учет расчетов с бюджетом ведется по счету 68 – в журнале-ордере № 8. В условиях ведения автоматизированного учета составляется соответствующая машинограмма по видам платежей. Размер их регулируется законодательством на федеральном или местном уровне с указанием сроков погашения. В конце года суммы платежей в соответствии с произведенными расчетами корректируются: недоначисленные суммы начисляются, излишне внесенные засчитываются в счет очередных платежей или подлежат возврату.
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Налоговый кодекс Российской Федерации с изм. и доп. на 1.10.2003. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2003. – Ч. 1, 2.
2) О бухгалтерском учете: федер. закон: (принят Гос. Думой 21 декабря 1996 г.)//Рос. Газ. – 1996. - № 48.
3) О налоговой службе Российской Федерации: федер. закон: (принят Гос. Думой 14 июля 1999 г.)// Фин. Рос. – 1999. - №28
4) О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: федеральный закон: (принят Гос. Думой 29 декабря 1998 г.)// Фин. Рос. – 1999. - №1.
5) Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость: (утв. Правительством РФ № 914 29.07.96)// Фин. газ. – 1996. - №32.
6) Приказ МНС РФ от 16.10.2003 г. № БГ-3-04/540 «Об утверждении Формы налоговой декларации».
7) Балабонов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?/И.Т.Балабонов. – М.: ФиС, 1994.
8) Богатая И. Н., Хахонова Н. Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9) Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. 2000. № 1.
10) Бухгалтерский учет: учеб. Для вузов/под ред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
11) Глушков И. Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. М.: «КНОРУС», Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2002.
12) Дудорин В.И. Управление экономикой и налоги. – М.: Менеджер, 1998.
13) Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ФиС, 2003.
14) Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
15) Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник – 2000г. - №9
16) Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004 г.
17) Сапелкина А. Налоговый учет доходов и расходов: принципы и подходы к организации //Финансы.- 2002.- N 4.
18) Сорокин А. О местных сборах и налоге на имущество // Экономика и жизнь – 1999г. - №8.
19) Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 1998.