Предложения по оптимизации государственного управления

                  сферой туризма в Самарской области

Развитие туризма в последние годы показывает, как меняются приоритеты человека, отправляющегося в путешествие.  Большинство потенциальных туристов живут в густонаселенных урбанизированных районах. Это в свою очередь формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями и д.р.

Наиболее характерной тенденцией туризма в настоящее время является диверсификация туристского продукта, поиск новых направлений. Если раньше многочисленные клиенты турфирм отдавали предпочтение посещению крупных городов и ознакомлению с мегаполисами,  такими как Москва и Петербург, то в настоящее время наблюдается тенденция обращения спроса на региональный продукт, так называемую «глубинку» России.

По словам президента межрегиональной туристической компании «Большая Волга» Михаила Сегала, «если областные и городские власти будут нам помогать, то туризм, конечно, будет развиваться. Но конкуренция среди регионов на этом рынке сильна, и если все будет развиваться, как сейчас, то основной поток уйдет в те регионы, где туризму уделяется большое внимание. Благополучие региона и туризма сильно связаны. У нас не все так плохо, но мы не конкурентоспособны с теми регионами, где проблемы отрасли решаются на уровне областной администрации».  

Таким образом, надеяться на то, что туристский региональный продукт будет развивать частный бизнес нецелесообразно, так как любая коммерческая структура ориентирована на получение прибыли. Поэтому, прежде всего, необходимо внимание со стороны Правительства области, городских, районных и местных администраций к проблемам и нуждам отрасли.

 

Основные направления развития туризма в Самарской области.

1. Развитие туристской инфраструктуры.   С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры.

 Гостиничная инфраструктура области развита недостаточно. Но недостаточность эта носит структурный характер. Здесь преобладает старый фонд, совершенно не отвечающий современным требованиям. Высокий уровень сервиса реально могут предложить только 14 гостиниц, такие как «Ренессанс», «Европа» и т.д. К среднему классу можно отнести 23 гостиницы. Все остальные это гостиницы «эконом-класса». Но, несмотря на это, в период крупных городских мероприятий, выставок и семинаров, а также в разгар туристического сезона, забронировать номер становится практически невозможно из-за отсутствия свободных мест. Один из выходов: строительство сети гостиниц туристического класса, и в частности, двух-трехзвездночных отелей с доступными ценами, а также развитие пригородных гостиниц-деревень.

 В настоящее время по экспертным оценкам, основанным на действующих расценках по подготовке и разработке инвестиционных проектов, только для осуществления организационно-методического содействия в подготовке бизнес-проектов и дальнейшего их продвижения на внутреннем инвестиционном рынке необходимо выделение средств в ежегодных объемах около 16,5 млн. руб. При ежегодном выделении бюджетных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития инфраструктуры в указанных объемах проблема разработки необходимого количества инвестиционных проектов может быть решена в течение четырех лет. Необходимый для этого объем инвестиций может быть рассчитан на основе потребностей региона в современных средствах размещения туристов и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети и др.). Например, существует реальная потребность в 12-15 гостиницах туристского класса (2-3 звезды) общей вместимостью 2250 номеров. Объем инвестиций на их строительство составит 1,3 млрд. рублей (расчеты произведены исходя из стоимости одного номера строящейся гостиницы «под ключ» ориентировочно 15-20 тыс. у.е.).

 Россия находится в таком состоянии, когда Москва и Петербург инвестициями в основном насытились. Инвесторы приглядываются к регионам, и не в последнюю очередь к Самарской области. Инвесторы поняли, что сегодня инвестиционные проекты гостиниц в регионах – это будущий источник неплохой и, главное, стабильной прибыли. В особенности если такие проектные комплексы изначально будут ориентироваться не только на традиционные гостиничные услуги, а еще, например, на офисные и культурно-развлекательные, в том числе местному населению. 

Модернизация построенной еще при советской власти инфраструктуры туризма, осуществление крупных проектов возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП (государсвенно-частного партнерства). Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы просто не найти.

Я считаю, что в областную Программу развития туризма могут быть внесены дополнения в части, касающейся развития гостиничной инфраструктуры. Следует разработать пакет предложений по созданию механизма привлечения инвестиций для реконструкции гостиниц, обновления их номерного фонда, и строительства новых объектов. Одним из таких предложений могла бы быть схема инвестиционного сотрудничества, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляются блоки номеров в реконструируемой гостинице по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы.

Новацией и одной из перспективных форм поддержки предприятий на ближайшую перспективу должны стать подбор и оснащение площадок, планируемых под строительство производственных объектов, инженерной инфраструктурой, сетями общего пользования и подъездными автодорогами.  Как показывает мировая практика, когда определяется площадка под строительство, например, гостиницы, к ней заранее подводятся все коммуникации. На торги этот участок выставляется с учетом затраченных средств, а инвестор сразу получает и участок, и все необходимые коммуникации. Таким образом, чтобы реализация проекта шла хорошими темпами, все коммуникации необходимо подвести за счет бюджета, а потом продавать их инвесторам вместе с площадкой под строительство со строгим договором о ее целевом использовании.

Эффективной формой государственной поддержки инвесторов является предоставление субсидий на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования, компенсация части процентной ставки по кредитам, полученным в финансовых и кредитных учреждениях.

 Еще одним существенным условием для успешной реализации инфраструктурных проектов, обладающих мультипликативным эффектом должны стать средства, привлеченные из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Бюджет области не в состоянии покрыть все расходы по возведению крупномасштабных проектов.

  В Самаре вполне возможен пляжный отдых, но здесь опять заявляет о себе проблема с гостиницами: необходимо наличие комфортабельных отелей недалеко от набережной. У нас же там пока строят только жилые дома. По словам Юрия Антимонова, «у нас получить разрешение на строительство, к тому же в хорошем месте, очень сложно. Мне в этом плане импонирует политика, которую ведет Казань. В центре города множество незастроенных площадок, которые не отдают под возведение жилья. Эти площадки отведены и ждут своего инвестора, который будет строить объекты инфраструктуры».

 Неудовлетворительное состояние пляжей требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, повышению качества услуг и экологической безопасности.

Для решения проблемы с нехваткой комфортабельных автобусов туристического класса также необходимы средства частного инвестора. Хороший автобус туристско-экскурсионного типа стоит сегодня 300-500 тысяч долларов, и, конечно, ни одна туристическая фирма не в состоянии купить такой автобус. Но здесь необходима и помощь областных властей.

  В Самарской области много красивых мест. Главное – это видовые площадки, которые всегда пользуются популярностью среди туристов. У нас же состояние видовых площадок крайне неудовлетворительное. Так что сначала нужно их в порядок привести, мусор и грязь убрать, а потом о туристах думать», - заявил в одном из интервью Юрий Антимонов.

Для благополучного развития инфраструктуры туризма и отдыха необходима помощь коммунальных служб города и области, ведь пока мы ездим по плохим дорогам, ходим по неухоженным улицам и дышим пылью, гости к нам не поедут.  Дороги в Самаре оставляют желать лучшего. Хотя их и начали ремонтировать в последнее время, по большому счету, это в основном лишь локальный ямочный ремонт. В целях устранения инфраструктурных ограничений роста экономики региона, развития автодорожной сети, важно осуществлять проектирование, реконструкцию существующих и строительство новых автомобильных дорог. Актуальной остается строительство дорог к местам туристского показа, особенно труднодоступным и находящимся на территории муниципальных районов.

 2. Продвижение Самарской области как туристского направления.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики Самарской области. С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная компания в СМИ, как в Росси, Самарской области, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентация туристских возможностей Самарской области. Для повышения конкурентоспособности самарского туристского продукта и создания благоприятного имиджа региона необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках. Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению регионального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную компанию всего региона, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа Самарской области как региона, благоприятного для туризма, является исключительно государственной задачей.

  Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционными туристскими предложениями следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях в регионе, промыслах и ремеслах, новых музеев и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах. Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа региона в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.

  Ни один из крупнейших туристических центров сегодня невозможно представить без каких-либо легко узнаваемых символов, что обычно отражается в сувенирной продукции этих центров. В таких городах как Нижний Новгород, Саратов, Тула, Ярославль, Санкт-Петербург, очень широко налажено производство сувенирной продукции, существуют и открываются новые магазины по ее продаже. В Самаре исторически такого никогда не было. Но и сегодня не наблюдается попыток организовать нечто подобное. Отсутствие сувенирной продукции Самары чувствуется на крупных выставках, особенно в сравнении с другими регионами. Поэтому необходимо в ближайшее время принять программу развития сувенирного производства и народных промыслов. Сувенирная индустрия долж­на развиваться в русле местных традиций и ремесел. Нет ничего более отталкивающего для поку­пателя, чем "подлинный образец местного гончарного искусства" со штампом "Сделано в Китае". Сувенирная продукция в Самар­ской области может наиболее активно развиваться в центрах традиционных народных худо­жественных ремесел (этничес­кое ковроткачество в Исаклинском районе, изготовление гон­чарных и керамических изде­лий, лозоплетение в Исаклинском, Кинель-Черкасском, Серги­евском муниципальных райо­нах). Перспективно ис­пользование современных брэн­дов при разработке сувенирной продукции, например, сувениров, связанных с аэрокосмической ин­дустрией (макет ракетоносителя).

  В создании благоприятного имиджа региона может помочь установка рекламных щитов, которые будут презентовать прелести нашей области,  как в крупных городах губернии, так и на въездных и выездных трассах. Данный способ не требует больших финансовых затрат, зато яркие и красивые картинки наших достопримечательностей смогут увидеть миллионы людей, которые впоследствии уже захотят посетить именно нашу область. Данные рекламные щиты на льготных условиях могли бы продаваться или сдаваться в аренду турфирмам, которые специализируются на внутреннем и въездном туризме.

 В мире, да и ряде российских регионов, накоплен опыт совместной работы представителей туристического бизнеса, власти и общественных организаций. Примером может служить софинансирование выставочной деятельности, когда главный орган управления предусматривает средства на оплату выставочных площадей в бюджете, а участники рынка на конкурсной основе получают выставочные места, печатают буклеты, оплачивают свой проезд к месту проведения выставки и проживание сотрудников. Положительным примером в нашем регионе является ежегодная премия «Серебряная чайка».

Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

В настоящее время туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг. С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов-проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья, аккредитацию экскурсоводов и гидов.

 Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма.

 В целях улучшения организации гостиничных услуг, повышения профессионализма специалистов отрасли туризма в вопросах менеджмента, маркетинга, продвижения новых технологий, повышения качества услуг при Департаменте развития туризма Самарской области можно было бы создать Координационный совет директоров по гостиницам.

 Академическая база развития кадров для туристической отрасли представлена в Самаре довольно хорошо. На территории области действуют 15 профильных учебных заведений высшего и среднего звена, ведущих подготовку специалистов для отрасли туризма. В то же время остается потребность в расширении и повышении качества обучения. Для совершенствования туристского образования необходима корректировка существующих и создание новых образовательных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристкой индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений. В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма. Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. 

 Кроме этого, одним из необходимых условий успешного развития туристической отрасли является то, что специалисты органов управления, как на региональном, так и на муниципальном уровнях должны иметь туристское образование.

Важным пунктом организации въездного туризма на территории области и обеспечения безопасности туриста могло бы стать создание сервисной службы, организующей в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи пребывающим гостям. Застрахованный турист, обратившись в данную службу, мог бы получить требуемый вид помощи через базовые городские учреждения в круглосуточном режиме, оперативно и качественно. Сейчас на территории области действует «Туристский информационный центр», но основным направлением его деятельности является оказание информационных услуг.

 Использование в целях туризма национального достояния, включающий искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения требует проведения мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона. При общей сильной степени антропогенной трансформации природного ландшафта в области особое значение имеют особо охраняемые территории, занимающие около 15% ее территории и выступающие своего рода противовесом для предельно нарушенных земель региона. Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия.

 В целом необходимо отметить, что при надлежащем управлении и планировании такое специфичное направление туризма, как экологический туризм, может содействовать привлечению финансовых средств для организации охраны ценных природных территорий, привлечь финансовые средства для охраны археологических и исторических достопримечательностей, способствовать улучшению качества окружающей среды, так как туристов привлекают, прежде всего, чистые и не подвергшиеся разрушению территории; способствовать экологическому просвещению местных жителей, которые должны отчетливо видеть заинтересованность туристов в процветающей природе их региона.

Таким образом, в целях совершенствования регионального управления сферой туризма необходимо принятие комплекса мер, направленных на развитие туристской инфраструктуры, продвижение Самарской области как туристского направления, повышение качества туристских и сопутствующих услуг, совершенствование регионального законодательства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: