Рекомендации по формированию учетной политики

 

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, "забегая вперед" при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.                                                                                              Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении – что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации.

Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные варианты. Несмотря на то что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т.п. Например, при выборе способа оценки активов при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения разных способов. На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой оценки.

Такое экономическое "обоснование" должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не входит в компетенцию бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Должен руководить работой по формированию учетной политики на стадии принятия решений должен непосредственно руководитель организации, но это может быть и главный бухгалтер. Но лучше, если эту миссию примет на себя непосредственно руководитель организации. Это позволит сделать выбор более объективным и оптимальным, что немаловажно в случае возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный бухгалтер.

Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по указанной схеме.

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно "гарантом" ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.

В Республике Казахстан ведение учета и отчетности на предприятии регулируется Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Кодексом Республики Казахстан о налогах и налогообложении «Налоговый кодекс», Методическим рекомендациями к Международным стандартам финансовой отчетности. Для формирования учетной политики организации Комитетом по международным стандартам был разработан Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Цель Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».состоит в установлении критериев выбора и изменения учетной политики, вместе с порядком учета и раскрытия информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и корректировках ошибок. Настоящим стандартом планируется улучшить качество финансовой отчетности предприятия в отношении уместности, надежности и сопоставимости этой финансовой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других предприятий.

Требования к раскрытию учетной политики за исключением относящихся к изменениям в учетной политике изложены в МСФО (IАS) 1 «Представление финансовой отчетности».

Данный стандарт применятся при выборе и применении учетной политики и учете изменений в учетной политике, изменений в бухгалтерских оценках и корректировок ошибок предыдущих периодов.

Формирование учетной политики основывается на требованиях ее постоянства, соответствия действующей нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики. При этом каждая организация формирует учетную политику исходя из особенностей своей хозяйственной деятельности и руководствуясь собственными интересами. Общие правила по формированию учетной политики могут быть сформулированы в следующих тезисах:

· предметом учетной политики являются хозяйственные операций, которые фактически осуществляются организацией или их осуществление планируется в ближайшем будущем;

· в учетной политике устанавливается порядок учета тех хозяйственных операций, для которых действующими нормативными актами допускается возможность выбора;

· из нескольких допускаемых вариантов выбирается один наиболее подходящий способ учета, только после всестороннего рассмотрения последствий данного выбора;

· степень детализации выбранного порядка учета в учетной политике обратно пропорциональна степени детализации методики установленной в соответствующих нормативных актах;

· способы учета отдельных операций не установленные нормативными актами, должны быть разработаны организацией самостоятельно и отражены в учетной политике;

· необходимо изыскивать возможности сближения учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;

· помимо методологии учета, в учетной политике необходимо так же закрепить отдельные организационно-технические вопросы, такие как рабочий план счетов, порядок проведения инвентаризации, график документооборота, формы не унифицированных первичных документов и т.д.
   Следует принять во внимание, что как показывает практика, формирование учетной политики, к сожалению, не является приоритетной задачей для бухгалтера, так как период её подготовки обычно совпадает с окончанием года и составлением итоговой отчетности. Таким образом, в силу своей загруженности, бухгалтер не располагает достаточным количеством времени для всестороннего анализа учетных аспектов подлежащих отражению в учетной политике, разработки и оптимизации соответствующих способов учета. В сложившейся ситуации, целесообразно воспользоваться услугами компетентной специализированной организации, которая окажет существенную помощь в разработке полновесной учетной политики, удовлетворяющей индивидуальным требованиям конкретного заказчика.

Налоговые последствия корректировок ошибок предыдущих периодов и ретроспективных корректировок, внесенных для применения изменений в учетной политике, учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IАS) 12 «Налоги на прибыль».

Когда конкретный стандарт или разъяснение применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к определенной статье, должны быть определены путем применения данного стандарта или разъяснения и учета любого уместного руководства по применению, выпущенного Правлением КМСФО для стандарта или разъяснения к стандарту МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки».

МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»устанавливают положения учетной политики, которые, по мнению Правления КМСФО, приводят к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым они применяются. В тех случаях, когда эффект от применения учетной политики не является существенным, ее применение не является обязательным. Однако является неприемлемым допускать несущественные отклонения от Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) или оставлять такие отступления неисправленными в целях представления финансового положения, финансовых результатов или движения денежных средств предприятия определенным образом.

Руководство по применению стандартов, выпущенных Правлением КМСФО, не является частью этих стандартов и поэтому не содержит требований к финансовой отчетности.

Предприятие должно выбрать и применять учетную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только стандарт или разъяснение специально не требует или разрешает деление статей по категориям, для которых могут подходить разные учетные политики. Если стандарт или разъяснение требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учетную политику и применять ее последовательно.

Предприятие должно вносить изменения в учетную политику, только если такое изменение требуется стандартом или разъяснением или приведет к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или движение денежных средств предприятия.

Стандарт определяет перечень действий, которые не являются изменениями в учетной политике. К ним относятся: применение учетной политики в отношении операций, прочих событий или условий, отличающихся по своей сущности от операций, прочих событий или условий, ранее имевших место, и применение новой учетной политики в отношении операций, событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными.

Первоначальное применение политики переоценки активов согласно МСФО (IАS) 16 «Основные средства» или МСФО (IАS) 38 «Нематериальные активы» является изменением в учетной политике, которое рассматривается как переоценка в соответствии с МСФО (IАS) 16 или МСФО (IАS) 38, а не в соответствии со стандартом 8 « Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки».

Предприятие учитывает изменения в учетной политике, возникающие в результате первоначального применения стандарта или разъяснения в соответствии со специфическими переходными положениями, если таковые имеются, этого стандарта или разъяснения и когда предприятие меняет учетную политику при первоначальном применении стандарта или разъяснения, которые не предписывают специфических переходных положений, применяемых к такому изменению, или добровольно меняет учетную политику, оно должно применять изменение ретроспективно.

Если первоначальное применение стандарта или разъяснения оказывает влияние на текущий или предыдущий период, оказало бы такое влияние, за исключением случаев, когда практически невозможно определить сумму корректировки, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, то предприятие должно раскрывать следующую информацию:

- название стандарта или разъяснения;

- в тех случаях, когда это применимо, тот факт, что изменения в учетной политике проводятся в соответствии с переходными положениями стандарта или разъяснения;

• характер изменения в учетной политике;

• в тех случаях, когда это применимо, описание переходных положений;

• в тех случаях, когда это применимо, переходные положения, которые могут оказать влияние на будущие периоды;

• сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:

- для каждой затронутой ошибкой статьи финансовой отчетности;

- для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IАS) 33 «Прибыль на акцию» применяется к предприятию;

• сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, в той степени, в какой это практически осуществимо;

• если ретроспективное применение, требуемое вышеуказанным пунктом практически невозможно для определенного предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, обстоятельства, которые привели к наличию такого условия, и описание того, как и с какого момента применялось изменение в учетной политике.

В результате неопределенностей, свойственных хозяйственной деятельности, многие статьи финансовой отчетности не могут быть измерены точно, а могут быть лишь оценены на основании расчета. Расчетная оценка предполагает суждения, основывающиеся на самой свежей, доступной и надежной информации. Например, могут требоваться расчетные оценки:

• безнадежных долгов;

• устаревания запасов;

• справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств;

• сроков полезного использования или ожидаемой схемы потребления будущих экономических выгод, заключенных в амортизируемых активах;

• гарантийных обязательств.

Использование обоснованных расчетных оценок является важной частью подготовки финансовой отчетности и не снижает степени ее надежности.

Расчетная оценка может требовать пересмотра, если меняются обстоятельства, на которых она основывалась, или в результате появления новой информации или накопления опыта. По своей природе пересмотр расчетной оценки не имеет отношения к предыдущим периодам и не является корректировкой ошибки.

Применяемое изменение в базе измерения является изменением в учетной политике, а не изменением в бухгалтерской оценке. Когда трудно отличить изменение в учетной политике от изменения в бухгалтерской оценке, оно учитывается как изменение в бухгалтерской оценке.

Перспективное признание влияния изменения бухгалтерской оценки означает, что изменение применяется к операциям, прочим событиям и условиям с даты изменения в расчетной оценке. Изменение в бухгалтерской оценке может влиять только на прибыль или убыток текущего периода или текущего и будущих периодов. Например, изменение расчетной оценки суммы безнадежных долгов влияет на прибыль или убыток только текущего периода, и поэтому признается в текущем периоде. Однако изменение расчетного срока полезного использования или предполагаемой схемы потребления экономических выгод, заключенных в амортизируемом активе влияет на расходы на амортизацию в текущем периоде и в каждом будущем периоде оставшегося срока полезного использования актива. В обоих случаях результат изменения, относящийся к текущему периоду, признается как доход или расход в текущем периоде. Влияние изменения на будущие периоды, если таковое имеется, признается как доход или расход в этих будущих периодах.

Предприятие должно раскрыть характер и сумму изменений в бухгалтерских оценках, оказывающих влияние в текущем периоде, или тех, которые, как ожидается, окажут влияние в будущих периодах, за исключением случаев раскрытия влияния на будущие периоды, когда практически невозможно оценить это влияние.

Если величина влияния на будущие периоды не раскрывается, так как оценка не является практически осуществимой, то предприятие должно раскрыть этот факт.

Ошибки могут возникнуть при признании, измерении, представлении или раскрытии элементов финансовой отчетности. Финансовая отчетность не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS), если она содержит существенные или несущественные ошибки, совершенные с целью достижения определенного представления финансового положения предприятия, финансовых результатов или движения денежных средств. Потенциальные ошибки текущего периода, обнаруженные в том же периоде, корректируются до утверждения финансовой отчетности к выпуску. Однако иногда существенные ошибки остаются необнаруженными до следующих периодов, и тогда ошибки предыдущих периодов корректируются в сравнительной информации, представленной в финансовой отчетности за такой последующий период.

При обнаружении ошибок предприятие должно раскрыть следующую информацию:

• характер ошибки предыдущего периода;

• сумму корректировки каждого из предыдущих представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:

- для каждой затронутой ошибкой статьи финансовой отчетности; и

- для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IАS) 33 применяется к предприятию;

• сумму корректировки на начало самого раннего периода из представленных; и

• если ретроспективный пересчет практически невозможен для определенного предыдущего периода, то обстоятельства, которые привели к наличию такого условия, и описание того, как и с какого момента ошибка была исправлена.

Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.

В некоторых условиях практически невозможно произвести корректировку сравнительной информации за один или более предыдущих периодов для достижения сопоставимости с текущим периодом. Например, информация не была собрана в предыдущий период таким образом, чтобы было возможно ретроспективное применение новой учетной политики или ретроспективный пересчет для корректировки ошибки предыдущего периода, и восстановление информации может быть практически невозможно.

Часто бывает нужно сделать расчетные оценки при применении учетной политики к признанным или раскрытым элементам финансовой отчетности относительно операций, прочих событий или условий. Процесс расчетной оценки по своей природе является субъективным, и такие оценки могут изменяться после отчетной даты. Осуществление расчетных оценок потенциально более затруднительно при ретроспективном применении учетной политики или ретроспективном пересчете для корректировки ошибки предыдущего периода из-за более длительного периода времени, возможно, прошедшего после затрагиваемой операции, прочего события или условия. Однако цель расчетных оценок, которые относятся к предыдущим периодам, остается такой же, что и для расчетных оценок текущего периода, то есть отражение в расчетной оценке обстоятельств, которые существовали на момент возникновения операции, прочего события или условия.

Таким образом, ретроспективное применение новой учетной политики или корректировка ошибки предыдущего периода требует отличать информацию,

• которая обеспечивает доказательство условий, существовавших на дату, на которую операция, прочее событие или условие имели место;

• была бы в наличии, когда финансовая отчетность за тот период была утверждена к выпуску, от другой информации. Для определенного вида расчетных оценок (например, оценка справедливой стоимости, не основанная на наблюдаемой цене или наблюдаемых переменных) практически невозможно провести различие между этими видами информации. Если ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требуют проведения существенной расчетной оценки, для которой невозможно провести различие между этими видами информации, то применение новой учетной политики или корректировка ошибки предыдущего периода ретроспективно являются практически невозможными.

Появившаяся позднее информация о прошлых событиях не должна использоваться при применении новой учетной политики к предыдущему периоду или корректировки суммы предыдущего периода для определения допущений о намерениях руководства в предыдущем периоде, или для оценочных расчетов признанных, измеренных или раскрытых в предыдущем периоде сумм. Например, когда предприятие корректирует ошибку предыдущего периода при измерении финансовых активов ранее классифицированных как инвестиции, удерживаемые до погашения, в соответствии с МСФО (IАS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение», оно не меняет базу их измерения за тот период, если впоследствии руководство решило не удерживать активы до погашения. Кроме того, когда предприятие корректирует ошибку предыдущего периода при расчете обязательства за накопленные отпуска по болезни в соответствии с МСФО (IАS) 19 «Вознаграждения работникам», оно не принимает в расчет информацию о сезоне необычно сильного гриппа, имевшего место в следующем периоде, которая становится известной после того, как финансовая отчетность за предыдущий период была утверждена к выпуску. Тот факт, что при внесении изменений в представленную сравнительную информацию за предыдущие периоды часто требуются существенные расчетные оценки, не препятствует надежным поправкам или корректировкам сравнительной информации.[10]

Формирование учетной политики требует хорошего знания принципов и приемов ведения бухгалтерского учета, налогообложения, финансового менеджмента и целого ряда других вопросов, которыми не всегда на высоком уровне может владеть руководитель организации.

Разработчики учетной политики должны знать содержания и особенности применения формы первичных документов, Типовой план счетов бухгалтерского учета, методы оценки отдельных видов активов и обязательств, порядок начисления износа, инвентаризации имущества и обязательств, оценки незавершенного производства, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, требования аудиторов и аудиторского заключения.

Учетная политика должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета, отвечающего требованиям и принципам связанным с финансовой отчетностью.

При формировании учетной политики предполагается, что:

а)   активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников (участников и инвесторов) этой организации и других организации (принцип автономности);

б) организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности (принцип непрерывности);

в) выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (принцип последовательности);

г)   факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денег, связанных с этими фактами (принцип реализации или начисления).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

а) полноту регистрации в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности (принцип полноты);

б) предотвращение потерь (расходов) пассивов, чем доходов и активов, не допуская создания сокрытых резервов (принцип осмотрительности);

в) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данными синтетического и аналитического учета (принцип тождественности).

Таким образом, практическому формированию учетной политики должно предшествовать согласование ее с налоговыми службами по месту нахождения предприятия, выявление возможных разниц в конечных показателях, вызванных изменением системы учета, определение порядка их регулирования.

Процесс формирования учетной политики заключается в том, чтобы вскрыть и устранить все элементы и методы финансовой отчетности, управленческого и налогового учета, а также сказывать существенное влияние на финансовые результаты организации.

Основными элементами формирования учетной политики организации являются:

1. Опенка и амортизация основных средств. Здесь следует указать методику, подлежащую выбору оценки полностью изношенных (пришедших в негодность) основных средств. Выбор методов оценки полностью изношенных основных средств необходим в случае дальнейшего использования этих основных средств и отсутствия возможности их замены. Оценочная сумма изношенных основных средств приводит к увеличению суммы амортизации и налогооблагаемой базы. При методе оценки полностью изношенных основных средств можно выбрать один из следующих методов: по текущей стоимости, по ликвидационной стоимости.

2. Методы проведения переоценки основных средств. В учетной практике применяются: индексный и метод прямой оценки. Изменения стоимости основных средств в результате переоценки позволяет изменить величину балансами довести оценку имущества до реальной возможности. Завышение учетной стоимости объектов приводят к увеличению расходов отчетного периода (за счет увеличения амортизации) и соответственно уменьшению величины чистого дохода организаций, увеличению валюты баланса, увеличению неоплаченного капитала. Занижение учетной стоимости объектов основных средств, приводит к уменьшению расходов отчетного периода, уменьшению валюты баланса, уменьшению налогооблагаемой базы.

3. Методы начисления амортизации по основным средствам. Состоят из: равномерного (прямолинейного); производственного; ускоренного списания стоимости, который включает метод уменьшающего остатка и кумулятивный метод. Методы начисления амортизации, предполагающие износ основных средств, приводят к увеличению расходов отчетного периода (затраты на производство продукции и расходы периода), уменьшению величины дохода и баланса.

4.Способ учета и резервирование расходов на ремонт основных средств осуществляется двумя способами: Накопившиеся суммы расходов на ремонт до завершения ремонта отражается на счете "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на счета расходов, а второй способ осуществляется отнесением расходов на ремонт непосредственно в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) и расходов периода. Резервирование расходов на ремонт с переносимыми остатками резерва из одного отчетного периода в другой дает возможность увеличивать расходы и уменьшать чистый доход одного отчетного периода за счет другого.

5. Нематериальные активы и их амортизация. Нематериальные активы и срок использования предусматривается соответствующими документами и компетентными специалистами исходя из конкретного объекта. Срок использования устанавливается в соответствии с действующим законодательством - 10 лет (при невозможности его определения). В сфере нематериальных активов применяются два способа начисления амортизации. Равномерного (прямолинейного) списания стоимости и способ стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

6. Учет и оценка инвестиций. По этому разделу подлежат к оценке: Метод оценки краткосрочных финансовых инвестиций - по текущей стоимости и наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости. Оценка инвестиции по текущей стоимости основан на регулярной корректировке стоимости инвестиции (с учетом рынка ценных бумаг) в балансе, что влияет на величину доходов и расходов организации в периоды осуществления корректировок. Метод оценки по наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости основан на регистрации возможных убытков от резкого падения курса ценных бумаг, а доходы от повышения курса не учитываются, что означает наличие изменений расходов и доходов предприятия только в периоды продажи инвестиций при превышении текущей стоимости над покупной.

7. Метод оценки долгосрочных финансовых инвестиций оценивается по покупной стоимости, по стоимости с учетом переоценки, по наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости. Оценка инвестиций по покупной стоимости предполагает учет инвестиций по сумме фактических затрат на их приобретение без изменения балансовой стоимости. Оценка инвестиций по стоимости с учетом переоценки, основан на периодическом изменении стоимости с помощью применения индивидуальных методов переоценки с целью приведения учетной стоимости к их текущей (рыночной) стоимости.

8. Методы оценки запасов. В соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета организация может оценивать и переоценивать товарно-материальные запасы многими методами и способами.

Запасы оценивается: по фактической себестоимости по учетным ценам, средневзвешенной стоимости, ФИФО, оценка товаров в рознице. В последнее время метод ЛИФО не применяется в отечественном бухгалтерском учете.

Оценка запасов по фактической себестоимости предполагает учет ценностей по себестоимости приобретения или заготовления.

Оценка запасов по учетным ценам основана по фиксированной величине на определенный период, которые могут периодически пересматриваться (корректироваться). Это будущие затраты процесса производства.

Средневзвешенная оценка рассчитывается по средней стоимости запасов, пригодных для реализации. Средняя стоимость определяется путем деления стоимости всего запаса на количество его единиц.

Следующим методом оценки товарно-материальных запасов является метод ФИФО. Это означает первым поступил -первым продан, или запасы, поступившие ранее, будут реализована ранее.

Оценка товаров в рознице означает, что товары в учете (на счетах) учитывается по стоимости приобретения до момента их реализации.

9. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции зависит от технологических и организационных особенностей организации. Методы характеризуются различными приемами последовательных действий по формированию производственной себестоимости и системы калькулирования.

Распространенными методами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции являются:

- попроцессный

- позаказный

- нормативный

Затраты на производство продукции сводятся по двум вариантам: полуфабрикатный, бесполуфабрикатный. Способы калькулирования единицы продукции:

- прямого подсчета;

- коэффициентный;

- смешанный;

- нормативный;

- суммирования затрат.

Способы распределения косвенных расходов:

- пропорционально затратам труда;

- пропорционально прямым затратам;

- пропорционально количеству отработанных человеко-часов производственных рабочих;

- другие.

Методы оценки незавершенного производства:

- по прямым статьям расходов;

- по стоимости материальных затрат;

- по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- методом условных единиц;

- другими методами.

Попроцессный метод - это система, при которой затраты распределяются между однородной продукцией, обычно проходящей последовательно несколько стадий обработки в массовых производствах.

Позаказный метод - применяется в организациях, где материалы на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и общепроизводственные расходы легко идентифицировать с конкретной продукцией (услугами) или ее группой.

Нормативный метод - это совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство. Планирование затрат на основе норм, обеспечивающих поставленные перед организацией задачи.

Полуфабрикатный метод калькулирования единицы продукции позволяет получить цену незаконченного продукта в разрезе стадий обработки, бесполуфабрикатный предполагает ведение количественного учета на стадиях.

Способы калькулирования единицы продукции отличаются друг от друга методикой расчета себестоимости. Каждому способу присуща определенная степень сложности исчислений и степень достоверности получаемых результатов.

По способу прямого подсчета себестоимость единицы продукции определяется путем деления суммы затрат на натуральный объем выпуска.

По коэффициентному способу себестоимость единицы продукции определяется с помощью специальных коэффициентов и выбранной базы распределения.

Смешанный способ основан на исчислении нормативных калькуляций и учете отклонений от норм. По способу суммирования затрат себестоимости единицы продукции определяется путем сложения результатов отдельных калькуляций по узлам, деталям и переделам, стадиям и т.д.

Способы распределения косвенных расходов должен обеспечивать достоверность составляемой калькуляции и отражать зависимость и принадлежность распределяемых косвенных расходов к объекту калькулирования. По этому признаку и выбирается база для распределения косвенных расходов, выбор ее еще зависит от типа производства и вида выпускаемой продукции.

Метод оценки незавершенного производства определяет тип производства, необходимость сокращения трудоемкости учетных процедур и получения оперативной информации, степень незавершенного производства в общем объеме выпуска продукции. Следует отметить, что выше указанные варианты отнесения затрат на производство и различные методы калькулирования себестоимости продукции являются основанием для выбора способов при формирований учетной политики организации.

10. Учет дебиторской и кредиторской задолженности. На этом объекте учета проявляются следующие отличительные методы; метод создания резерва по сомнительным долгам, метод процента от объема реализации, выполненных работ, оказанных услуг, метод учета счетов по срокам оплаты.

Метод процента от объема реализации, выполненных работ, оказанных услуг основан на анализе дебиторской задолженности предыдущих периодов и определении доли безнадежных долгов в общем объеме задолженности. В результате анализа ситуации прошлых лет создается резерв по сомнительным долгам отчетного года.

Метод учета счетов по срокам оплаты предполагает определение прогнозного процента сомнительных долгов в разрезе определенной на предприятии классификации задолженности по категориям, характеризующим степень оплаты.

11.Учет оплаты труда. Здесь следует указать формы и системы оплаты труда, порядок расчета оплаты, включающие бригадную форму организации труда, отступление от нормальных условий труда, простой и брак в производстве премии, сверхурочные время, порядок расчета дополнительной заработной платы, льготных часов, расчеты по отпускам, выходные пособия, компенсации и т.д.

Описывается также порядок учета заработной платы на счетах и субсчетах рабочего плана счетов, порядок создания резерва на оплату отпусков и порядок хранения расчетных документов.

12. Учет денег. Рекомендуются следующие способы учета денег: порядок учета кассовых операции, порядок учета денег в иностранной валюте, порядок учета денег в магазинах, торговых точках, филиалах, не находящихся на самостоятельном балансе; порядок и сроки инвентаризации остатков денег в кассе.

13. Учет доходов и расходов. Этот участок учета охватывают: предполагаемый доход от основной деятельности, предполагаемый доход от неосновной деятельности, учет доходов и расходов на счетах рабочего плана счетов, состав и статьи общих и административных расходов, состав и статьи расходов по реализации продукции. Содержание этого участка заключается в том, что указывается способы определения доходов отчетного периода по долгосрочным договорам на оказание услуг, выполненных работ, на основе процентного соотношения расходов, произведенных на определенную отчетную дату, к общим расходам по сделке.

14. Учет заемных средств. Порядок учета краткосрочных и долгосрочных займов на счетах бухгалтерского учета, график погашения займов, начисляемые проценты, долговые обязательства выплат держателям акций определенную сумму в определенный срок.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

- определение налоговой базы по налогу на прибыль;

- формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

- оценка имущества;

- распределение убытков между налоговыми периодами.

Такая работа должна выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно - технические и методические аспекты налогового учета:

- порядок организации налогового учета;

- принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

- формы аналитических регистров налогового учета;

- технология обработки учетной информации;

- способы ведения налогового учета;

- другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них. В данном случае следует указать порядок отнесения доходов (расходов) к доходам (расходам) от реализации продукции товаров, (работ, услуг), а также отнесение доходов (расходов) к прочим доходам (расходам).

Кроме того, в учетной политике налогового учета излагается порядок признания доходов и расходов, например, признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором поступили денежные средства, товары, работы и услуги или имущественные права.

Представленный подход к классификации доходов и расходов отличается от принципов их группировки для целей бухгалтерского учета.

Таким образом, в формах налогового учета указываются доходы и вычеты, а также перечень постоянных и временных разниц.

Информация о политике учета необходима для понимания содержания финансовых отчетов. При выборе и применении политики учета, которая в условиях организации является наилучшим способом преставления правдивой и объективной картины его финансового положения и результатов деятельности [13].

Факторы, которыми следует руководствоваться при выборе и применении соответствующих методов и элементов бухгалтерского учета руководителям организаций:

1) Потребности пользователей. В практике учета и отчетности во внимание следует принимать потребности

внешних пользователей в информации, особенно инвесторов и кредиторов, а также социально-экономические воздействия на организацию.

2) Значимость. В отчетах должны раскрываться все позиции, в достаточной мере существенные, чтобы влиять на оценки или решения, принимаемые пользователями.

3) Приоритет содержания перед формой. В финансовой отчетности должен делаться упор на экономическую суть событий, если даже ее юридическая форма отличается от экономического существа и дает основания предполагать иной подход. В тех случаях, когда такой подход законом воспрещается, должно обеспечиваться соответствующие раскрытие в учетной политике.

4) Согласованность. При подготовке финансовой отчетности следует основываться на согласованном применении политики учета и раскрытии информации об изменениях в такой политике и их последствиях[14].

Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и главным руководителем служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: