Учетная политика – как основа деятельности организации

 

Учетная политика — в соответствии с законодательством РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы и приемы. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Согласно статьи 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» руководство или индивидуальный предприниматель согласовывает и утверждает учетную политику,  обеспечивает организацию бухгалтерского учета.

Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации [8].

Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность главного бухгалтера; передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру; вести бухгалтерский учет лично.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. [9]

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РК или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Исходя из выше указанного, можно определить учетную политику, как широкий круг детализированных практических правил ведения бухгалтерского учета в организации. Учетная политика является основой ведения бухгалтерского учета

Учетная политика ТОО «Сантехмонтаж-сервис» разработана на основании:

1. Международных стандартов финансовой отчетности.

2. Типового план счетов бухгалтерского учета.

3. Методические рекомендаций по ведению учета.

Учетной политикой определяются основные правила организации учета, а также требования к внутреннему контролю и внешнему аудиту.

В бухгалтерии организации внедрена компьютеризованная система учета. Компьютеры работают в локальной сети под управлением ОС Microsoft Windows.

Используется бухгалтерское программное обеспечение – программа «1С-Бухгалтерия», версия 8.0. Каждый бухгалтер имеет свой пароль, открывающий ему доступ к определенному участку учетных работ.

Несмотря на высокий уровень компьютеризации учетных работ, в бухгалтерской практике ТОО «Сантехмонтаж-сервис» все еще имеет место документооборот на бумажных носителях. Причиной этого являются то что, некоторые документы, согласно действующему Казахстанскому законодательству, необходимо использовать только в бумажной форме. В практике ТОО «Сантехмонтаж-сервис» те первичные документы, которые, в силу определенных обстоятельств, необходимо заполнять вручную на бумажном носителе, дублируются бухгалтером в программе. Таким образом, в электронной форме отражается весь документооборот.

В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» бухгалтерский учет организован на основе журнально-ордерной системы. При этом применяется компьютерный способ записи учетной информации для ведения синтетических и аналитических регистров и финансовых отчетов и неавтоматизированный (ручной) – для оформления первичных документов в момент совершения хозяйственных операций.

Последовательность движения документации, перечень исполнителей, сроков поступления в бухгалтерию, обработки и прохождения документов внутри учетного аппарата и завершения всех работ за отчетный период вплоть до составления бухгалтерского баланса и отчетности представляют собой документооборот, исполнение которого строго обязательно не только для счетных, но и для других работников компании. Они заполняют и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика, в которой перечисляются первичные документы, относящиеся к сфере его деятельности, сроки и места представления документов.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное заполнение документов, достоверность сведений, содержащихся в них, и своевременную передачу документов для отражения данных в бухгалтерском учете несут лица, подписавшие документы.

Контроль за соблюдением графика документооборота и сроками исполнения возложено на главного бухгалтера. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию документов и сведений обязательны для всех работников компании.

Директор определяет перечень лиц, имеющих доступ к этой информации, в объеме компетенции сотрудников.

Доходы в соответствии с НСФО 2 включают в себя как доход от основной деятельности, так и прочие доходы.

Доходы могут включать в себя поступления средств от обычных видов деятельности субъекта, в том числе доходы от реализации продукции и оказания услуг, вознаграждения, дивиденды и роялти.

Прочие доходы представляют собой поступления, удовлетворяющие определению дохода, которые могут возникать или не возникать в процессе обычной деятельности субъекта. При признании прочих доходов в отчете о прибылях и убытках они обычно представляются отдельно, так как информация о них полезна при принятии экономических решений.

Каждая производственная единица (предприятие) любого товарищества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Данное предприятие тоже старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои расходы на производство и реализацию продукции.

Категория расходы обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными расходами обращения ТОО «Сантехмонтаж-сервис» являются расходы на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид расходов обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные расходы возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые расходы обращения - расходы на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, расходы на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые расходы не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из дохода, созданной в процессе производства товаров.

Учет денежных средств в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведется на счетах 1 раздела подразделов 1010-1060 Типового плана счетов по МСФО.

Документы первичного учета по движению денежных средств используемые в товариществе:

- приходно-кассовый ордер;

- расходно-кассовый ордер;

- кассовая книга;

- платежное поручение;

- выписка с текущего счета с приложенным банковским документом.

Для приёма, хранения и расходования наличных денежных средств ТОО «Сантехмонтаж-сервис» имеет кассу, оборудованную в соответствии с действующим законодательством. За сохранность денежных средств в кассе в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» отвечает бухгалтер – кассир, который несёт полную материальную ответственность. Сдача денег в банк оформляется Объявлением на взнос наличными. На принятую от организации сумму банк выдаёт квитанцию. Квитанция обязательно заверяется печатью банка. На основании квитанции бухгалтер- кассир списывает деньги по кассе.

Выдача из кассы зарплаты, пособий, отпускных и т. д. оформляется платежными ведомостями или расходными кассовыми ордерами.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организации, проверяется полнота произведенных бухгалтером – кассиром операций.

Для учёта наличия и движения денежных средств в кассе в тенге в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» используется активный счёт 1010 «Денежные средства в кассе», предназначенный для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

ТОО «Сантехмонтаж-сервис» имеет текущие счета и валютные счета в АО «Народном банке» и операции, по которым осуществляются в установленном порядке. Отражение денежных средств в национальной и иностранной валюте происходит на счетах: 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах».

ТОО «Сантехмонтаж-сервис» для банковских расчетов использует систему «банк - клиент», которая позволяет практически мгновенно осуществлять электронные платежи, посылая в банк электронные «платежные документы». Таким образом, платежные поручения как таковые не имеют смысла — учет платежей ведется полностью компьютеризованным способом. 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия посылают работников в служебные командировки, приобретают в магазинах канцелярские принадлежности, оплачивают почтовые переводы и другие расходы. Эти расходы не всегда можно оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банка. Поэтому для их оплаты работникам выдают в подотчет наличные деньги. Деньги выдаются согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия. Авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах.

Выдача авансов из кассы производится после полного расчета по ранее выданным авансам. Расчеты с подотчетными лицами в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» учитываются на счетах 1 раздела подраздела 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность» 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» и 2 раздела подраздела 2100 «Долгосрочная дебиторская задолженность» 2150 «Долгосрочная дебиторская задолженность работников».

Обычно сроком погашения дебиторской задолженности принято считать период от 30 до 90 дней, по истечении которого счета к получению считаются просроченными.

Дебиторская задолженность является бухгалтерским показателем, отраженным в бухгалтерском учете, как долг контрагента, возникший по разным обстоятельствам. Как правило, этот долг возникает вследствие проведенной финансово-хозяйственной операции, связанной с движением материальных запасов, оказанием услуг или выполнением работ, а также неплатежей и задолженностей юридических и физических лиц.

Резервы по сомнительным требованиям учитываются на счете 1 раздела подраздела 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность» 1290 «Резерв по сомнительным требованиям». Резервы по сомнительным требованиям создаются для покрытия возможных потерь, связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

Учет запасов в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведется на активных основных счетах 1310-1360. К документом первичного учета по движению запасов в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» относятся доверенность, приходный ордер, акт выполненных работ, реестр приема-сдачи документов.

Договор о материальной ответственности представляет собой двустороннее соглашение, по которому стороны берут на себя определенные обязательства и имеют возможность требовать друг от друга выполнения условий договора. В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» договор о материальной ответственности заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается администрацией и материально ответственным лицом.

Полученные материалы своевременно приходуются. Оприходование материалов оформляется «Приходным ордером». Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной. При получении материалов на склад составляется «Акт приёмки материалов». На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка – карточка складского учёта материалов.

Порядок учета материалов в бухгалтерии. Учет запасов в бухгалтерии ТОО «Сантехмонтаж-сервис» производится в оценке по средневзвешенной стоимости. Аналитический учет движения запасов в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведется в программе «1С-Бухгалтерия 8.0». Счет-фактура представляет собой дополнение к платежному требованию-поручению. Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчётов. Затем документы таксируются – указанное количество материалов в первичных документах умножается на учётные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой – получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учёта. Информация о реализации запасов обобщается на счете 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг».

Для учета оценки запасов существуют следующие методы: метод средневзвешенной стоимости, метод ФИФО, и метод специфической идентификации. В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» оценка запасов производится по методу средневзвешенной стоимости.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» предусмотрен счет 3310 «Счета к оплате», на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные запасы и внеоборотные активы, выполненные работы и потребленные услуги. Данный счет является пассивным.

Основными документами для расчетов с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура и карточка счета по счету 3310. Счет-фактуру выписывает поставщик. Синтетический учет ведется в журнале-ордере №6, а аналитический учет в том же журнале-ордере по каждому поставщику, а также в ведомости №5 - когда расчеты производятся в порядке плановых платежей. В рабочем плане счетов ТОО «Сантехмонтаж-сервис» для этого счета предусмотрено 2 субсчета: 3310.1-«Расчеты с поставщиками за материалы»; 3310.2 - «Расчеты с поставщиками за услуги».

Учет основных средств в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведется в соответствии с МСФО № 16 «Основные средства» и методическими рекомендациями к данному стандарту. В бухгалтерском учете к основным средствам относятся материальные активы, действующие в течение длительного времени (более одного года), независимо от стоимости, а в налоговом учете – активы стоимостью выше 40 МРП и сроком службы более одного года, подлежащие амортизации.

Для учета основных средств в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» используется следующий счет 2410 «Основные средства».

Документы первичного учета по движению основных средств: акт приема-передачи основных средств; акт на списание основных средств; карточка счет по счету 2410.

Приказом или распоряжением директора ТОО «Сантехмонтаж-сервис» создается постоянно действующая комиссия. На принятые в эксплуатацию объекты комиссия оформляет «Акт приемки-передачи основных средств» формы № ОС-1 в одном экземпляре. Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю организации, а затем в бухгалтерию.

Реализация объектов основных средств осуществляется с разрешения Генерального директора ТОО «Сантехмонтаж-сервис» по договорным ценам. Материально ответственное лицо, в подотчете которого он находится, выписывает товарно-транспортную накладную, получив от представителя покупателя доверенность на право совершения этой операции.

Для списания пришедших в негодность объектов основных средств, аналогично, как и для приемки, создается специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет «Акт на списание основных средств» формы № ОС - 3.

Для учета износа основных средств в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» используются следующие счета: 2410 «Амортизация основных средств». В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» учет износа основных средств автоматизирован. С помощью бухгалтерской программы рассчитывается сумма износа по каждому объекту, а затем эти данные систематизируются и выводятся в ведомости начисления износа по группам основных средств.

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности на счетах подраздела 2700 «Нематериальные активы». Учет наличия и движения нематериальных активов осуществляется в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности №38 «Нематериальные активы» и ведется на счетах подраздела 2700 «Нематериальные активы». По дебету этих счетов отражаются остатки нематериальных активов на начало и конец месяца, операции по их поступлению; по кредиту – выбытие нематериальных активов.

Для учета амортизации нематериальных активов предназначены следующие счета: 2740 «Амортизация и обесценение прочих нематериальных активов», 2741 «Амортизация и обесценение лицензионных соглашений, 2742 «Амортизация и обесценение программного обеспечения», 2743 «Амортизация и обесценение патента», 2744 «Амортизация и обесценение организационных затрат», 2735 «Амортизация и обесценение прочих нематериальных активов».

Амортизация программного обеспечения в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» учитывается на счете 2742 «Амортизация нематериальных активов – программное обеспечение».

ТОО «Сантехмонтаж-сервис» в своей деятельности в области расчетов руководствуется действующими нормативными актами и придерживается общегосударственной учетной политики. Все расчеты с бюджетом и по внебюджетным платежам с целью усиления расчетной дисциплины учитывает на счетах: 3110 «Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате», 3130 «Налог на добавленную стоимость», 3150 «Социальный налог», 3160 «Земельный налог», 3180 «Налог на имущество», 3170 «Налог на транспортные средства», 3190 «Прочие налоги, сборы и платежи в бюджет», 3120 «Индивидуальный подоходный налог», 3220 «Обязательства по накопительному пенсионному фонду».

Первичные документы по учету обязательств: карточка счета по счету 3010; карточка счета по подразделу 3130; карточка счета по счету 3380; карточка счета по счету 7710.

Учет расчетов с бюджетом по корпоративному подоходному налогу в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведут на пассивном счете 3110 «Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате». Основными объектами налогообложения корпоративным подоходным налогом являются налогооблагаемый доход, а также доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение.

Аналитический учет расчетов по арендным обязательствам в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» ведется в ведомости. Аналитический учет процентов к выплате ведется в оборотной ведомости по расчетным счетам, в которой аналитические счета открывают на каждого плательщика процентов – юридическое или физическое лицо.

В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» существует несколько видов начисления заработной платы: сдельная, оплата на основе контрактов, оплата на основании разовых трудовых договоров. В ТОО «Сантехмонтаж-сервис» табельный учет ведется на рабочих местах начальниками цехов, заполняющими табеля учета отработанного времени. Табель учета отработанного времени представляет собой именной список работников. По окончании месяца табель закрывается. Документ подписывается начальником отдела и сдается в бухгалтерию для расчетов.

Для учета собственного капитала в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» предназначены следующие счета: 5100 «Неоплаченный капитал», 5400 «Резервный капитал, установленный учредительными документами», 5500 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)», 5600 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Для учета неоплаченного капитала предназначен активный сложный счет 5100 «Неоплаченный капитал». На этом счете обобщается информация о суммах задолженности юридических и физических лиц по их вкладам в уставный капитал. Для учета нераспределенного дохода (непокрытого убытка) в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» предназначен пассивный счет 5500 подраздела «Нераспределенная прибыль» предназначенный для учета нераспределенной прибыли или нераспределенного убытка. В данный подраздел включаются следующие группы счетов: 5510 «Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток) отчетного года», где отражается прибыль или убыток отчетного года; 5520 «Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет», где отражается прибыль или убыток предыдущих лет. [4]

Для учета товаров приобретенных в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» применяется счет 1330 «Товары».

Финансовая отчетность является структурированным представлением финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Финансовая отчетность в ТОО «Сантехмонтаж-сервис» составляется на основании прове­ренных и согласованных данных синтетического и аналитического учета. Финансовая отчетность организации составляется в валюте Республики Казахстан (тенге), подписывается руководителем и главным бухгалтером, которые несут ответственность за своевременность ее представления (Приложения А и В).

Учёт доходов и расходов ведётся на счетах Типового плана счетов подразделов «Доходы» и «Расходы». Для учёта доходов в основном используются счета 6010 «Доход от реализации и оказания услуг» и счёт 6280 «Прочие доходы».

Для учёта расходов используются счета 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг», 7110 «Расходы от реализации продукции и оказанию услуг», 7210 «Административные услуги», 7310 «Расходы по возграждениям», 7450 «Расходы по оперативной аренде». На счёте 7010 учитывается себестоимость реализованных товаров, 7110 - расходы по выбытию продукции (работ и услуг), 7210 - общие и административные расходы (комиссионные банка, обслуживание телефона, копировальной техники и др.), 7310 - расходы на выплату вознаграждения по кредиту, 7450 - расходы на электроэнергию. Ценовая политика, которую проводит предприятие ТОО «Сантехмонтаж-сервис», полностью зависит от конъюнктурной структуры рынка, и являются одной из главных составляющих деятельности предприятия, а ценовой фактор – ключевым фактором конкурентоспособности.

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.  

Все приведенные выше операции прописаны в учетной политике организации.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: