Организационно-технические аспекты учетной политики

Отсутствие у организации учетной политики может иметь достаточно серьезные последствия. Так в случае, если законодательство содержит альтернативные способы учета в конкретной ситуации, и налогоплательщик не закрепил один из них в учетной политике, налоговый орган выберет наиболее выгодный для бюджета способ и применит его к операциям налогоплательщика. Последствия таких действий налоговиков могут быть выражены в виде значительных доначислений налогов и соответствующих им размеров пени и штрафов

Для формирования учетной политики на предприятиях могут быть рекомендованы следующие соответствующие этапы (последовательности):

- создается специальная комиссия по разработке учетной политики и определяется цель и задачи, функции, перечень аналитических показателей, анализ новых способов ведения учета с точки зрения требований бухгалтерских стандартов, подготовка соответствующих распорядительных документов. Состав комиссии формируется не только бухгалтерской службой, но и привлекаются другие подразделения и службы, которые хорошо знают технологию производства, а также опытные работники финансовой, юридической службы предприятия. При необходимости привлекаются специалисты из других специализированных организаций;

- определяются этапы и круг вопросов, а также объекты разработки учетной политики, необходимые документы или иные решения по вопросам учетной политики;

- порядок согласования с уполномоченными органами методов использования отдельных способов (правил) ведения учета, а также поставить соответствующие органы в известность о выборе того или иного способа учетной политики.

В компетенцию комиссии входит обсуждение и принятие решений по вопросам формирования учетной политики и принятие оптимальных вариантов разработки, вскрыть и устранить имеющиеся пробелы в организации учетной системы. В данном разделе даются основные технико-экономические направления предприятия и организационные формы бухгалтерского учета. На этом этапе помимо прочих данных следует иметь информацию о следующем:

-  характер, размеры и организация предприятия, особенности его работы;

- извлечение из устава, учредительных документов, списки акционеров, клиентов и общая численность работающих в том числе число административно-управленческого персонала;

- важные даты встреч с советом директоров, меморандумы и другие важные события в жизни предприятия.

Вышеуказанные характеристики могут быть написаны в тезисном порядке и стандартизации не подлежат. Однако такая характеристика может быть использована в качестве источника информации при разработке учетной политики и как справочный материал.

Учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом.

Учитывая положительные и отрицательные стороны действующих нормативных документов в области бухгалтерского учета, бухгалтер каждого предприятия должен заниматься творческой деятельностью и обязан создавать у себя на предприятии методическую базу бухгалтерского учета, соответствующую системам, принятым в международной практике.            учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил.

Принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов. Участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности. работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации.

Учетная политика - это внутренние нормативные документы, отличающиеся от привычных административно-командных положений и инструкций. Теперь предприятия сами определяют методологию учета, исходя из конкретных условий и интересов своей хозяйственной деятельности. Главный бухгалтер должен знать, что ежегодно в годовой бухгалтерской отчетности он обязан объявить изменения в учетной политике предприятии и наметить пути совершенствования учетной политики на следующий отчетный год. Такая политика станет основополагающей в принятии управленческих решений при заключении различных сделок и контрактов, в инвестиционной и финансовой деятельности [15].

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета может устанавливаться соответствующими положениями или методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Таким образом, к числу документов, формирующих учетную политику предприятия, относятся: приказы, внутренние правила, инструкции, положения, решения собрания акционеров, учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации юридического лица и другие процедуры).

Учетная политика является специальным внутриорганизационным документом, представленным совокупностью нормативных документов организаций. Она содержит принципы, способы, правила и практические установки, принятые в соответствии с основами, предложенными казахстанскими, международными стандартами, а также казахстанскими концептуальными основами финансовой отчетности или разработанные предприятием самостоятельно, на альтернативной основе. Завершающим этапом организационно-технической части учетной политики является порядок представления годовой бухгалтерской отчетности, структура баланса, состав и формы внутренней отчетности, ответственные лица за контролем качества отчетности, периоды и сроки проведения анализа.

Организационно-техническая структура учетной политики исследуемой организации разработана в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Учетная политика организации состоит из 5-ти разделов, каждый раздел содержит несколько пунктов. В частности, первый раздел «Организационно-технический», содержит такие подразделы как: организационно-правовой статус организации, организация бухгалтерской службы, бухгалтерская документация, инвентаризация, применение забалансовых счетов.

Рассмотрим более подробно содержание организационно-технического раздела.

Организационно-правовой статус. Описывает общую информацию об организации. В частности, ТОО «Сантехмонтаж-сервис» зарегистрировано Управлением юстиции г. Алматы 5 апреля 2004 года (свидетельство о регистрации № 62256-1910-ТОО). Форма собственности – частная. РНН 600800512154 присвоен Налоговым комитетом по Жетысускому району г. Алматы, свидетельством налогоплательщика РК от 13 апреля 2005 года. Местонахождение организации: г. Алматы, ул Полежаева, д 92А.

Согласно уставу основным видом деятельности является торгово-посредническая деятельность и реализация товаров.

Целью ТОО является извлечение дохода от основной деятельности и использование его в интересах учредителей организации.

Организация имеет самостоятельный баланс, расчетные и валютные счета, печать с указанием своего наименования.

Средняя численность работников организации, согласно штатной расстановке, составляет 45 человек.

Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции являются: директор и коммерческий директор.

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной финансовой отчетности несет директор организации.

Руководство делегирует бухгалтеру полномочия самостоятельно принимать решения на основе правил, закрепленных учетной политикой, и профессионального суждения по вопросам формирования показателей финансовой отчетности, в том числе по вопросам классификации, признания, оценки и расчета элементов финансовой отчетности и их составляющих, а также раскрытия связанных с ними информацией.

Организация бухгалтерской службы. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, не имеет секторов.

Нормативным правовым документом, регламентирующим деятельность бухгалтерии, является положение о бухгалтерии.

Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями.

Общая система учета ТОО подразделяется на:

- финансовый учет, ожидаемый на счетах Рабочего плана счетов по МСФО, на которых формируются доходы и расходы от деятельности ТОО;

- статистический учет, который базируется на данных финансового учета;

- налоговый учет, формируется на бае результатов финансового учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета;

- управленческий учет – сводная информация, составляемая по заданию руководства ТОО, исходящая из финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств хозяйственных операций ведется в тенге и тиынах с применением компьютерной программы «1С: Предприятие».

Внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями осуществляется бухгалтерией в момент принятия первичных учетных документов к учету и включает в себя контрольные процедуры, реализующие следующие направления:

- контроль санкционирования (каждая хозяйственная операция должна быть соответствующим образом разрешена);

- контроль законности (каждая хозяйственная операция должна быть проверена на предмет соответствия действующему законодательству);

- контроль полномочий (для осуществления хозяйственных операций и отражения их в учете должно быть предусмотрено адекватное разделение обязанностей учетных работников, а также контроль за их выполнением);

- контроль обработки данных (со стороны руководства должен быть предусмотрен контроль за документированием и системными записями);

- контроль системы защиты (должен быть обеспечен ограниченный доступ к активам);

- независимый контроль (должна быть обеспечена независимость проверяющих и контролирующих от проверяемых и контролируемых).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Структура каждого счета предполагает следующую иерархию учета информации по возрастанию степени детализации: счет, субсчет.

Ведение аналитического учета операций и событий установлено исходя их потребностей ТОО. Аналитические признаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо одной характеристики (например, группы основных средств, виды материалов, статьи затрат, виды продукции, виды расчетов, виды резервов и т.п.)

Бухгалтерская документация. Все хозяйственные операции, проводимые в ТОО, оформляются первичными оправдательными документами, н основании которых ведется бухгалтерский учет.

Для оформления фактов хозяйственной деятельности применяются Типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансовой РК от 19 марта 2004 года №123, и формы первичных документов, предусмотренные программой «1С: Предприятие», на базе которой ведется бухгалтерский учет в ТОО.

На исправление ранее допущенных неправильных записей составляется бухгалтерская справка об исправленной проводке (в произвольной форме с описанием содержания хозяйственных операций). Бухгалтерская справка должна быть подписана составившим ее исполнителем (бухгалтером) и главным бухгалтером.

Внесение исправлений производится следующими способами:

- способом сторнировочной записи;

- способом дополнительной записи.

Внесение исправлений способом обратной проводки не допускается.

Инвентаризации подлежит имущество ТОО, независимо от места его нахождения и имущество не принадлежащее ТОО, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное);

-все виды финансовых обязательств. Плановая ежегодная инвентаризация имущества и обязательств производится в строгом порядке.

Для проведения инвентаризации и оформления ее результатов создается постоянно действующая Центральная инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом директора ТОО.

Внезапные (внеплановые) инвентаризации в ТОО проводятся по приказу руководителя.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

- излишки запасов приходуются по рыночным ценам;

- суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости.

Результаты инвентаризации подлежат оформлению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация[3].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: