Аудит правильности формирования учетной политики

 

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»

- имущественной обособленности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

- последовательность применения учетной политики;

- наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

- сведения, относящиеся к учетной политике организации;

- избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

- изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

- дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию [25].

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный МСФО 8 порядок принятия учетной политики:

- издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике. Следует отметить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

- утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.

- издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику

- издавался ли приказ об изменении учетной политики

Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:

- существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);

- изменений казахстанского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Казахстане;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской проверки. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике.

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

В ходе проверки учетной политики аудитор анализирует:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики;

- утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

- приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Анализ и оценка учетной политики влияют на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, что отражено в отдельных стандартах аудиторской деятельности [26].

Например, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности 300 "Планирование аудита" при разработке общего плана и программы аудита аудитору необходимо принимать во внимание учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения, а также влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Согласно Стандарту 320 "Существенность в аудите" аудитор обязан принимать во внимание качественный аспект существенности в ходе проверки, в частности примером качественного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием.

В соответствии с МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» при оценке факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий со стороны аудируемого лица, аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат.

В соответствии с МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности» аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения и адекватности раскрытия информации в финансовой (отчетности.

Исходя из сказанного аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Например, на первом этапе целесообразно собрать ответы на следующие вопросы:

- имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;

- имеется ли в организации учетная политика;

- утверждено ли положение о бухгалтерской службе;

- утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;

- ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;

- корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве Республики Казахстан, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;

- оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;

- сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;

- утвержден ли график документооборота;

- имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;

- имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);

- имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;

- утвержден ли график проведения инвентаризации;

- проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;

- проводятся ли обязательные инвентаризации;

- проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;

- ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;

- определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;

- определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, пример которой приведен в приложении A, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора [27].

Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РК. Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы.

В рамках организационно-технического раздела анализируются следующие вопросы:

- кем осуществляется налоговый учет в организации (главным бухгалтером;  бухгалтерской службой; структурным подразделением и др).

- как составлены формы первичной учетной документации (на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.)

- какова технология обработки информации для налогового учета (ручная, автоматизированная);

-как составлены формы аналитических регистров налогового учета: (на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.)

-установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

-утвержден ли график документооборота.

В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

При проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы.

- Определен ли метод начисления амортизации для объектов основных средств (линейным методом; нелинейным методом; с применением понижающих коэффициентов; без применения понижающих коэффициентов.)

- Определен ли метод начисления амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

- Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств: признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат; создается резерв на предстоящие расходы по ремонту основных средств.

- Определен ли метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг (по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; - по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);

- Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции

- Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений (среднесписочная численность работников, сумма расходов на оплату труда)

- Определен ли порядок признания доходов и расходов (кассовый метод; метод начисления.)

- Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.

- Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

- Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС

- Каков налоговый период уплаты НДС (календарный месяц; квартал).

- Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации

- Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений

- Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).

- Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу "учетная политика" и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Кроме того, дополнив представленный документ рекомендациями аудитора, можно включить его в письменную информацию (отчет аудитора).

При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, обосновании их, исходя из условий деятельности предприятия и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности. Ответственность за формирование учетной политики несет первый руководитель субъекта. Документом, закрепляющим учетную политику и изменения к ней, служит приказ первого руководителя хозяйственного товарищества.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой отчетности. В связи с этим учетная политика субъекта является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота аудируемого субъекта. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику[28].

При проведении аудиторской проверки учетной политики необходимо установить:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

- последовательность применения учетной политики;

- наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями финансовойотчетности;

- соблюдение учетной политики.

При проведении аудита аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»  порядок принятия учетной политики:

- издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике;

- утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.;

- издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

- издавался ли приказ об изменении учетной политики.

Исходя из требований Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»  дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

- существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);

- изменений законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства Республики Казахстан, оценены в стоимостном выражении (Приложение Д).

Анализируя содержание приказа (распоряжения) об учетной политике, аудитор выясняет:

- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

- все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

С этой целью аудиторможет провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководителю аудируемого субъекта заполнить анкету. Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые хозяйствующие субъекты включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учетной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм и т.д. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всем возможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая:

1) выбор организацией способов бухгалтерского учета:

- вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности;

- описание которых отсутствует в нормативных актах;

- разделение которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

2) особенности применения способов учета исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к финансовой отчетности, является одним из объектов аудиторскойпроверки. С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского отчета и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского отчета.

С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности финансовой отчетности и ее соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности формирования учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов субъекта. Пользователь финансовой отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, то есть информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована финансовая отчетность.

Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь предприятию. 

Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике, избранной предприятием.

Основой для аудиторского исследования учетной политики является внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская отчетность и др. 

Хозяйствующие субъекты согласно Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» разрабатывают учетную политику.

При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, обосновании их, исходя из условий деятельности предприятия и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности. Ответственность за формирование учетной политики несет первый руководитель субъекта. Документом, закрепляющим учетную политику и изменения к ней, служит приказ первого руководителя хозяйственного товарищества.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой отчетности. В связи с этим учетная политика субъекта является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота аудируемого субъекта. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику[29].

Таким образом, цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности финансовой отчетности аудируемого субъекта исходя из требований, выполнение которых согласно Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»  должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

• имущественной обособленности организации;

• последовательности применения учетной политики;

• временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: