Выводы по результатам исследования

1. Как показали результаты исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью методик «Лесенка» и «Нарисуй себя», большинство обследованных детей склонны высоко оценивать себя по всем исследуемым качествам, особенно по таким качествам как красота и старательность, доброта, сила и хорошее поведение, ум. При этом личные оценки ребенком своих качеств и то, как он считает, те же самые качества оценят его мама и сверстники, не всегда совпадают (так, наибольшие расхождения получены по шкале «хороший», по которой сами дети оценивают себя выше, чем, по их мнению, их оценили бы их матери и одногруппники). Это может свидетельствовать о том, что уже в начале старшего дошкольного возраста ребенок осознает, что его личная оценка самого себя не является бесспорной, и он может быть оценен другими, окружающими лучше или, наоборот хуже.

2. По результатам сравнительного анализа результатов личной оценки ребенком своих качеств в начале и в конце года с помощью критерия Вилкоксона значимых различий не выявлено ни по одному из исследуемых качеств. Это свидетельствует о том, что, хотя определенные количественные изменения в структуре самооценки ребенка происходят на протяжении старшего дошкольного возраста, кардинальных перестроек внутри структуры самооценки в этом возрасте не отмечается. При этом к завершению дошкольного возраста у большинства детей отмечается тенденция к нормализации ее уровня, о чем свидетельствует приближение собственных оценок себя ребенком и тем, как, по мнению ребенка, те же качества оценили бы его мать и сверстники. Это говорит о том, что на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста значимое влияние оказывают оценки родителей и сверстников. При этом более тесная связь собственных оценок себя ребенком с тем, как, по мнению ребенка, те же качества оценила бы его мать, свидетельствует о том, что оценки родителей для ребенка старшего дошкольного возраста более значимы, чем оценки сверстников. Вместе с тем, влияние внешних оценок на самооценку ребенка проявляется неравномерно в отношении различных оцениваемых качеств: в начале старшего дошкольного возраста в большей степени проявляется в отношении своих физических возможностей (красивый, сильный), а к концу этого возрастного периода также отмечается в отношении нравственных качеств (хороший, добрый). Кроме того, к завершению дошкольного периода самооценка ребенка становится менее зависимой от внешних влияний, чем в начале старшего школьного возраста.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

5. Принимая во внимание ту роль, которую самооценка и эмоции играют в процессе развития личности, для родителей и педагогов детей с заниженной самооценкой и высоким уровнем тревожности сформулирован ряд практических рекомендаций, представленных в Приложении 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показали, что проблема соотношения самооценки и тревожности ребенка старшего дошкольного возраста представляет актуальность в связи с той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют способности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется, за счет чего создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности, что подтверждают выявленные нами значимые отрицательные связи между показателями самооценки и тревожности у детей в начале старшего дошкольного возраста. Однако к концу дошкольного возраста эти связи утрачивают статистическое значение, что может быть связано с созреванием самооценки, уровня притязаний и произвольных форм саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.

2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 102 с.

5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.

9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.

10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146-149.

11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1: От рождения до поступления в школу: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.

12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253 с.

14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

15. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – С. 176 с.

16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

17. Залученова, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис.... канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.

18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.

19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Каро, 2006. – 672 с.

20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. – Минск: Изд-во Университетское, 1993. – 320 с.

21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.

22. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.

23. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.

24. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20

25. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

27. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.

28. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 128 с.

29. Кравцова, М.И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.

30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

32. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников [Текст] / Л.В. Макшанцева. – М.: МГППИ. – М., 2000. – 270 с.

33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М., 2000.

34. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.

35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.

36. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] /  Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

37. Нуллер, Ю.Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.

38. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволта, 2001. – 380 с.

39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.

40. Попов, Ю.В. Тревожные состояния в Международной классификации психических болезней 10-го пересмотра [Текст] // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 4-6.

41. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.

43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 240 с.

44. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, Еврознак, 2006. – 651 с.

45. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб: Речь, 2001. – 416 с.

46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

47. Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст] / сост. П.А. Лебедев. – М.: Academia. 2001. – 408 с.

48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.

49. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.

50. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов // Психология эмоций / Сост. Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2004. – 544 с.

51. Славина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура [Текст] / Е.А. Славина // Семейная психология и семейная терапия. – 2001, № 3. – С. 21-24.

52. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.

53. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

54. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Дону: МарТ, 2001. – 256 с.

55. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.

56. Холмогорова, А.Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.

57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. – М.: Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.

58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.

59. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход: пер. с англ. [Текст] / А. Эллис. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.

61. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с.

62. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983, №8. – С. 55-61.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: