Семейные отношения как эмоциональная, религиозная, социальная ценность

 

Личность может освоить социальные роли, впитать в себя культурные традиции. Лишь тогда она сможет действовать как субъект культуры. Культура есть способ деятельности людей, а общественные ношения — плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Это понимание помогает осознать, как именно связаны семейные, общественные отношения и культура – способ деятельности для создания эмоциональных, религиозных, социальных ценностей [[xxxii]].

Относительно первонач. форм брака и семьи выска­зываются различные гипотезы. Боль­шинство учёных считает, что перво­начально, в эпоху «первобытного общества», брак. отсутствовал. Гос­подствовали отношения т. н. промискуи­тета, при которых каждая женщина дан­ного стада могла вступить в половые от­ношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами.

В сред­нем или верхнем палеолите, с возникно­вением родового строя, появляются эк­зогамия и групповой брак. С развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего уже толь­ко одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в сво­ей родовой группе, а личное имущество су­пругов оставалось раздельным. Семья была непрочной, а брак легко расторжимым; широ­ко сохранялись пережитки группового брака.

В раз­витом неолите и позже, в эпоху метал­лов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) брак, призван­ный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обес­печить целостность семьи. Жена вместе с детьми подпала под власть мужа.

Получили широкое распространение по­купка и умыкание невест, левират, об­менный и ортокузенный брак. Своё даль­нейшее законченное выражение моно­гамный брак нашёл в моногамной, или ма­лой, семье, возникшей на заключительном, эта­пе распада первобытнообщинного строя [28].

Процесс развития моногамного брака был ускорен процессами возникновения частной собственности, породивший собственническую форму моногамии:

· Накопление собственности и передача ее по наследству;

· Порабощенность женщин;

· Принудительность к супружеской верности.

Выясняя вопрос о связи семьи, культуры и общества, мы отвечаем на вопросы.Наследования деятельности, вместе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией, которая характеризует облик и формы личной культуры человека [[xxxiii], C. 170].

Это обнаруживается в разных общественных сферах. В культуре производства, норм и взаимоотношений, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая и иные формы культуры, зависящие от специфики общественной жизни, где она функционирует. Для однихкультура – овладение богатством, материальными благами. Мир ценностей, где она представляет все нравственное А. Швейцера: «Культура — это этика». Не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта и соответственно религиозная деятельность.

Так христианство в средние века имело абсолют, т.е господствующее положение вплоть до X в., даже в таких христианских странах, как Англия, Франция, Италия, наряду христианством сохраняли большое влияние языческие верования варваров, для различных социальных слоев наблюдалась своя особая религиозность. Так, для знати более характерно формальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества. Для простонародья — наоборот. Но, начиная с X в., христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир. “ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.

Ф. Арьес отмечает, что у единой средневековой христианской культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты и фольклорные традиции простонародья [1].

В христианстве образцом лает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущийискупления грехов, спасения с Божьей помощью. В условияхгосподства эсхатологизма и психологии мессианства наблюдается простотанравственного идеала средневековой христианской теологии. Ее можно представить единством Веры, Надежды и Любви. В этой триаде Вера выступает как особое состояние как ведущая к Богу святая простота. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому — смирение, следование образцам церковью поведения. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, устремление к нему человека[[xxxiv]].

Главным догматом христианства является вера в единого сущего и всеблагого Бога. Причем решающее значение в христианства имеет то представление о Боге, что Он есть и Отец, Бог-Любовь, а люди – дети Божьи. Тем не менее, европейские философы и ученые давно говори ли о существенном различии образа мышления, нравов христиан-господ и христиан-простолюдинов. В начале XX в. в результате этого возникла теория двух культур.  

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее  интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником  общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат:

а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально-культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия;   

б) социально-психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации)

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства; - структуру власти и лидерства;  структуру ролей;  структуру коммуникаций.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Семья выполняет  ряд функций: репродуктивную, воспитательную,  хозяйственно-бытовую, экономическую. А так же первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, рекреационную, эмоциональную и сексуальную.

       Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере. Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения   функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и разнообразных взглядов на семью и брак, и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.

В социологии семьи и брака различают два основных направления:

· исследование истории семьи и брака;

· анализ современной семьи и брака.

Семейные отношениявыражают сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности.Существуя в формах объективированной и субъектной предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом его деяний, предопределяющий характер, механизм и направление самих деяний. Именно по этому она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей [4, C.198].

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. «Вот почему, как только ребенок выходил из-под постоянной опеки матери, кормилицы, няни, он оказывался в обществе взрослых людей и к нему относились столь же серьезно». Это актуально и для периода средневековья, отмечает Ф. Арьес [1, C.136]. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Семейные отношения и родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей[4, C.209-212].

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви [[xxxv]].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье [[xxxvi]].

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Семейные отношения – это способы и средства воздействия на личность, регулирование ее жизнедеятельности. Отцовство и материнство побуждают заботливое отношение к своим детям, это отношение весьма подчинено обычаям, общественному мнению. Культурав своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации наследованием традиций. Достигаемые результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей — слава, почести, богатство и т. д.

Если обратиться к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты приобретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: