Юридический статус ребенка в семейных отношениях

 

Ребенка, в эпоху средневековья, достигшего семилетнего возраста, рассматривали как маленького взрослого и обращались с ним соответственно.

Статус (от лат. — со­стояние) — совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации [[xxx], С.172].

 В качестве подмастерья или прислуги дети вращались в кругу взрослых. Дом, в котором они жили, был не родительским, а принадлежал их работодателю. В этом своеобразном коллективе, по словам Ф. Арьеса, отсутствовало пространство интимной сферы. «Испорченный ребенок, который рос, как хотел, без опеки. Собственно, мы скажем. что это уже и не ребенок — хитрость и расчет возникают весьма рано» [1, C.39].  Детей часто и жестоко пороли, даже будущих королей и монархов. Учитывая перечисленные обстоятельства, трудно говорить о развитии сильных эмоциональных связей родителей с детьми, так как отсутствовало пространство длительного контакта.

В XVI-XVII этот обычай начинает изменяться. Прежде всего, в среднем сословии родители начинают чувствовать себя эмоционально более связанными с детьми. Развитие и распространение школ с длительным сроком обучения дает импульс развитию эмоциональной связи между ними. Смена системы подмастерьев школой, пишет Ф. Арьес, отражает как все большее сближение родителей и детей, так и усиление восприятия семьи и детства [1,C.165].

Разрушение обширной сети родственников и знакомых явилось одной из причин того, что домашнее хозяйство все более концентрировалось на детях и, таким образом, стало приобретать характер «современной» семьи. Дом стал теплым и сердечным очагом, противостоящим внешней действительности. Прежде семья обладала, главным образом, моральной и социальной функцией. В качестве подтверждения своего тезиса Арьес описывает картину художника Ж. Стина, на которой изображена семья в день праздника святого Николая. Родители помогают детям искать спрятанные подарки. Этот праздник, ранее праздновавшийся на улицах, постепенно перешел из публичной сферы в частную, семейную [1, C. 9].

Домашний уют и интимность способствовали большему равенству между детьми. Больше не было такого, что старший сын имел преимущество автоматического наследования фамилии и семейной собственности. Индивидуальные стремления детей перевешивали чашу старых семейных традиций. Дети по закону стали равноправными, а при дележе наследства одинаково учитывались права сыновей и дочерей. Они уже не были вынуждены выходить замуж и жениться строго по старшинству. Эта тенденция особенно заметна в бюргерских кругах, где юношество, посредством семьи и школы, было почти отрезано от взрослого внешнего мира. В соответствии с требованием невмешательства посторонних в семейные дела, дом постепенно отделился от публичной сферы. Ф. Арьес подчеркивает, что в эпоху позднего Средневековья для частной жизни попросту не было пространства. «Историки с давних времен указывали нам на то, что король никогда не оставался один. Правда и то, что вплоть до конца XVII в. никто не оставался один» [26]. Типы общественной жизни и соответствующие ей формы поселений и архитектуры жилища делали невозможным уединение человека. Тех, кому удавалось хоть на некоторое время уединиться, считали «странными людьми» Ежедневные контакты представителей.

В современном обществе – дети (юридические), лица, не достигшие со­вершеннолетия. Период детства подразде­ляется на след. возрасты:

· Младенческий от рождения до 1 года,

· ясельный — от 1 года до 3 лет,

· дошкольный — от 3 до 7 лет,

· младший школьный — от 7 до 12 лет,

· средний школьный — от 12 до 14  лет,

· старший школьный 14 –17 лет.

О том что в средневековье дети не имели прав, сохранилось в названиях. «Очень большая продолжительность детства, какой она представляется в повседневном словоупотреблении, происходит от безразличия, с которым тогда относились к чисто биологическим явлениям: никому и не приходит в голову провести границу детства после наступления половой зрелости. Понятие детства связанно с идеей зависимости: слова сын, парень, гарсон принадлежат еще и к словарю феодальных или сеньориальных отношений зависимости. Детство кончалось тогда, когда кончалась или становилась меньшей зависимость. Вот почему относящиеся к детям слова еще долго будут в разговорном языке фамильярным обозначением для людей низших сословий, находящихся в полном подчинении у других: лакеев, солдат, подмастерьев»[1, C.38].

Дети, рожденные вне брака, не имели прав детей, происходя­щих от родителей, состоящих в официальном браке. Такие дети называ­лись незаконнорождёнными, внебрачными. Они не имели никаких прав в отношении отца, носили фамилию матери, имели ограниченные наследств, права по отно­шению к ней. Объём прав детей зависел также от религиозной принадлежности, от того, к какой социальной группе они относят­ся, т. е. всячески подчёркивалось соци­альное неравенство детей особенно в эпоху средневековья.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: