Детство как «новый» возраст в культуре: эмоциональное отношение к детям

 

Детство – период жизни от рождения до 12 лет. Воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности. Термин родитель в этом разделе относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной [[xxxvii]].

Разумеется, забота о ребенке и его детстве – дело, прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством.

У человека физическое и умственное созревание потомства требует куда больше времени, чем у остальных видов животных. Почти во всех известных человеческих сообществах кормление грудью делает биологическую мать самым важным взрослым в первые несколько лет жизни ребенка. Во многих сообществах отцы не участвуют в воспитании детей до начала возмужания мальчиков и соответствующих обрядов инициации. Этнографические исследования обнаружили много сообществ, в которых первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери.

До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц, а воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. Среди крестьян и бедных горожан во всем мире детей в первые годы их жизни оберегали, как могли, но очень рано посылали работать: побираться на улице, ухаживать за домашней птицей, пасти единственную корову или буйвола [[xxxviii]].

С понятием «детство» связаны преобразования семейных отношений. Особенностью этих отношений – деятельность по воспитанию поколений, которое опирается на преемственность в традициях.

С возникновением семьи, люди стали создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь сотворцом истории и культуры. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной. Об этом свидетельствуют средневековые тексты, например «Чудеса Богоматери» [1, C.59]

Опосре­дованное движение от одного человека к другому через про­дукты культуры, опыт и знания — основа становления челове­ческой культуры и истории.

Единственным универсальным способом постичь целостность окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.

Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система обще­ния состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной комму­никации.

Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта — важнейшего фактора в раз­витии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаимообо­гащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых материально и идеально, культурная память.

Жизнь самой культуры длится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов об­щения, усиливается с помощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнооб­разные предметные и знаковые средства, которые обеспечива­ют общение между поколениями.

Наиболее важным в этом процессе – овладение знаниями, умениями, опытом, нормами поведения.

Эмоциональное отношение к детям имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

· демократический

·  авторитарный

·  попустительский (Ф.Арьес «сюсюканье»)

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе

Демократичные родители ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

           Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля– гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека– излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Ф.Арьес рассмотрел в своих работах  комплекс представлений о мире, верованиях, умственных установок и системы поведения в эпоху средневековья[1,5].

· Он определил особенности развития семейных отношений, которые опирались на теологическое мышление.

· Отметил что, вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

· Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, устная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека.

· Культура – воспитания, через приобщение к молитвам, сказкам, христианской этики, мифологии.

Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия, в том числе и в семейных отношениях. Переход к нуклеарной семье [25]. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.

Европейское средневековой общество было очень религиозно. Власть христианской культуры над умами была чрезвычайно велика. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: