Изменения семейных отношений в контексте исторического процесса

 

 

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины – домохозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа. Ю. Бессмертный характеризуя средневековье, оперирует понятиями семьи, семейных отношений, открывает новое определение семейной культуры как объективированного результата человеческой деятельности, продукта материальной и духовной жизни общества на разных ступенях его развития. Совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых семьей в процессе общественно-исторической практики [[xlix], C.83-95].  Это определение семейной культуры, связано с изменениями семейных отношений, опирается на неразрывное единство материальной и духовной жизни семьи. Автору интересен человек с его мировоззрениями и эмоциями, привычками и творчеством, с устойчивыми вкусами и приверженностью.

Ю.Бессмертный в одной из работ, посвященной средневековью отступает от изучения только «исторических закономерностей» стремиться к исследованию субъективного в истории [45, С. 16]. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

 Как справедливо отмечает в Ю.Бессмертный, в своем содержательном историографическом анализе, существенно переосмысливает культурные явления (прежде всего переходного периода от Средневековья к Новому времени).

 

Формирование детства как социального феномена (полемика с Арьесом)

 

 

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга. Часто не похожи один на другого и дети даже в одной семье. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер[[l]]. Ю.Бессмертный критически анализирует работу Ф.Арьеса, соглашаясь с его постулатами «о восприятии ребенка как маленького взрослого», о том что основные перемены происходят в классическое средневековье. Но не согласен с выводами Ф.Арьеса о том что «средневековье не знало семейных чувств», что ребенок становится центром “новой” семьи в эпоху Возрождения (ХІІІ –Х\/ ст.) [ 39, 42, 43]

Полемизирует «об отсутствии в средневековых семьях особого отношения к детям и вообще материнской и отцовской любви». Пишет об особом воспитании в эпоху средневековья. Считает, что главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Что родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.                          

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: