Понятие отбора в библиотековедении

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Библиотечный фонд

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕМА:

«ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОКУМЕНТОПОТОК. ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОТБОРА В БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ»

 

Выполнила: студентка III курса, группы ФК-33, ЖМАК АННА СЕРГЕЕВНА

                                                                 Проверил: кан. пед. наук

ПОДКОРЫТОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Новосибирск

                                               2009   

                                          Содержание

Введение_____________________________________________________4

Глава 1.Отбор документов как ценностная основа комплектования фонда библиотеки.___________________________________________7

1.1. Понятие отбора в библиотековедении.________________________7

1.2. Определение качества документопотока в системе отбора в БФ библиотек разного уровня.________________________________13

1.3. Качество библиотечного отбора.

Аксиологическая модель отбора.___________________________15

1.4. Документ как носитель ценности.____________________________18

1.5. Статистика 2005 – 2008г. г. __________________________________20

Глава 2. Развитие принципов и критериев отбору изданий из современного издательского потока в БФ.______________________25

2.1. Критерии отбора документов и тематико – типологический профиль комплектования как “идеальный” образ фонда.____________________24

2.2. Тематика-типологический план комплектования (ТТПК) как идеальный образ фонда - основа формирования критериев от­бора документов.____________________________________________________26

2.3. Классификация критериев отбора.___________________________29

2.4. Проблемы первичного отбора изданий фонды из различных источников.__________________________________________________322.5. Особенности вторичного отбора из накопленных фондов._______36

Заключение_________________________________________________44

Список используемой литературы____________________________49



Введение

Библиотечные фонды  любой страны входят, наряду с сырьем и энергетикой, в число важнейших стратегических ресурсов. Накапливая документально – информационные ресурсы, преобразуя их в соответствии с задачами формирования интеллектуального и культурного потенциала общества, библиотека способствует созданию нового знания и тем самым участвует в производстве совокупного общественного продукта. Мировой опыт показывает, что лишь те государства, которые смогли создать мощную научно – техническую и образовательную базу и обеспечить на этой основе достойную жизнь своим гражданам, входят в число процветающих. Лихачев Д.С. утверждал, что любые потери в культуре восполнимы, кроме библиотек. Если они будут разрушены, то погибнут и государство, и народ. Сохранение же библиотек как области духовного производства нации начинается с сохранения и воспроизведения их ключевого элемента – фондов.

В деле формирования этой базовой составляющей всей библиотечной системы важнейшая роль принадлежит отбору документов. Отбор документов в фонд библиотеки является основной и наиболее ответственной задачей, он буквально пронизывает всю библиотечную работу, через него осуществляется практическая реализация принципа соответствия библиотечных фондов интересам пользователей. С появлением электронных документов и сетевых информационных ресурсов проблема отбора не только не утратила своей актуальности, но и обрела новые аспекты.

Во все времена существования библиотек отбор считался делом трудным и недостаточно теоретически и методически разработанным.

Социально – политические преобразования, происходящие в нашем обществе, сопровождаются пересмотром культурных и нравственных понятий, ослаблением государственной цензуры, либерализацией маргинальных взглядов и течений. Это отразилось на позициях отбора, впрямую зависящих от ценностных ориентаций, господствующих в данное время в данном социуме. Появление в России новых социальных групп трансформировало традиционные информационные запросы пользователей библиотек, заставило последние разрабатывать новые программы формирования информационных ресурсов. Преобразования в системе отечественного книгоиздания привели к значительному росту типо – видового и содержательного разнообразия книжного потока; появились новые объекты комплектования за счет материалов, зафиксированных на нетрадиционных носителях информации. Все эти и многие другие факторы отчасти изменили существовавшие до сих пор подходы к отбору и создали необходимость оперативного пересмотра большинства существующих, а также выработки новых критериев пригодности изданий для включения их в фонд. Соответственно доминирующее значение приобретала в библиотеках задача многоаспектного анализа информации, наиболее значимой для формирования фондов.

Проблемы адекватной оценки и следующего за ней отбора информации лежат не только в чисто технологической сфере, но и в сфере ценностных содержательных аспектов. Последние, однако, не рассматриваются в библиотековедении с той степенью глубины, которая соответствует важности проблем, решаемых современной библиотекой. Повышение качества отбора документов, таким образом, предполагает разработку как технологической, так и концептуальной сторон этого процесса в тесном взаимоопределяющем единстве.

В своей работе я постараюсь четко сформулировать определение отбора, определить качество документопотока в системе отбора в БФ библиотек различного уровня.  

    

                                                                               

Глава 1.  Отбор документов как ценностная основа комплектования фонда библиотеки.

Понятие отбора в библиотековедении.

   Понятие «отбор» определяется в современных толковых словарях как «выделение чего – либо из какой – либо среды» (С.И.Ожегов). Применительно к библиотечному делу данный термин дефинируется как «определение в процессе комплектования библиотечного фонда целесообразности приобретения или хранения уже имеющихся документов». Другими словами, отбор есть процесс поиска и оценки документов в общем потоке (или массиве) и извлечение наиболее ценных для включения в библиотечный фонд в целях последующего использования потребителями информации.

В основе отбора документов лежат определенные критерии, которыми руководствуется комплектатор и которые дают ответ на вопрос, почему, для какой цели, исходя из каких соображений именно эти, а не какие – либо другие документы были извлечены, отчуждены от общей совокупности, а остальные отвергнуты.

Отбор документов занимает в библиотечной технологии важное место. В теории комплектования ему также принадлежит главенствующая роль, что, в частности, находит отражение в раскрытии содержания самого понятия «комплектование». По определению Ю.Н.Столярова: “Комплектованием (от лат.- полный) называется создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающими задачами библиотеки интересов абонентов”

Будучи входной подсистемой формирования библиотечных фондов, комплектование практически определяет собой не только остальные его процессы, но и вообще всю библиотечную работу. Суть же самого комплектования, всех его классических видов – начального, текущего, ретроспективного и рекомплектования – зиждется на отборе.”В отборе литературы мы видим основу основ современного комплектования библиотечных фондов всех библиотек”, - писал классик фондоведения Ю.В. Григорьев. Он же определил комплектование как двусторонний процесс, включающий пополнение фонда и освобождение его от документов, потерявших информационную и мемориальную ценность. Вторая часть этого процесса впоследствии была названа вторичным отбором, который выполняя функцию обратной связи в процессе регулирования системы, является важным элементом в управлении библиотечным фондом.

Отбор составляет самое существо моделирования, комплектования, размещения, однако не тождественен им полностью. Так, комплектование, кроме отбора, включает в себя заказ документов, их приобретение, учет, первичную обработку.

Все исследователи, изучающие проблемы отбора, отмечают достоверную природу этого понятия: философскую и технологическую или процессуальную. Например, Ю. Н. Столяров пишет: «В теории формирования библиотечных фондов по отношению к документам отбор представляет собой целенаправленное сужения множества альтернатив до заданного их количества по критерию предпочтительности». «Целенаправленность»отбора предполагает наличие его теоретического обоснования, выработку неких концептуальных предпосылок, лежащих в основе указанного «критерия предпочтительности».

Объективным фактором появления проблемы отбора стало осознание человечеством невозможности собрать «под одной крышей» все великое множество производимой им печатной информации.

Значимость этого фактора увеличивается год от года, ибо с каждым днем количество информации в мире возрастает. С помощью отбора, таким образом регулируется количественный рост фондов.

Субъективный фактор, лежащий в истоках отбора, обусловлен тем, что библиотека как социальный институт изначально является связующим звеном между человеком и информацией.

В отношении взглядов на отбор в нашем Отечестве известно, что с возникновением на Руси первых общественных книжных собраний появились и так называемые «указцы»и «списки истинных и ложных книг». Сначала они отражали только греческую книгу, а с XIV века – и русскую. Списки составлялись для борьбы с неугодной церкви апокрифической («отреченной») литературой, довольно широко распространенной на Руси, и с литературой «еретической».

Задача оптимального сочетания в комплектовании фондов принципов полноты, сохранности и доступности информации с принципами ее отбора по признаку социальной значимости является одной из насущных для каждой библиотеки.

Отказ от исчерпывающей полноты комплектования фондов и переход к строгому отбору документов как в теории, так и в практике осуществлялся постоянно и был продиктован самой жизнью.

Одним из первых теоретиков отбора был выдающийся русский искусствовед и критик В. В. Стасов, который еще в 1889 году писал по поводу исчерпывающего комплектования национальной библиотеки как центрального книгохранилища государства: «Это вещь, мало того, что физически просто невозможная, это еще в добавок вещь совершенно не нужная и даже вредная. Большинство библиотек в Европе переполнены ненужным хламом…и не знают, как от него избавиться».

К концу XIX – началу XX века высказывания о необходимости отбора документов в фонды библиотек, хотя и явились прогрессивными для своего времени, теоретически оформлены не были и не рассматривались как руководство для библиотекарей практиков.

В целостном виде теория отбора была создана в российском библиотековедении Н. А. Рубакиным (1862 - 1945). Сущность, цель и принципы отбора, особенно ядра библиотечного фонда, критерии оценки книжных богатств были изложены им в трудах «Книжное оскудение» (1893), «Этюды о русской читающей публике» (1895) и др.

В послевоенные годы и вплоть до 1970-х годов самым видным теоретиком отбора в нашей стране был профессор Ю. Г. Григорьев. Опираясь на труды своих предшественников, он сформулировал положение о соответствии библиотечных фондов задачами библиотек и запросами читателей. Тем самым была выявлена важнейшая объективная закономерность, определяющая отбор документов для библиотек в различных социокультурных ситуациях. Григорьев отводил отбору чрезвычайно важную роль в системе формирования фондов. «Характерным для современного библиотековедения является понимание процесса комплектования библиотечных фондов, прежде всего, как процесса целенаправленного отбора необходимой библиотеке литературой. Отбор пронизывает всю библиотечную работу и производиться…в соответствии с интересами общества и определенными им задачами библиотеки».

Так, в трудах Ю. В. Григорьева теоретически и терминологически оформилась, а затем расширилась и усложнилась возникшая в начале XX века теория вторичного отбора. Оценивая вторичный отбор как часть комплектования, Ю. В. Григорьев стал рассматривать его и как средство управления библиотечным фондом. Впоследствии это вызвало активную дискуссию о месте вторичного отбора в структуре формирования библиотечного фонда, и споры на данную тему продолжаются и до сих пор. Эту точку зрения поддерживал Столяров Ю. Н., утверждая, что этот вид отбора «действительно выполняет функцию обратной связи в процессах регулирования системы, то есть направления функционирования библиотечного фонда к заданной цели».

Мысль о невозможности исчерпывающей полноты комплектования как научных универсальных, так и специальных библиотек неоднократно высказывалась библиотековедами зарубежных стран.

В поисках оптимального решения проблемы полноты фонда крупной библиотеки зарубежные специалисты все более склоняются к идее формирования координированного национального фонда и совместного обеспечения максимального охвата отечественных публикации силами многих библиотек страны.

Поскольку в сфере отечественного комплектования задача формирования и сохранения для будущих поколений возможно более полного массива публикаций признается ведущими зарубежными библиотеками бесспорной, они подходят к вопросу о суждении границ комплектования с большой осторожностью – не просто отказываясь от сбора и сохранения каких-либо материалов (за исключением малоценных), а стремясь организовать «распределенное комплектование».

Особую точку зрения в вопросе полноты комплектования высказывает В. И. Терешин. Он определяет полноту как наличие в фонде всех существующих документов в пределах заданных границ фонда.

Идея исчерпывающей полноты фонда в рамках ограничения ее по тем или иным параметрам является наиболее распространенной среды библиотековедов. Поскольку данный взгляд на комплектование фондов предлагает наличие в этом процессе оценки и отбора информации, предметом постоянного и пристального внимания библиотековедов остается разработка критериев, позволяющих на практике определять пригодность документа для конкретного фонда.

История библиотечного дела показывает, что ценность документа как интегральный критерий его качества во многом зависит от конкретной социокультурной ситуации, от задач библиотеки, стоящих перед ней в данный исторический период, от информационных потребностей конкретного времени.

Зарубежные библиотековеды традиционно исповедуют два подхода к формированию фондов, а значит и к отбору информации для них: «теория спроса», исходящая из того, что библиотека – это общественное учреждение, живущее за счет муниципальной казны и потому обязанное удовлетворять информационные потребности публики в любых их проявлениях, и «теория ценности», предписывающая библиотекарю комплектование фонда только лучшими изданиями.

В нашей стране до недавнего времени отбор строился, прежде всего, на критериях научной и воспитательной ценности документа. Однако в последнее десятилетие российские библиотеки действуют в сложных условиях. Политические изменения, реформирование государственных структур, децентрализация управления, переход к открытому рыночному обществу, смена идеологических приоритетов – вот далеко не полный перечень факторов, непосредственно влияющих на все сферы отечественной культуры, в том числе и на деятельность библиотек всех уровней.

В рамках новой библиотечной философии формируется и новая концепция отбора документов, пригодных для включения в фонд. Эта область библиотечной деятельности активно разрабатывается как теоретиками, так и практиками. Усилия последних, однако, сводятся в основном, к разработке современных критериев отбора отдельных нетрадиционных видов и типов изданий (региональных, эзотерических, коммерческих и т.д.)

Особый этап в эволюции взглядов исследователей на проблемы отбора изданий в фонды представляет разработка проблем, связанных с появлением электронных носителей информации. Для библиотековедов это означает поиск новых подходов к философии и политике комплектования на пересечении электронной и печатной коммуникацией. Новые технологии позволяют библиотекам, с одной стороны, значительно расширить состав фондов за счет возрастающего многообразия новых носителей информации и возможностей удаленного доступа к потенциально неограниченной совокупности ее источников, с другой – ставят их перед необходимостью отбора лишь той электронной информации, ценность которой достаточно высока.

В настоящее время развитие взглядов на сущность отбора происходит, в основном, именно в рамках философии свободного доступа к информации, которая нашла свое отражение, в частности, в «Заявлении о профессиональной этике Американской библиотечной ассоциации»: …Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно привязанную к защите интеллектуальной свободы доступа к информации. На нас возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идет в настоящем и будущем пополнениях».?

Итак, библиотечный отбор является важнейшим элементом входной подсистемы формирования библиотечных фондов – комплектования. Его назначение – обеспечивать поступившие в библиотеку информации, релевантной информационным потребностям обслуживаемого этой библиотечной контингента пользователей. Поскольку целью отбора документов в фонд данной библиотеки является целенаправленное сужение множества возможных альтернатив до заданного их количества и качества по критерию предпочтительности, очевидно, что проблема адекватной оценки и отбора информации лежит не только в технологической, но и в ценностностной оценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: