Аксиологическая модель отбора

Специфика библиотеки как социокультурного института заключается в том, что, в отличии от других хранилищ информации, она выполняет в обществе ценностно – ориентировочную функцию.

Библиотечный отбор, сутью которого является, как уже говорилось, целенаправленное сужд!ение множества документов до необходимого их количества, осуществляется на основе критерия предпочтительности, определяемого этой целью. Ю.Н.Столяров называет его критерием качества отбора и характеризует как “признак, на основании которого можно судить, заслуживает ли документ приобретения, а также (при вторичном отборе) оставления в фонде”

Таким признаком является ценность отбираемого документа. “Отбор представляет собой выделение из множества документов только тех, которые имеют ценность”, отмечал Ю.Н.Столяров. Таким образом, в процессе отбора библиотекарь оперирует категорией ценностей, принадлежащей числу сложнейших понятий философии.

Именно ценности главенствуют при осознании социальных приоритетов, сообщая им определенную форму, целеустремленность, направленность. Именно система ценностей является основой формирования интересов, как у индивида, так и у социальной общности в целом. В ценностных категориях выражаются предельные ориентации знаний, предпочтений, убеждений, то есть всего того, что трансформируется на библиотечном уровне в информационные потребности, читательские интересы и, в конечном итоге, в читательский спрос.

В современном мире эстетические, социальные, экономические, образовательные, и прочие ценности меняются на протяжении одного поколения несколько раз.

Относительность ценностей впрямую отражается на философской доктрине библиотеки и, соответственно, на принципах отбора документов в ее фонды. Так, переосмыслению и переоценки подвергаются сейчас традиционные представления об основных функциях библиотеки – воспитательных, просветительных, образовательных.

Кроме того, вследствие появления новых носителей информации, информационных сетей, изменение потребностей пользователей, библиотеки вынуждены пересматривать сложившиеся принципы формирования и сохранения своих фондов, вырабатывать новую стратегию их развития. Существенное влияние на ситуацию в этой сфере оказывают и недостаточное финансирование, и особенности региональной политики, и многие другие факторы, вызванные к жизни, в конечном итоге, трансформацией ценностных ориентаций общества, их относительностью.

В качестве первого, высшего уровня ценностной парадигмы отбора, выделяется его философская база, формируемая из общечеловеческих (надындивидуальных) и субъективированных (мотивы, потребности, интересы) ценностей. Этот уровень является основой для определения идеалов (целей) отбора.

Ценностное сознание судит о своем предмете не сточки зрения его фактического существования, а с позиций его значимости для субъекта. Оно направлено не на естественную необходимость или действительность предмета оценки, а на его соответствие – несоответствие потребности, а так же обсуждает предмет не сточки зрения его причинно – следственной связи с явлениями объективной (или субъективной) действительности, а со стороны его пригодности как средства или достоинства, как цели.

С помощью ценностных критериев осуществляется нормативно – оценочная деятельность субъекта отбора, результатом которой становиться оценка документа с точки зрения его соответствия целям комплектования, то есть нормативно – оценочная деятельность – очередной уровень аксиологической модели отбора. В технологии комплектования он представляет собой практическое воплощение ценностной парадигмы отбора в жизнь путем сопоставления идеального образа документа. В результате выявляется степень соответствия документа цели комплектования и в зависимости от этого принимается решение о его ценности (или отсутствии таковой) для фонда библиотеки.

Так в ГПНТБ СО РАН существует понятие относительного соответствия критерию ценности документа, допускающее отсутствие у него одного или нескольких признаков, присущих “идеалу”. В зависимости от степени соответствия документа “идеальному” образу ценность его определяется:

а) как абсолютная (полное соответствие идеальному образу документа);

б) относительная (частичное соответствие идеальному образу документа по ряду значимых признаков);

в) низкая или нулевая (преобладающее или полное несоответствие идеальному образу документа по всем значимым признакам).

Абсолютная ценность, а также высокая степень относительной ценности документа предполагают его важную роль в достижении целей библиотеки, обозначенных ее сегодняшней философской доктриной, и делают целесообразными и длительное (иногда вечное) хранение этого документа в фонде.

Низкая степень относительного соответствия критерию ценности обычно ведет к отказу от включения документа в фонд.

Принятие специалистом – комплектатором по отбору решения о включении или невключении оцениваемого документа в фонд библиотеки является завершающим этапом работы по его оценки и итоговым уровнем ценностной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: