ТЕМА 3. Счета, системы двойного учёта, бухгалтерская отчётность, аудит бухгалтерской отчётности

1. Счета бухгалтерского учёта

(Приложение 8 – Новый план счетов Российского учёта, Образец Западного плана счетов).

Бухгалтерский счёт (БС)– важный элемент информационной системы бухгалтерского учёта, предназначенный для группировки и хранения данных о хозяйственных операциях.

БС открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходы и расходы. Счёт имеет название, соответствующее объекту наблюдения, кодовое обозначение. В российском учёте названия счетов и их коды определяются Планом счетов, разработанным Минфином России.

2. Классификация счетов бухгалтерского учёта.

2.1. По способу выведения сальдо

Счёт состоит из двух информационных зон, имеющих различные направления: увеличение (+) и уменьшение (-), в зависимости от изменений объекта наблюдения.

Сальдо – это остаток на счёте. Состояние объекта на начало отчётного периода – начальное сальдо; конец отчётного периода – конечное сальдо. Левая сторона счёта – Дебет; правая – Кредит (схема изображения т-образная). В соответствии с уравнением баланса сумма записей на Дебет должна быть равна сумме записей на Кредит, т.е. Дебет = Кредит.

Основная задача – определить местонахождение на счёте начального сальдо (в Дт или в Кт). А далее, если показатели, увеличивают значение начального показателя, то их величину записывают с той же стороны, что и начальное сальдо, если уменьшают – с противоположной стороны.

Расположение начального сальдо для счетов зависит от расположения их объектов учёта в бухгалтерском балансе.

Основное балансовое уравнение:

Активы = Капитал собственника + Обязательства

Пассивы

Т.е. баланс – это равенство.

Активы в международной практике – ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.

Активы – это направления размещения денежных средств (куда предприятие вкладывает).

Обязательства – также результат прошлых событий и источник уменьшения экономических выгод предприятия (долги, погашение которых неизбежно).

Капитал – активы за минусом обязательств.

Обязательства + Капитал = Пассивы.

Пассивы - источники формирования (откуда предприятие берёт денежные средства).

Согласно данным определениям, счета различаются: на счета актива (дебетовые) и счета пассива (кредитовые).

Если рассматривать форму баланса (Приложение 9 – Форма 1), то активы располагаются слева, а пассивы – справа, следовательно, начальное сальдо и увеличение на счетах активов – слева (по дебету), начальное сальдо и уменьшение на счетах пассивов – справа (по кредиту).

Ещё раз:

1) Чтобы увеличить сальдо счёта, надо сделать запись на той же стороне (левой или правой) на которой этот счёт помещён в балансе;

2) Чтобы уменьшить сальдо счёта, надо сделать запись на стороне противоположной той, на которой этот счёт помещён в балансе.

Пример: Учёт УК (УК внесён денежными средствами – 10 000 руб.)

1. (Сч.80) «УК» 2.(Сч.75) «Расчёты 3.(Сч.51) «Расчётный

с учредителями» счёт»

Дт Кт Дт Кт Дт Кт

10 000 10 000 10 000 10 000

Дт 75 – Кт 80 = 10 000 Актив Пассив

Дт 51 – Кт 75 = 10 000 10 000 10 000

Итоговый показатель по всем записям на каждой стороне называется оборотом по счёту (ДО и КО).

Перечень БС, открываемых в течение отчётного периода, называется Главной книгой.

Кроме счетов с Дт и Кт (одним) сальдо применяются счета, у которых возможно два сальдо по Дт и по Кт одновременно. Называются активно-пассивные или дебетово-кредитовые. На них учитываются два объекта: один относится к активам, другой – к пассивам /Сч.75 «Расчёты с учредителями», СДт – задолженность учредителей перед предприятием по взносам в УК; СКт – задолженность предприятия перед учредителями по выплате дохода (дивидендов).

2.2. Уровню обобщения информации.

Синтетические и аналитические счета.

Синтетические – отражают обобщённые характеристики объектов БУ (данные о капитале, обязательствах и активах), содержат только стоимостную оценку.

Аналитические счета – отражают детализированные характеристики, как стоимостная, так и не денежная оценка.

(Пример: Сч.70 с аналитикой за месяц – Иванов, Петров, Сидоров)

Синтетические счета – счета 1-го порядка;

Субсчета – счета 2-го ….n-го порядка;

Объект аналитического учёта (Пример: Сч.75.1-субсчёт «Расчёты по вкладам в УК»

Сч.75.2.- субсчёт «Расчёты по выплате доходов»

Аналитический учёт по каждому учредителю;

Сч. 10 «Материалы» - n-е к-во субсчетов).

Обязательная взаимосвязь – итоги оборотов и сальдо аналитических счетов равны итогу оборотов и сальдо синтетического счёта, к которому они открыты (см. пример с з/пл.)

Каждый синтетический счёт вместе с принадлежащими ему аналитическими счетами образуют самостоятельную информационную систему. Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов, а количество субсчетов и счетов аналитического учёта предприятие устанавливает самостоятельно, закрепляя свой рабочий план счетов в учётной политике.

2.3. Экономическому содержанию и влиянию на баланс.

Балансовые и забалансовые счета.

Балансовые счета – которые непосредственно отражаются в балансе или те, которые участвуют в формировании бухгалтерского баланса, открываются в течение отчётного периода, а в конце закрываются (Сч.90.1,90.2).

Забалансовые счета учитывают ресурсы, события, которые не оказывают влияния на показатели бухгалтерского баланса (арендованные ОС, ТМЦ, принятые на ответственное хранение…). По ним невозможна двойная запись.

Необходимо заметить, что в соответствии с планом счетов. 10 резервных счетов раздела «затраты на производство» могут быть выделены в самостоятельный раздел и использоваться для кодировки управленческого бухгалтерского учёта.

Счета бухгалтерского учёта также подразделяются на

- имущественные;

- расчётные;

- фондовые;

- операционные;

- финансово-результатные.

2.4. Счета Западного учёта.

Отсутствие стандартного Плана счетов основано на принципе «полезности» информации. Предприятие открывает столько счетов учёта, сколько требуется для подготовки финансовой отчётности. Нумерация счетов также исходит из расположения статей отчётности. Сначала нумеруются балансовые счета, затем счета отчёта о прибылях и убытках, например:

- 1…. Активы;

- 2.…Обязательства

- 3….Капитал;

- 4….Доходы;

- 5….Расходы.

Пример формирование номера для аналитического учёта:

[счёт/субсчёт] - [вид деятельности] - [отдел]…..

План счетов и Инструкцию по его применению разрабатывает главный бухгалтер предприятие.

3. Двойная запись.

В основе принципа двойной записи лежит экономическая теория, согласно которой ничего не возникает из ничего, материя переходит из одного состояние в другое.

Счета, на которых учитываются объекты бухгалтерского наблюдения, вступают между собой во взаимосвязь – в корреспонденцию.

Корреспонденция счетов и величина изменения конкретного хозяйственного факта называются бухгалтерской проводкой.

Пример: 1). см. с УК;

2). Дт 50 «Касса» - Кт 62.2 «Расчёты с покупателями, авансы полученные»

- 5 000 «Фирма Х внесла аванс денежными средствами за товары в кассу»

Дт 71 «Расч. с п/отчёт.лицами» - Кт 50 «Касса»

- 5 000 «Выдано под отчёт на х/нужды Петрову»

3). Поступили материалы на сумму 120 руб.. в т.ч. НДС (20%)- 20 руб.

Дт 19 «НДС по приобретённым ценностям» - Кт 60 «Расч. с пост., подр.»

- 20 «НДС по поступившим материалам»

Дт 10 «Материалы» - Кт 60 «Расч. с пост., подр.»

- 100 «Оприходованы материалы».

Разноска по счетам Западного учёта осуществляется также по принципу двойной записи, но в основе лежит принцип балансового уравнения, которое имеет вид:

Активы = Обязательства + Капитал + Доходы – Расходы

Схематично(Дт/Кт) +/- -/+ -/+ -/+ +/-

Т.е., Активы, Расходы – увеличение по Дт;

Обязательства, Капитал, Доходы – увеличение по Кт.

Активно – пассивные счета отсутствуют.

Разноска по Дт и Кт счетов возможна без прямой корреспонденции, т.к. не формируются обороты по счетам. Важны остатки – сальдо на конец отчётного периода для подготовки отчётности.

Контрарные счета – счета, которые регулируют сальдо других счетов (например, счёта начисления износа 161.., амортизации 171…).

Контрарные активные находятся в Активе, увеличиваются по Кт – 161, 171.

Контрарные пассивные находятся в Пассиве, увеличиваются по Дт –301.400, 301.500.

4. Законодательное регулирование порядка формирования и представления бухгалтерской отчётности в РФ.

Бухгалтерская отчётность (БО) предприятия – предмет законодательного (нормативного) регулирования. Состав и содержание бухгалтерской отчётности регулируется государством.

Согласно п.1 ст. 13 Закона РФ «О бухгалтерском учёте» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность определяется Законом как «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам».

Пунктом 2 ст.13 Закона устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчётности организаций, которая состоит (за исключением бюджетных организаций):

- бухгалтерского баланса;

- отчёта о прибылях и убытках;

- приложений к ним;

- аудиторского заключения (при обязательном аудите);

- пояснительной записке.

Формы БО и инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

Согласно ст.14 Закона отчётным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчётным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года.

Месячная и квартальная отчётность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчётного года.

Квартальная отчётность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, годовая – в течение 90 дней по окончании года (дата почтового отправления или дата фактической передачи).

Согласно п.5 ст.13 Закона БО подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Основные пользователи БО в соответствии с п.1 ст.15 Закона:

- собственники организации;

- органы государственной статистики;

в соответствии с НК РФ:

- в налоговые органы.

Обязанность публиковать годовую БО не позднее 1 июня года, следующим за отчётным, вменяется: ОАО, банкам, страховым организациям, биржам, инвестиционным и иным фондам.

· Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) /Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43/ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования БО организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций.

4.1. Бухгалтерский баланс и его структура (форма № 1).

Бухгалтерский баланс – характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчётную дату.

Пассив – «источники средств»:

- собственные (появление которых не связано с ростом долгов фирмы) – «Капитал и резервы»;

- и привлечённые (за счёт привлечения кредитов) – «Обязательства».

Первый элемент собственных источников – уставный капитал фирмы.

Следующий – положительный результат деятельности компании – прибыль.

Сумма нераспределённой прибыли уменьшается на резервы, создаваемые в целях обеспечения финансовой устойчивости компании. Резервы образуются в соответствии с законодательством (акционерные общества) и в соответствии с учредительными документами.

Обязательства подразделяются по срокам на:

«краткосрочные обязательства» - кредиторская задолженность, срок погашения которой, с даты составления баланса, менее 12 месяцев; «долгосрочные» - 12 месяцев и более;

по видам обязательств (кредиты, займы) и кредитов (от поставщиков, подрядчиков; персоналом, бюджетом…).

Доходы будущих периодов – доходы, которые фактически получены фирмой, но относятся к будущим отчётным периодам.

Добавочный капитал: эмиссионный доход акционерного общества (разница между рыночной и номинальной стоимостью акций); суммы дооценки основных средств; коррекция амортизации по дооцененным ОС.

Актив – «направления размещения средств». Размещение средств, представляет собой расходы, но предполагает получение в будущем доходов. Т.е. актив – обеспечение будущих прибылей компании.

Статьи актива классифицируются по двум основаниям:

- сроку оборачиваемости активов – внеоборотные (год и более) и оборотные (менее года);

- степени ликвидности – чем ниже в активе расположена статья, тем выше степень ликвидности (для облегчения анализа платёжеспособности предприятия – сопоставляют часть оборотных активов и краткосрочные обязательства).

Данные баланса должны быть сопоставимы на начало и конец отчётного периода.

4.2. Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2).

Характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчётный период. Показывает за счёт каких доходов и расходов был получен тот финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток), который представлен в пассиве бухгалтерского баланса.

Финансовый результат деятельности фирмы может быть результатом совершенно различных фактов хозяйственной жизни.

Предприятие могло работать, продавать свою продукцию и получать прибыль, а могло безвозмездно (например, от государства) получить оборудование, стоимость которого во много раз превышает всю прибыль от продаж за период.

При оценке эффективности работы фирмы необходимо выделить те расходы и доходы, которые непосредственно связаны с её деятельностью.

Расшифровка отдельных показателей отчёта:

- выручка (нетто) - (без НДС, акцизов, НП, экспорт. пошлин); не являются доходами: авансы, задаток, залог, суммы, поступившие в погашение кредита, займа; суммы, полученные посредником в пользу комитента, доверителя.

В состав выручки включают отрицательные и положительные суммовые разницы, предусмотренные скидки, вознаграждение за коммерческий кредит.

- валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью.

- коммерческие расходы – расходы по сбыту продукции (на транспортировку продукции, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, уплаченные комиссионные вознаграждения); затраты на рекламу, представительские расходы.

Коммерческие расходы списываются на себестоимость двумя способами: полностью включаются в себестоимость или частично распределяются между реализованной и нереализованной продукцией;

- управленческие расходы – общехозяйственные (амортизационные отчисления, расходы на ремонт ОС управ. и хоз. назначения, оплата консультационных и аудиторских услуг, з/плата руководителей…). Списание также двумя способами.

- проценты к получению (по облигациям, депозитам, ГЦБ; от предприятий за предоставленные займы; от банков);

- прочие операционные доходы – от продажи ОС, НА, материалов, передачи имущества в аренду (не основная деятельность);

- прочие операционные расходы – остаточная стоимость реализованных ОС и НА; связанные с аннулированием заказов; налоги и сборы за счёт финансовых результатов (имуществ, реклама);услуги кредитных организаций; связанные с обслуживанием ЦБ;

- внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки; прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном периоде; сумма Кт задолженности срок исковой давности по которой истёк; курсовые разницы; стоимость безвозмездно полученного имущества; излишки, выявленные во время инвентаризации;

- внереализационные расходы – штрафы, пени, неустойки; убытки прошлых лет; суммы Дт задолженности срок исковой давности по которой истёк; курсовые разницы (в результате переоценки имущества и обязательств).

Заполняется нарастающим итогом, отрицательные значения указываются в скобках, учитываются требования ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Отчёт отражает динамику – поступление и выбытие средств предприятия за отчётный период по сравнению с предыдущим отчётным периодом.

4.3. Отчёт о движении денежных средств (форма № 3).

Отчёт повторяет структуру отчёта о прибылях и убытках, соответствующие показатели демонстрируются на основе реальных денежных потоков.

Сопоставление двух отчётов:

- предприятие согласно формам 1,2 имеет прибыль, по отчёту о движении денежных средств – убыток и наоборот.

Раскрываются данные о наличии, поступлении и расходовании денежных средств в организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. По каждому виду деятельности можно составить уравнение:

Он + П = Р + Ок (Остаток на начало + Поступления = Расход + Остаток на конец) для принятия управленческого решения – что выгодней – торговать, строить и или размещать средства в ценные бумаги.

5. Элементы финансовой отчётности по Международным стандартам.

Элементы Баланса: Активы, Обязательства, Капитал.

Формы капитала:

- ПБЮЛ, «капитал» - весь доход; расходы – «изъятия» (налога на прибыль нет);

- Партнёрство – общее и ограниченное, у каждого партнёра свой счёт «капитал» и свой счёт «изъятия» (налога на прибыль нет) (ауд. компании большой четвёрки – партнёры до нескольких тысяч партнёров);

- Корпорации представлен двумя разделами: акционерный капитал (акции, эмиссионный доход), нераспределённая прибыль и прочие резервы (требования стандартов, документов компании).

Элементы отчёта «О прибылях и убытках»:

Доходы – увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период,

Расходы - уменьшение экономических выгод предприятия за отчётный период.

Виды оценки элементов финансовой отчётности:

· Первоначальная стоимость – фактическая стоимость (по стоимости приобретения);

· Чистая цена продажи – рыночная стоимость за вычетом расходов на продажу;

· Будущая стоимость потока денежных средств

Коэффициент будущей стоимости - FV (Future Value)= (1+i)n,

i - ставка %;

n – (степень)количество периодов начисления.

Будущая стоимость: S * FV, S – настоящая стоимость.

· Приведённая (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущего потока денежных средств, обратная величина будущей стоимости

Коэффициент дисконтирования –PV (Present Value) = 1/(1+i)n

Приведённая стоимость: S * PV

Дисконт – разница между будущей стоимостью и приведённой, т.е. (FV – PV).

· Справедливая стоимость – стоимость по которой могут быть погашены обязательства или обменены активы между сторонами в ближайшем будущем -

Fair Value.

Справедливая стоимость может быть как рыночной, так и приведённой.

Для получения рыночной стоимости необходимо:

- наличие рынка данного товара (работ, услуг);

- доступность информации о данном рынке.

6. Общие требования к финансовой отчётности по Международным стандартам.

А = О + К

ТА + ДА = ТО + ДО + К

ТА – текущие активы

(денежные средства, денежные эквиваленты, финансовые вложения до 1 года с балансовой даты, Дт-задолженность, запасы, расходы будущих периодов, прочие);

ДА – долгосрочные активы

(инвестиции в ЦБ, неденежные активы, в фонды и депозиты самой компании, в капитал зависимых и дочерних компаний;

инвестиции в ОС, НА;

инвестиции в отложенные налоговые активы: МСФО – только ДА, GAAP- м.б. ТА и ДА);

ТО – текущие обязательства;

ДО – долгосрочные обязательства;

К – капитал.

Полный комплект финансовой годовой отчётности:

- отчёт руководства;

- учётная политика;

- формы отчётности (баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств, отчёт об изменениях в капитале);

- пояснения к отчётности;

- заключение аудиторов.

Формы бухгалтерского баланса:

- вертикальный;

- горизонтальный.

! Балансовый отчёт по системе GAAP – построение по убыванию ликвидности.

Полный цикл финансового учёта.

1 часть. Разработка плана счетов.

2 часть. Сбор первичной информации.

3 часть. Анализ первичной информации (запись в журналах операций General Journal).

4 часть. Протоколирование (запись на бухгалтерских счетах - главная книга General Ledger).

5 часть. Обновление сальдо счетов (разноска – Work Sheet).

6 часть. Trial Balance (проверочный баланс).

7 часть. Adjustments (корректировки – отсутствие документов, авансы, переоценка).

Корректировки выполняются на конец отчётного периода (мес., кв.,… год), переоценка – в конце финансового года.

8 часть. Adjustments Trial Balance (скорректированный баланс -проверочный).

9 часть. Income Statement (отчёт о прибылях и убытках).

10 часть. Balance Sheet (итоговый баланс – реформация, закрытие всех записей).

11 часть. Реверсивные записи.

Реверсы – обратная корреспонденция, для удобства в учёте. Реверсированию подлежат корректировочные записи.

Начало и конец финансового года индивидуальны для каждого предприятия.

Во всей финансовой отчётности учитываются только остатки (сальдо) по счетам (не обороты).

7. Методы перехода на отчётность по МСФО, трансформации отчётности.

7.1. Методы перехода из одного учёта в другой.

Первый метод. Параллельный учёт.

Преимущество – точность. Недостаток – трудоёмкость.

Второй метод. Корректировочный учёт.

Основан на постатейном анализе форм Российского учёта, отчётности. Формируется таблица поправок, рубли пересчитываются в валюту баланса. Точность около 70 %.

Третий метод. Трансляция.

Программный. Составляется план счетов, настройка пересчёта валюты. Вносятся корректировки.

Программные продукты: Platinum, Great Plains, Axapta, Navigion, Accpac, Scala, Sunsystems, Exact, BAAN, SAP R/3(Germany).

Четвёртый метод. Параллельных проводок.

Трансформация каждой проводки, пересчёт валюты.

Программные продукты: Парус GAAP, 1C GAAP, Галактика.

7.2. Правила перехода на Международные стандарты.

Стандарт – IFRS 1 – «Первое применение МСФО» определяет правила перехода на МСФО.

Основные положения:

1.Определение отчётной даты и даты перехода.

Отчётная дата – дата последнего из периодов, включённых в первую бухгалтерскую отчётность, составленную по МСФО. Например, если компания решила подготовить отчётность в соответствии с МСФО за 2004 год, то отчётная дата – 31.12.2004 г.

Дата перехода на МСФО (дата вступительного баланса) – дата самого раннего периода, за который компания предоставляет сравнительную информацию (как минимум предыдущий год). Для нашего примера, данные берутся за 2003 год, следовательно, дата перехода – 01.01.2003г.

2.Определение статей активов и обязательств по МСФО,

Компания должна проанализировать все свои активы и обязательства по состоянию на дату перехода на МСФО независимо от того, подлежат они отражению в балансе согласно российским правила БУ или нет. Если указанные статьи могут быть признаны активами или обязательствами, согласно МСФО, они должны быть отражены во вступительном балансе.

3.Оценка активов и обязательств.

Все активы и обязательства, подлежащие отражению во вступительном балансе, должны быть оценены по правилам МСФО.

4.Корректировка собственного капитала.

При переходе на МСФО суммы, отражаемые по статьям капитала и резервов, могут измениться, т.к. после внесения корректировок на этапах определения активов и обязательств и их оценки величина чистых активов будет отличаться от величины капитала и резервов. Разница отражается в составе показателя «Нераспределённая прибыль».

/ Активы Уставный капитал

Обязательства () Резервный фонд

Нераспределённая прибыль

Чистые активы «Х» Капитал и резервы «Х»/

После того, как компания сформировала вступительный баланс, она отражает в учёте и отчётности операции и события, возникающие после указанной даты, следуя стандартным требованиям МСФО (в нашем примере - с 01.01.2004г).

Трансформация – разовая процедура, проводится по состоянию на отчётную дату.

Недостатки трансформации:

- возможна только после составления российской отчётности (запаздывание во времени);

- точность данных снижается, корректируются только существенные статьи и используется много оценочных суждений, например, применяют средние курсы оценки.

Основное преимущество трансформации - обходится значительно дешевле.

7.3. Выбор валюты для составления отчётности.

Как известно, российскую отчётность можно составлять только в рублях. Международные стандарты не уточняют, в какой именно валюте компания должна составлять отчётность. Как правило, предприятия составляют МСФО в валюте той страны, в которой они зарегистрированы, как юридические лица (российские – в рублях). Однако может использоваться валюта оценки – валюта, с которой связаны валютные риски компании. Обстоятельства, согласно которым конкретная валюта считается валютой баланса (совокупность):

- компания привлекает финансирование в основном в данной валюте (займы, долговые ценные бумаги);

- компания получает выручку главным образом в данной валюте;

- компания устанавливает цены в данной валюте;

- оплата почти всех ресурсов (трудовых, материальных), связанных с производством и реализацией товаров и услуг, осуществляется в данной валюте либо по ценам, установленным в данной валюте.

8.Аудит бухгалтерской отчётности.

Аудит - в буквальном переводе с латинского языка «выслушивание».

Современный аудит появился в Великобритании в середине XIX в. К этому времени в стране было создано множество акционерных обществ. Их устроители прибегали к мошенничествам, связанным с искусственным завышением прибыли. Обесцененные ценные бумаги продавались дорого, банкротства следовали одно за другим. Группа опытных бухгалтеров заявила, что рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчётность которых эти бухгалтеры подписали. С тех пор бухгалтеры-аудиторы стали выступать гарантами экономической надёжности фирм, а аудиторская подпись (позже – заключение) – знаком качества ценных бумаг.

Современное определение: аудит – представляет предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор – человек имеющий аттестат и лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторы и аудиторские фирмы для отстаивания своих профессиональных, а не коммерческих интересов могут в соответствии с законодательством РФ образовывать союзы, ассоциации.. (Российская Палата аудиторов, члены).

Комментарии определения:

- гарантия независимости – аудиторы не подчиняются и не входят ни в какое ведомство, находятся в гражданско-правовых отношениях с клиентами;

- финансовые обязательства – соответствие деятельности фирмы уставным документам, анализ договорных отношений, оценка перспектив предъявленных судебных исков;

- иные услуги – составление отчётности, консультативные (БУ, налогообложение, управление), по арбитражу, по программным средствам…

Аудит – инициативный и обязательный (один раз в год).

Четыре критерия, согласно которым организации попадают под обязательный аудит:

- по организационно- правовой форме (ОАО);

- по виду деятельности (кредитные учреждения, страховые общества, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные фонды…);

- по источникам формирования уставного фонда (в уставном фонде имеется доля иностранного инвестора);

- по финансовым показателям (объём выручки за год превышает 500-тысячекратный мин. размер оплаты труда; сумма активов баланса превышает на конец отчётного года 200-тысячекратный мин. размер оплаты труда).

Аудиторские организации, также как и клиенты, имеют права и обязанности, оговорённые в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Основные задачи анализа (в интересах собственника):

- активы проверяются только на занижение;

- пассивы - только на завышение (рост долгов собственников);

- доходы (форма 2) – на завышение;

- расходы – на занижение.

Благодаря двойной записи все приведённые четыре учётных разряда взаимодополняют и взаимоконтролируют друг друга.

Результаты аудиторской проверки (мнение аудитора) – аудиторское заключение и аудиторский отчёт.

Заключение – для широкого круга лиц; отчёт - для ограниченного.

Четыре вида заключения: безусловно положительное; условно положительное; отрицательное; отказ от выражения мнения (например, из-за ограничения предоставленной информации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: