ТЕМА 5. Бухгалтерская финансовая отчётность как основа принятия управленческих решений. Налоговый учёт в РФ

1.Бухгалтерский учёт и налоговое законодательство.

«В жизни несомненны только смерть и налоги» /Б.Франклин/

Основные постулаты:

- бухгалтерская прибыль может не равняться прибыли налогооблагаемой;

- величина затрат на производство (издержек обращения), отражённая на соответствующих счетах учёта затрат, может быть не равна сумме затрат предприятия, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли.

Для обобщения информации о расчётах с бюджетом по налогам, уплачиваемым организацией, и налогам с персонала этой организации предназначен счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам». На этом счёте отражаются только фактически существующие обязательства пред бюджетом – конкретные суммы налогов, подлежащие перечислению. В случае, если какой-либо ФХЖ не признаётся совершённым для целей налогообложения, суммы потенциальных обязательств не отражаются на данном счёте (например, НДС – «по оплате», до момента оплаты сумма налога на сч.76.1).

Важное значение для целей БУ имеет норма НК, устанавливающая правила определения момента исполнения организацией обязанности по уплате налога в бюджет. Согласно п.2 ст.45 НК РФ «обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточности денежного остатка на счёте налогоплательщика.» (т.е. в момент принятия банком к исполнению платёжного поручения не дожидаясь получения банковской выписки по счёту).

Связь бухгалтерского и налогового учёта подчёркивается в ст. 54 НК РФ, где указывается, что налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского (налогового) учёта.

!!! П.4 ст.13 Закона РФ «О бухгалтерском учёте» гласит: «В пояснительной записке к бухгалтерской отчётности должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учёта в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием…»

То есть, руководитель и главный бухгалтер могут в учётной политике организации выбрать методологию, отвечающую требованиям налоговых органов, и тем самым избежать тех противоречий, с которыми они постоянно сталкиваются, стараясь отразить ФХЖ в соответствии, как с требованиями нормативных бухгалтерских документов, так и с требованиями налогового законодательства.

В случае, если администрация организации и её собственники считают, что данная методология не подходит им для целей БУ, то налоговый и бухгалтерский учёт ведутся параллельно. Для отражения ФХЖ в соответствии с налоговым законодательством, применяются налоговые регистры. Формы регистров могут разрабатываться организацией самостоятельно или применяться в соответствии с рекомендациями Министерства по налогам и сборам РФ.

Налоговые декларации – формы отчётности перед налоговыми органами – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведённых расходах, суммах налоговых обязательств и всех данных, связанных с их исчислением и уплатой.

Предоставляются по каждому налогу, по месту учёта налогоплательщика на бланке установленной формы за отчётный период в определённые сроки.

2.Парадоксы необходимо присущие бухгалтерской отчётности.

- Прибыль есть, а денег нет

/Предприятие деньги вложило в не денежные активы (товар) или у фирмы имеется непогашенная дебиторская задолженность, или текущие расходы отражены как расходы будущего периода/

- Деньги есть, а прибыли нет

/Создание резервов (за счёт прибыли)/

- Имущественная масса (актив) изменилась, а прибыль нет

/Имущественная масса растёт за счёт привлечённых средств; ценности приняты в порядке целевого финансирования или безвозмездно; проведена переоценка имущества; в ходе инвентаризации выявлены излишки..

Имущественная масса может и уменьшаться – изъяты ценности, переданные в порядке целевого финансирования; безвозмездно переданы ценности; переоценка имущества и инвентаризация со знаком «минус»/

- Прибыль изменилась, а имущественная масса нет

/Начислили задолженность перед акционерами по выплате дивидендов, создание резервов/

- Учётный остаток не равен фактическому

/ так как:

- процесс естественной убыли (утруска, усушка) ценностей;

- сумма амортизации всегда условна;

- Дт, Кт-задолженности частично не гасятся;

- денежные средства не реальны из-за колебаний курса валюты и покупательной стоимости денежной единицы;

- расходы будущих периодов – это фиктивный актив;

- резервы – условная величина, могут не быть;

- добавочный капитал – лишь следствие двойной записи/

3.Финансовое положение предприятия и его экономический анализ.

Рентабельность

Отношение полученной прибыли к вложенному капиталу: R = P/A, где

R – коэффициент рентабельности;

P – величина прибыли;

A – итог актива (пассива) баланса.

Предприятие вложило все свои и привлечённые средства в активы, намереваясь получить прибыль.

Прежде чем считать R, необходимо принять во внимание:

- величина прибыли должна быть до налогообложения;

- прибыль должна быть рассчитана по правилам БУ (форма 2);

- величина А для корректности берётся в размере средней величины за отчётный период: (активы на начало + активы на конец) / 2;

- так как прибыль – разность между доходами и расходами, анализ R зависит от анализа составляющих расходов (постоянных и переменных) и доходов.

Платёжеспособность

Возможность предприятия в срок оплатить свои долги. Или понятие ликвидности – возможность объектов, составляющих актив баланса, быть проданными.

Коэффициент ликвидности: L = A / Kт, где

А – актив баланса; Кт – кредиторская задолженность.

Три варианта расчёта L:

1). L общей ликвидности = ТА / Ктк, где

ТА – текущие (оборотные) активы фирмы; Ктк – краткосрочная кредиторская задолженность

(т.к. L рассматривается обычно из расчёта за год);

2). L быстрой ликвидности = (Дтк + ДС) / Ктк, где

Дтк – краткосрочная Дт задолженность; ДС – денежные средства;

3). L абсолютной ликвидности = ДС/Ктк.

При расчёте L (Российская система учёта) необходимо пересмотреть отдельные данные бухгалтерского баланса (составить статический баланс).

В числителе:

- исключить из актива баланса расходы будущих периодов;

- оставшиеся статьи актива должны быть переоценены: ЦБ – по цене их возможной реализации; запасы уменьшены на величину возможных недостач и стоимость возможной уценки; дебиторы должны быть представлены только суммами, реально ожидаемыми к получению.

В знаменателе:

- пересчитать величину долгов, если она привязана к курсу валют;

- увеличить Кт-задолженность на сумму выданных гарантий.

Коэффициент общей платежеспособности (1) рассчитывают обычно только в двух случаях:

- в случае ликвидации предприятия;

- получения большого кредита.

Леверидж

Английское слово, означает «рычаг».

Выделяют производственный и финансовый леверидж компании.

Показатель финансового левериджа демонстрирует соотношение собственных и привлечённых источников финансирования деятельности компании.

Л = С / Кт, С – собственные средства; Кт – кредиторская задолженность.

Если Л > 1, т.е собственные ср-ва больше привлечённых, то это может означать, что предприятие не пользуется доверием кредиторов и не может привлечь достаточного объёма капиталов, не раскрывает свой производственный капитал.

Если Л < 1, то это может значить:

- в случае если платёжеспособность достаточная, то предприятие успешно работает, используя чужие деньги;

- если недостаточная, то предприятие на грани краха.

«Мелкие долги – плохая рекомендация, большие уже меняют дело. Человек, у которого много долгов, пользуется уважением. Не он один дорожит за свою репутацию, но и кредиторы» /Брехт/

Цикл финансовой диагностики – цикл последовательности работ, связанных с диагностикой. Сердцевина – цикл текущих сравнений.

Получив данные, необходимо провести сравнение:

- с требованиями нормативных документов;

- с данными других предприятий;

- данных одного предприятия, но за различные отчётные периоды;

- с нормативами.

Диагностика финансовой деятельности предприятия позволяет установить и оценить финансовое положение фирмы, принять необходимые решения.

Все решения можно свести к четырём группам проблем:

1). Задачи, связанные с управлением финансовой деятельностью /основная стратегия – увеличение активов предприятия, как путём самофинансирования (выпуск дополнительных акций, политика распределения прибыли), так и привлечением заёмного капитала (кредиты, облигации, лизинг)/;

2). Средства решения задач /главный инструмент – деньги (оптимальное количество); учёт обязательств – предмета купли-продажи; доходность портфеля ценных бумаг/;

3). Условия решения задач /кадры; время – «управлять – предвидеть»; расчёт риска/.

/Умение доставить себе радость, а печаль конкурентам – это и есть задача управления финансовой деятельностью/

Симптомы болезни предприятия:

- Расходы растут быстрее доходов;

- Используются краткосрочные заёмные средства для финансирования долгосрочных вложений;

- Наблюдается снижение остатков по счетам денежных средств и запасов (систематическая нехватка оборотных средств);

- Выплачиваются слишком высокие дивиденды (изъятие оборотных средств);

- Увеличение удельного веса просроченной дебиторской задолженности;

- Увеличение сальдо по счетам «товары» и «готовая продукция» (сложно реализовать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: