Классификация государственного долга

Глава 1. Определение и сущность государственного долга.

Появление государственного долга и его структура.

Осуществление государственных заимствований и предоставление госу­дарственных гарантий ведет к формированию государственного долга.

Под государственным долгом в Бюджетном кодексе понимаются долго­вые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государствен­ным гарантиям, предоставленным РФ[1]. Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имущест­вом, составляющим государственную казну. Рост госдолга влечет повышение ставок или введение новых налоговых платежей, поскольку основной источ­ник погашения долговых обязательств и расходов по их обслуживанию один – бюджет. Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государством кредитов ведет к формированию государственных финансовых активов или долгу перед государством.

Разница между государственным долгом и финансовыми активами пред­ставляет собой чистый государственный долг. Он как результативная вели­чина показывает, в каком качестве в большей степени выступает государство на финансовых рынках – в роли заемщика или кредитора

Структура госдолга РФ представляет собой группировку долговых обя­зательств РФ. Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обяза­тельств по[2]:

Ø  Кредитам, привлеченным от имени РФ как заёмщика от кредит­ных организаций, иностранных государств, в т.ч. по целевым иностранным кредитам международных финансовых организа­ций, ин. субъектов международного права, иностранных юриди­ческих лиц;

Ø  Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Рос­сийской Федерации;

Ø  Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет от бюдже­тов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Ø  Государственным гарантиям Российской Федерации;

Ø Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответст­вии с законодательством РФ на государственный долг

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно при­менение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внеш­ние выступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отно­шения внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослаб­ляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверени­тет.

Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долго­вые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

    Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капи­тальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непога­шенных государством долговых обязательств и гарантированных им обяза­тельств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.[3] Основной долг – это номинальная стои­мость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заим­ствований.[4] Те­кущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Согласно существующим уровням государственной власти различают госу­дарственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Фе­дерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного само­управления, формируют муниципальный долг.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Долговые обязательства Российской Федера­ции могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

 

Классификация государственного долга

Различают внешний и внутренний государственный долг.

В России сложился отличный от общемирового подход к такому разде­лению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Россий­ской Федера­ции", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внут­ренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответ­ствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги отно­сятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются[5]:

1)основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2)объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4)объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оп­лата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введе­ния в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации вклю­чаются[6]:

1)номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обяза­тельства по которым выражены в иностранной валюте;

2)объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в т.ч. по целе­вым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии;

3)объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

 В современных условиях исполнительной власти для покрытия огром­ных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денеж­ная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефи­цита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государствен­ный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслужива­ние и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение за­конодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом «О фе­деральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012гг.» установлен верхний предел государствен­ного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011г.— в сумме 3 301 795 464,0 тыс.руб. Этим же законом установлен и пре­дельный размер государственных внешних заимствований РФ на 2011г. в сумме до 63,3 млрд. долл. США.[7]

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Цен­тральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства нацио­нально- государственных и административно- территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпус­тившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находя­щимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из глав­ных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибе­гать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внут­ренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими методами финансирования государственного долга явля­ются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бума­гам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля кратко­срочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

Если же говорить о привлекательности для государства внутренних

или внешних заимствований, то, «пальма первенства» принадлежит внутрен­ним займам, т. к. в этом случае кредитором будет выступать население страны, а не иностранные государства, долги которым могут сказаться не только на экономическом положении страны, но и на ее суверенитете. В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления долга на внешний и внутренний, существует одно понятие – «нацио­нальный долг».

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыноч­ные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обра­щение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпус­каются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодатель­ных актов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной эконо­мики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определен­ные изменения в экономической жизни:  погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличи­вает неравенство в доходах: Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспе­ченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государ­ственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложе­ниям средств в новые предприятия, усилить социаль­ную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты про­центов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для ре­финансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимо­сти, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие по­коления могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внеш­ний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обу­словливают необходимость анализа его тенденции и динамики.

Трансформация внешнего государственного долга во внутренний госу­дарственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заим­ствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2009 гг. в соответ­ствии с прогнозом социально-экономического развития России политика за­мещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2006 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2009 г. эта вели­чина возросла до 92,3%.[8]

Таким образом, цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, об­служиванию и погашению.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: