Первым и определяющим моментом в управлении государственным долгом является регулирование величины внутренней и внешней задолженности государства и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается применением определенных приемов управления государственным долгом.
Управление государственным долгом — это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий. [10]
В настоящее время юридически полностью оформлена организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства.
Все правоотношения в области госкредита носят государственно-властный характер. Хотя в этих отношениях государство является должником (заемщиком), оно в одностороннем порядке устанавливает их условия: срок, платность, виды, основания их изменения и прекращения. В рассматриваемых отношениях государство обладает правом на реструктуризацию долга, т.е. правом замены условий обслуживания и погашения долговых обязательств.[11]
Управление государственным и муниципальным долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие мероприятия:[12]
Рефинансирование- это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга:
1) замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым;
2) досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;
3) размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.
Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространенными видами ее являются:
· обмен на долговые обязательства третьих стран;
· погашение долга товарными поставками;
· обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях;
· обмен долга на собственность и т. п.
Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.
Консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов. Консолидация обычно применяется для сокращения сроков погашения выпущенных государственных (муниципальных) ценных бумаг. Однако в соответствии с общими принципами гражданского законодательства консолидация может быть проведена только по обоюдному согласию заемщика и кредитора;
Унифицирование – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.
Аннулирование госдолга – полный отказ от долговых обязательств, как крайняя мера по управлению долгом. Данная мера является незаконной и имеет место при насильственной смене власти на территории государства-должника;
6 Реструктуризация [13] - означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:
• обмен одних долговых обязательств на другие (схема облигации-облигации);
• обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема облигации-акции);
• досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема выкуп);
• списание части долговых обязательств. Должнику предоставляется льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.
Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества и наоборот. В 1993 г. государства — бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед РФ в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов. В 2007 г. были прекращены обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа путем заключения с владельцами указанных обязательств договоров об отступном.[14]
8) Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.
9) Уступка права требования [15] представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.
Бюджетным кодексом РФ установлены требования к предельному объему государственного долга и к предельному объему государственных заимствований России. По общему правилу максимальная сумма государственных внешних заимствований не должна превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России. Конкретные предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Перед Российской Федерацией в области управления государственным долгом с точки зрения оптимизации его структуры, стоимости обслуживания и поддержания его размера на экономически безопасном уровне формируются следующие задачи:
1) сокращение объемов долговых обязательств и оптимизация стоимости их обслуживания; оптимизация платежей по внутреннему долгу; особенно долгу бывшего СССР, а также структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей.
2) рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств на национальном и мировом рынках ссудного капитала.
В целях совершенствования системы управления государственным долгом требуется также создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации, установление единого порядка ведения государственных долговых книг Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Существенным моментом в реформировании данной системы является разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации.
Глава 3. Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.[16]
Государство обычно заимствует деньги либо в форме займов, либо выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, МВФ, т.п.) Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения, финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. В любом случае дело сводится к поступлению заемных ресурсов в бюджет и соответствующему возрастанию государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.
Государственный кредит, как правило, выступает в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг. Это могут быть также кредиты Центрального банка, коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством указанные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка - рынок государственных ценных бумаг. Основная форма государственного кредита - государственные займы. Они представляют собой не эмиссионный источник покрытия бюджетного дефицита.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков. Так, по праву эмиссии они делятся на размещаемые центральными, субфедеральными и местными органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы классифицируются на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц, а также универсальные, размещаемые среди тех и других. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов бюджета. Обычно для этого выпускаются векселя. Наиболее распространенным видом ценных бумаг по госзаймам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента[17]. Облигации бывают на предъявителя и именные. По виду выплат дохода подразделяются на процентные и беспроцентные. В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они бывают свободно обращающимися или с разграниченным кругом обращения.
В зависимости от эмитента различают облигации, выпускаемые Правительством РФ, Минфином РФ, органами государственной власти субъектов РФ и выпускаемые органами местного самоуправления.
Государственные ценные бумаги, как правило, делятся на две большие категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных) и казначейских облигаций. Свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные ценные бумаги не поступают на рынок ценных бумаг. Они выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются, но на вторичном рынке не обращаются.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением или бездокументарными в виде записей на счетах.
По форме выплачиваемого дохода государственные ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными и выигрышными. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Она широко практиковалась в СССР. Сегодня основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год. Краткосрочные и часть среднесрочных казначейских векселей не имеют купонов. Они размещаются со скидкой (дисконтом) с номинала, а погашаются по номиналу.
Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствиии с верхним пределом госдолга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год[18].Внутренние и внешние заимствования могут быть осуществлены с превышением указанного верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ для замещения внешних(внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание госдолга РФ.
Нововведением БК РФ является определение муниципальных заимствований. Муниципальные заимствования осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства[19]. Право на осуществление муниципальных заимствований принадлежит местной администрации.
Теперь субъекты РФ и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, представлять гарантии в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов. При этом особо оговаривается, что указанные финансовые операции не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ (муниципального образования)[20]
Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг[21]:
ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументарной форме, выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства - это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц госценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Выпускаются и обращаются КО в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.
ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.
Заключение
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.
Как любое сложное общественное явление государственный долг может создавать препятствия на пути экономического развития страны, а может быть стимулом. Это зависит от эффективности управления государственным долгом.
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.
Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования процесса управления государственным долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.
Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).
В заключение можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
Список литературы
Нормативные правовые акты:
1. БК РФ от 31.07.98г №145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998г (ред. от 17.12.2009г)
2. СЗ РФ.2007.ФЗ от 26 апреля 2007г. №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010год и на плановый период 2011 -2012гг. (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)
Основная:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
2. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1-С.58-67.
3. Крохина Ю. А Финансовое право России: учебник / Ю. А.Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008.- 720 с.
4. Химичева Н.И. Финансовое право: учебник/отв. ред. Н.И.Химичева.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Норма, 2008.- 768 с.
Дополнительная:
Использована информация с сайтов:
1. Министерство финансов Российской Федерации //www.minfin.ru
2. Счетная палата Российской Федерции//www.ach.gov.ru/bulletins
3. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru
[1] БК РФ от 31.07.98г №145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998г (ред. От 17.12.2009г)
[2] Ст.98 БК РФ
[3] Химичева Н.И. Финансовое право: учебник.- 4-е изд., перераб и доп..- М.: Норма, 2008.- С.553
[4] Химичева Н.И. Указ. соч. там же
[5] Ст.99 БК РФ
[6] БК РФ там же
[7] Федеральный закон от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на на 2010год и на плановый период 2011 -2012гг.(принят 20.11.2009) СТ.1
[8] Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, Государственный и муниципальный долг. Автор: Мордвинцева А.Д.,
[9] БК РФ ст. 108
[10] Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — с.667.
[11] БК РФ ст.105
[12] Химичева Н.И. Указ.соч. С.591
[13] БК РФ ст.105
[14] См.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2007 г. № 387 «О порядке заключения с владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашения указанных облигаций» // СЗ РФ. 2007. № 26. Ст. 3191.
[15] Крохина Ю. А. Указ.соч. — с.624.
[16] ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «Орынке ценных бумаг»
[17] Ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г.
[18] Химичева Н.И. Указ.соч С.563
[19] БК РФ ст.103
[20] БК РФ п.3 ст.104
[21] 16, Финансы, АМ.Ковалева, с.84