Уровни электронного управления

Традиционно выделяют три уровня электронного управления:

электронное информирование граждан государственными органами: власть становится более открытой для граждан. В электронном пространстве появляются документы, которые она принимает, объясняются принятые решения;·

электронное взаимодействие граждан и государственных органов. Ее обеспечивают механизмы общения граждан и представителей власти в виртуальном пространстве в реальном масштабе времени: обсуждение предлагаемых и принятых решений, выяснения тех или других вопросов. Например, на сайтах некоторых государственных органов Украины уже действуют Интернет-приемные. Обратившись к такой приемной с электронным письмом, гражданин имеет возможность получить ответы на свои вопросы; Электронное обслуживание граждан государственными органами. Может осуществляться учреждениями, специально уполномоченными на это государственным органом, в том числе и на коммерческой основе. Например, гражданин может по электронным запросам получать те или другие документы, которые касаются деятельности государственного органа, подавать электронные налоговые декларации, прибегать к электронной регистрации тех или других правовых актов (договоров, поручений, прав владения собственностью).

ВЫВОД. Таким образом «электронное правительство» обеспечивает прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами, и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса. «Электронное правительство» позволяет автоматизировать работу с документами, в частности – и с заявлениями граждан, справками, лицензиями другими формальными актами, которые легализируют определенную деятельность гражданина. Одновременно у каждого человека появляется возможность отслеживать судьбу его запроса, жалобы, предложения или требования... Иными словами, официальное учреждение перестает быть темным ящиком, в котором бесследно исчезают все проявления гражданской активности.

 

ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В ДРУГИХ ГОСУДАРСТВАХ

Электронное правительство» в зарубежных странах

Как показывает опыт зарубежных стран, электронный способ руководства в первую очередь должна применять исполнительная власть. Однако понятно, что чиновники будут пытаться всячески препятствовать потому, чтобы Интернет все шире использовался в политической системе власти, поскольку внедрения компьютерных технологий будет требовать уменьшение количества бюрократических структур. «Электронное правительство» является новой, высшей стадией развития правительства эпохи модерн в условиях информационного общества. За результатами ежегодного обзора „электронных правительств”, проведенного компанией Accenture, в ходе которого были изучены государственные онлайновые службы 23 стран, первое место присуждено государственному порталу Канады. Критериями были информативность, интерактивность и возможность осуществления трансакций. На втором месте оказался Сингапур, «электронное правительство» которого предоставляет гражданам такие услуги, как регистрация рождения ребенка, брака, поиск жилья, отправления сообщений, в полицию. Кстати, именно в этой стране впервые в мире была реализована идея правительственного портала. Третье место получило «электронное правительство» США. Со значительным отрывом от лидеров идут Австралия, Дания, Большая Британия, Финляндия, Гонконг, Германия, Ирландия, Нидерланды, Франция и Норвегия [2]. По мнению исследователей, которые подбивали итоги этого обзора, „электронные правительства”, построенные по принципу управления во взаимодействии с клиентами, развиваются ускоренными темпами. Однако, невзирая на то, что госпорталы становятся все более популярными, раскрытие их потенциала сдерживается через недостаточную координацию между ведомствами [3]. Предусматривается, что в будущем “е-правительство” может стать обычным правительством. Например, в США и Западной Европе внедрения новых форм управления обусловливается потребностью в прозрачной и подконтрольной гражданскому обществу деятельности органов власти. Сутью электронной формы правительства является объединение с помощью интернет-технологий всех министерств и ведомств в единственный комплекс с высшей степенью интегрирования внутренних процессов (документооборот) и единственным интерфейсом (окном взаимодействия) с гражданином (пользователем). Таким образом, гражданин получит возможность общаться не с пятью – семью ведомствами по очереди, а с единственным электронным посредником, что их всех представляет одновременно. Кроме этого, обращение или запрос гражданина автоматически посылается в соответствующие инстанции и в большинстве случаев ответ (юридическая консультация, квитанция об оплате услуг, бюллетень для голосования, справка, налоговая декларация) приходит немедленно.

Важным преимуществом «электронного правительства» является возможность участия населения в обсуждении законопроектов и правительственных решений, что доныне было для большинства невозможным. Если будет действовать «электронное правительство», свои интересы смогут защищать не только те деятели, которые имеют лоббистов, но и остальные граждане. Во время обсуждения какого-то важного законопроекта или постановления правительства, каждый сможет выразить свое мнение. Планируется, что специальная аналитическая система будет обрабатывать полученную информацию и выдавать результат, например, в виде графика. Если график засвидетельствует увеличение количества граждан, неудовлетворенных нововведением, то вопрос будет сниматься из обсуждения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: