Особенности системы «электронное правительство» для Украины

Что касается Украины, то здесь «электронное правительство» должно служить, в первую очередь, повышению эффективности функционирования правительства обычного. А это означает усовершенствование механизмов контроля в сфере сбора налогов, борьбы с преступностью и тому подобное. Как свидетельствуют публикации экспертов, в понятие «Электронная Украина» в первую очередь входят органы власти. Тогда как в западных странах на первом плане – усиление контроля граждан над правительством, для чего вводятся публичные оценочные показатели его деятельности. Смысл «электронного правительства»: обновляемая информация органов власти должна быть доступной всем. Только государство может решить задание создания в онлайне новых механизмов, которые оптимизируют общение граждан с бюрократическими инстанциями. В частности, стоит предоставить населению необходимую для личного посещения информацию (распределение функций между подразделами, приемные часы, список необходимых документов, бланки заявлений, анкет, и т. д.). Возможные и более кардинальные изменения системы отношений между государственным аппаратом и гражданами. Имеется в виду реализация принципа «единственного окна», суть которого в том, что движение информации между разными ведомствами происходит не с помощью справок, которые человек получает в одной инстанции и несет в другую, а через создание общей базы данных. Такой механизм ускорит рассмотрение, например, запроса гражданина, потому что соответствующий государственный орган сможет сам срочно собрать всю необходимую информацию. Стоит иметь в виду, что само по себе создание единственных информационных систем еще не изменяет отношений бюрократии и граждан. Для этого необходима и воля руководителей ведомств, их готовность использовать возможности, которые открываются, не только в собственных целях, но и для удобства людей. Можно спрогнозировать, что в ближайшие годы основной формой использования государственными органами современных коммуникативных технологий станет, вероятно, интеграция информационных систем отдельных ведомств в единственную сеть. Что касается переноса в онлайн формальных отношений с гражданами, то решить эту проблему намного сложнее. Причем сложность ее имеет не технологический, а политический, характер. В частности, возникает вопрос: почему государство должно тратить деньги на создание комфортных условий общения с официальными учреждениями для безусловного меньшинства, которым Интернет-аудитория будет оставаться еще долго? Для решения этой проблемы, то есть для преодоления «цифрового неравенства», предусматривается открыть электронные приемные. Однако и здесь есть трудности. Чтобы открыть такую приемную, компьютера не достаточно. Необходимые специалисты, которые будут обслуживать технику, будут консультировать граждан. Таким образом, и в этом случае контакт граждан с «электронным правительством» без посредников не станет эффективным. Опыт других стран показывает, что там проблема “Digital divide” разрешается с помощью уже существующей сети компьютерных кафе и клубов. Причем такие клубы на Западе очень популярны, невзирая на высокий уровень интернетизации. В США, например, за последние два года количество таких клубов выросли в десять раз. Правительства Большой Британии, Швеции и других развитых европейских стран, реализуют специальные программы по развитию интернет-кафе для обеспечения массового доступа населения к Сети. В Украине в настоящее время действует около 3 тысяч компьютерных клубов. На их основе и можно создать систему электронных приемных. Анализ проблемы показывает, что наше государство еще не готово использовать преимущества, которые дает Интернет. Однако за ней преимущество в укреплении своих позиций в Интернете. Современные электронные технологии способствуют развитию радикального индивидуализма, а массовая культура контролирует национальных лидеров в намного большем объеме, чем национальные лидеры руководят ею.

Развитию системы «электронного правительства» препятствуют такие причины, как низкий уровень интернетизации страны, несовершенство законодательной базы, недостаточное финансирование процесса информатизации, консерватизм и бюрократизм чиновников. Вследствие этого власть не может ни распространять информацию о своей деятельности в необходимых объемах, ни эффективно координировать работу подчиненных ей ведомств.

  ВЫВОД. Таким образом во многих странах Интернет рассматривается прежде всего как средство доступа населения к государственным службам в рамках проектов е-government. Примером может служить проект стран «семерки» (http://www.open.gov.uk/govoline/icagol.htm). В Украине же «электронное правительство» должно способствовать, в первую очередь, повышению эффективности функционирования правительства обычного. А это означает усовершенствование механизмов контроля и исполнения.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В УКРАИНЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: