Методы констатирующего эксперимента

На следующем этапе нашего исследования, был проведён опрос детей по методике для изучения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн).

Цель данной методики заключается в изучении уровня самооценки ребенка.

Экспериментальный материал представляет собой бланк с «лестницами» и словами на их «ступенях», характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья. Предъявлялась инструкция следующего содержания: «На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся «самые здоровые», на нижней – «самые больные». По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц».

После того, как ребенок выполнил задание по инструкции, ему предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Каких людей ты считаешь здоровыми? умными? с хорошим характером? счастливыми?

2. Каких людей ты считаешь больными? глупыми? с плохим характером? несчастливыми?

3. Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?

4. Почему ты выбрал эту ступень лестницы «здоровье», лестницы «ум», лестницы «характер», лестницы «счастье»?

5. Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым?

Обработка данных проводилась в баллах: каждой ступени приписывается по 1 баллу. Нижняя ступень оценивается в 1 балл, верхняя – в 9 баллов. Таким образом, определяется коэффициент самооценки по отдельным параметрам личности.

Следующим этапом нашего исследования было проведение с детьми проективной методики «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте). Данная методика является проективной, но в тоже время понятна и доступна для детей, дает весьма широкую информацию относительно представления ребенка о себе и его самооценке.

Цель данной методики – изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6 – 9 лет.

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Время работы, 30 – 40 минут.

Экспериментальный материал представляет собой: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка записываются необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: «плохой мальчик (девочка), хороший мальчик (девочка), «я»; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный».

Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж – синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

Инструкция: «Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)». Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: «А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)». При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: «А теперь вот здесь нарисуй себя». Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.

Обработка данных включала следующие моменты:

1) Анализ «автопортрета»:

а) наличие всех основных деталей;

б) полнота изображения,

в) количество дополнительных деталей;

г) тщательность их прорисовки;

д) статичность или представленность фигурки в движении;

е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т. п.

2) Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунком «хорошего» и «плохого» персонажа по следующим параметрам:

а) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;

б) цвета, использованные в «автопортрете», количество каждого цвета, их соответствие цветам «хорошего» или «плохого» ребенка;

в) повторение в «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);

г) наличие в «автопортрете» новых деталей, их характер;

д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» персонажа.

Далее детям было предложено пройти задания по методике «Кто я?» (модификация методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна). Экспериментатор в соответствии с бланком (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.) спрашивает, как ребенок может себя воспринять и оценить по десяти положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментаторов в соответствующие колонки протокола, а за тем переводятся в баллы. Оценка результатов производится следующим образом. Ответ типа «да» оценивается в один балл, типа «нет» - 0 баллов. Ответы «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 баллов. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.Выводы об уровне развития:10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий

Следующим этапом нашего исследования была обработка полученных данных и их интерпретация.

 

 

Анализ результатов

На этапе обработки и анализа результатов диагностической работы был подсчитан суммарный балл по методике самооценки «Лесенка» Дембо – Рубинштейна, для каждого испытуемого. Все результаты для удобства обработки были сведены в таблицу в соответствии с их суммарными показателями по баллам (См. Таблицу 1; ПРИЛОЖЕНИЕ 2.). Вся ось суммарных баллов методики разбивается на 3 категории:

4 – 14 баллов – заниженная самооценка;

15 – 25 баллов – адекватная (средняя) самооценка;

26 – 36 баллов – завышенная самооценка.

В соответствии с данной таблицей всех испытуемых мы разделили на 3 группы по уровню выраженности самооценки.

Таким образом, в первую группу (завышенная самооценка) вошли 11 детей. Эти ребята характеризуются завышенной самооценкой по большинству шкал, так как относили себя на самых «высоких» ступенях лесенки. В процессе обследования они часто комментировали свой выбор, могли акцентировать внимание экспериментатора на своих достижениях, причем, не только в учебе, но и в других аспектах своей деятельности (спорте, творчестве, родительских подарках и т.д.). В обычной жизни таким детям, чаще всего, присуще желание во что бы то ни стало быть впереди других детей, они стремятся сделать все лучше всех, быстрее и т.д. При этом подобное поведения у ребенка может быть спровоцировано как преувеличение его достижений и личных качеств со стороны родителей (завышенная неадекватно самооценка), так и наоборот, попустительского отношения к нему и даже негативного отношения, семейных конфликтов и т.д. (низкая самооценка).

Во вторую группу (адекватная самооценка) вошли 20 человек. Этих испытуемых по большинству шкал характеризует адекватная самооценка. В ходе исследования, они вели себя достаточно уверенно, не задавали лишних (уточняющих) вопросов, а задание выполняли точно без особых сложностей. Такие дети уверены в себе и своих действиях, стремятся к высокому результату (в учебе, спорте, творчестве и т.д.), но чаще всего могут адекватно рассчитать свои силы. Такие ребята достигают высоких результатов в учебе, могут быть как «отличниками», так и «хорошистами», выбирая себе «любимый» предмет (дисциплину).

Соответственно третью группу составили 9 детей, самооценка которых занижена. Эти испытуемые проявляли неуверенность и стремились избежать выполнение задания, постоянно жаловались на то, что не знают куда, на какую ступень себя нужно определить. Причиной снижения самооценки таких ребят могут быть их индивидуально-психологические особенности (тип нервной системы, эмоциональная неустойчивость школьника) и неблагополучная семейная и школьная обстановка, связанная либо с завышенными требованиями учителей и родителей относительно обучения, либо наоборот, педагогической запущенностью.

На основе полученных данных мы построили таблицу процентного соотношения уровня самооценки.

 

Таблица 2. Процентное соотношение самооценки испытуемых.

 

Группа 1 гр. (завышенная) 2 гр. (адекватная) 3гр. (заниженная)
Процентное содержание   27%   50%   23%

 

Для удобства дальнейшей обработки данных, нами была составлена сводная таблица, по результатам самооценки каждого испытуемого, содержащая отдельные параметры личности, а также среднее значение по четырем параметрам (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В итоге, нами было определено, что у ½ младших школьников данной экспериментальной группы наблюдается адекватный уровень самооценки. Ее показатели составляют 50%, в то время как завышение самооценки свойственно 27% детей, а снижение самооценки наблюдается у 23% школьников.

Далее нами был осуществлен качественный анализ проективной методики «Нарисуй себя». Эта методика дает возможность расширить наши сведения о самооценке и особенностях общего эмоционального отношения к себе детей 6 –7 летнего возраста.

Из анализа видно, что в рисунках школьников с заниженной самооценкой, как правило, преобладают следующие моменты прорисовки «автопортрета»:

- использование карандашей темных цветов, в основном черного;

- рисунок более меньшего размера по сравнению с другими;

- наличие исправлений, штриховки, затираний, перечеркивания;

- затруднения в рисовании «автопортрета», конкретнее, ног, ступней.

В итоге, при определении общего эмоционального отношения к себе и самооценки было выявлено, что обследуемым детям младшего школьного возраста с низкой самооценкой характерны повышение уровня тревожности.

Отсутствие «опоры» по ногами фигур человека может свидетельствовать о неуверенность ребенка в себе, недооценивание своих сил и способностей (исправление рисунка, маленький размер рисунка, расположение его в нижней части листа). Так же у таких детей наблюдается снижение общего эмоционального фона, в большей мере идентификация себя с негативным героем – «плохим» ребенком, изображение себя и отрицательного героя карандашами черного и красного цвета.

У детей с завышенной самооценкой, в рисунках «автопортрета» преобладают следующие моменты:

- полная противоположность «плохому» персонажу;

- преобладание ярких, светлых тонов (в основном, красный);

- наличие таких деталей как корона, букет цветов, красивая одежда и другие;

- довольно крупный рисунок по сравнению с другими персонажами.

Таки образом, этих ребят можно охарактеризовать как, в большей мере, уверенных в себе или, по крайней мере, стараются продемонстрировать подобную модель поведения перед окружающими, активных, целеустремленных, с эгоцентрической, часто демонстративной манерой поведения, вплоть до снижения критичности.

В то же время, кроме желания выделиться среди сверстников и быть лучше них, этим детям так же свойственно повышение уровня тревожности и эмоционального напряжения, по-видимому, связанного с болезненным желанием самоутвердиться, стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, найти согласие, равновесие с окружающими.

«Автопортреты» у детей с адекватной самооценкой, во многом схожи с рисунками «хорошего» персонажа, с добавлением деталей характерных данному ребенку: веснушки, длина волос, элементы одежды, наличие любимой игрушки и другое.

Подобный характер изображения свидетельствует, прежде всего, о позитивном отношений ребенка к себе, о нормальной, уверенной в себе личности, стремящейся к лидерству. Но, в то же время способной занять эгоцентрические позиции, нуждающейся в поддержке, заботливом контроле со стороны значимых взрослых.

Что касается результатов по методике «Кто я?», то они в большей степени подтверждают результаты по предыдущим методикам. Так у 12 дошкольников наблюдается повышение уровня самооценки от «Высокой» до «Очень высокой». Эти школьники оценили наличие у себя таких позитивных качеств личности как доброта, аккуратность, послушность, внимательность, честность и т.п. при помощи самых высоких оценок.

В то время у 9 опрошенных нами детей наблюдается снижение оценки наличия у себя данных качеств, что в свою очередь, является прямым свидетельством неадекватности самооценки таких детей с тенденцией к ее занижению.

Что касается остальных детей, то 19 дошкольников оценили себя как добрых, честных, послушных и т.д. чаще всего при помощи ответов «Да», «Иногда», что соответствует «Средней» или адекватной самооценке. Как мы видим, данная методика, по большей мере, подтверждает результаты, полученные по предыдущим методикам.

Необходимо обратить внимание на уровень успеваемости детей в рамках выполнения ими школьной программы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Анализ проводился в соответствии с существующими критериями оценивания достижения учащихся общеобразовательных школ по следующим уровням в баллах:

· 10 б. – 11 б. – 12 б. – «Отлично» - высокий уровень.

· 7 б. – 8 б. – 9 б. – «Хорошо» - достаточный уровень.

· 4 б. – 5 б. – 6 б. – «Удовлетворительно» - средний уровень.

· 1 б. – 2 б. – 3 б. – «Плохо» - низкий уровень.

Анализ итоговой оценки показал, что к концу учебного года среди 20 учащихся с адекватной самооценкой 14 детей (70%) имеют высокие показатели учебных достижений (успеваемости) по школьным дисциплинам (это от 10 до 12 баллов). Шесть школьников с адекватной самооценкой (это практически 30% опрошенных) имеют статус «Хорошистов» - их оценки колеблются в диапазоне от 7 до 9 баллов.

У учеников с завышенной и высокой самооценкой так же наблюдается преобладание высоких показателей школьных достижений – оценки «Отлично» (от 10 до 12) присущи 7 школьникам (64% из всех учеников с завышенной самооценкой). В то же время, двух школьников (примерно 18%) можно отнести к разряду «Хорошистов», так как их оценки по школьным дисциплинам находятся в интервале от 7 до 9 баллов. Кроме этого еще двое школьников (18%) при завышенной самооценке имеют «средний» уровень учебных достижений, находящихся в интервале «Удовлетворительно» - от 4 до 6 баллов.

Что касается детей, у которых по предыдущим методикам было обнаружено неадекватно заниженный уровень самооценки, здесь мы можем наблюдать следующее. Из 9 младших школьников у 7 учащихся (примерно 78%) уровень учебных достижений средний и ниже среднего – от 2 до 4 баллов. В то время как двое из детей с низкой самооценкой имеют итоговую оценку за учебный год по критерию «Хорошо».

Таким образом, нами было выявлено, что из 40 учащихся первого и второго классов у 9 учеников наблюдается снижение самооценки, в свою очередь, проявляющаяся в снижении настроения, повышении уровня тревожности, возникновения чувства неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях. Далее нами были выявлены 11 школьников, у которых преобладает завышенная самооценка. Такие ребята отличаются от своих сверстников, чаще всего, высоким уровнем притязаний, активностью, развитым чувством соперничества, исполнительностью. В то же время, таким учащимся так же свойственно повышение уровня тревожности, эмоционально-волевой напряжение по причине желания соответствовать завышенным требованиям к ним со стороны учителей, родителей.

У 20 младших школьников был выявлен адекватный уровень самооценки – этим ребятам свойственно стремление к достижениям, они обладают определенными физическими и умственными способностями, но при этом им чаще всего удается получить адекватную оценку со стороны значимых близких, правильно оценить ситуацию и собственные силы.

Для дальнейшего определения взаимосвязи школьной успеваемости младших школьников и их самооценки нами был проведена статистическая обработка результатов по предыдущим методикам.

Анализ полученных данных проводился с помощью статистического пакета «Statistik 0,5». Нами был применен коэффициент корреляции по формуле Пирсона, так как переменные были распределены по нормальному закону распределения.

Рассмотрим данные по каждому компоненту. Так была выявлена корреляция между фактором 1 (Завышенная самооценка) и высоким уровнем школьных достижений (r=0,70 при p<0,05) – итоговая оценка «Отлично», а так же шкалой «Достаточный уровень учебных достижений» - итоговая оценка «Хорошо» - (r=0,56; p<0,05). Это подтверждает существование взаимозависимость результативности обучения, самореализации ребенка младшего школьного возраста в новой для себя роли школьника и уровня его самооценки. Причем, чем выше самооценка ребенка, тем большая вероятность того, что ребенок добьется успехов, т. К. будет стремиться поддержать то мнение о себе, которое вкладывают в него окружающие взрослые.

Между фактором 1 также была выявлена положительная корреляция со шкалой «Средний уровень учебных достижений» (r=0,34; p<0,05) – итоговая оценка «Удовлетворительно». Таким образом, детям младшего школьного возраста с неадекватно завышенной самооценкой так же может соответствовать достаточно низкий уровень учебной успеваемости. Что проявляется в переоценке собственных возможностей и т.д.

Положительная зависимость была также выявлена между фактором 2 (Адекватная самооценка) и шкалами, характеризующими высокий (r=0,54 при p<0,05) и достаточный уровень учебных достижений (r=0,43 при p<0,05). Таким образом, мы видим, что для детей с адекватной самооценкой характерен, в большей степени, высокий уровень школьной успеваемости.

Что касается фактора 3 (Заниженная самооценка), то здесь наблюдается положительная зависимость между ним и двумя шкалами: «Средний уровень учебных достижений» (r=0,48; p<0,05) и «Достаточный уровень учебных достижений» (r=0,26; p<0,05). Что так же указывает на взаимозависимость учебной успеваемости ребенка и его самооценки.

По другим компонентам, корреляция не обнаружена.

Следовательно, можно отметить, что чем выше уровень самооценки ребенка младшего школьного возраста, тем большая вероятность того, что ребенок будет более успешен в учебе, нежели его сверстник с заниженной самооценкой - выявляется прямая зависимость. И наоборот, чем ниже уровень учебных достижений, тем ниже уровень самооценки – выявление обратной зависимости. Хотя стоит отметить тот факт, что при неадекватно завышенной самооценке так же может встречаться низкая учебная успеваемость как результат либо возможной переоценки ребенка собственных сил, некритичности, либо наоборот, неуверенности в себе.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что для детей младшего школьного возраста с наличием высокой успеваемости в учебном процессе характерно формирование адекватной (позитивной) самооценки; а для их сверстников с низкой успеваемостью характерна заниженная (негативная) самооценка, нашла частичное подтверждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: