Рекомендации по оптимизации самооценки младших школьников

По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие), предупреждение и, если необходимо, коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности очень важны для человека в любом возрасте.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [14; с. 68].

Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека [14; с. 69].

Психологическая коррекция различается по видам и формам:

- По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

- По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, арт-терапия, деятельная терапия и т.д.).

Для того чтобы психокоррекция была эффективной в начале определяются ее цели и задачи. Согласно выдвинутым целям и задачам определяются методы, то есть подбираются определенные упражнения и игровые задания. Подбор упражнений и игр производится в соответствии с возрастными особенностями объекта психокоррекционной программы.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального развития понимается как содействие полноценному психическому и личностному развитию человека. Отсюда вытекает основная задача коррекции – это исправление отклонений в психическом развитии человека на основе создания оптимальных психических условий для развития индивидуального потенциала каждой личности.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации младших школьников в группе, индивидуальная работа с младшими школьниками является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. Так затрагивая проблему формирования самооценки ребенка, ранее уже было отмечено, что семья имеет колоссальное значение на развитие самооценки ребенка. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с младшими школьниками. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов младшего школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени ребенка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для младшего школьника в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди сверстников. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, при этом ни в коем случае не стоит забывать, что для ребенка с заниженной самооценкой жёсткие условия и постоянный контроль со стороны взрослого могут усугубить ситуацию, лишить школьника последнего шанса на самостоятельность и уверенность в своих силах. И гораздо эффективнее будет, если сказать такому ребенку похвалу относительно его стараний, и способностей, не сравнивая его с другими детьми и оценивая результат, а хвалить за стремление, желание что-то сделать.

Конечно, подобная тактика может навредить ребенку, который излишне уверен в своих силах, некритично относится к себе и окружающим, не знает цену адекватную похвале и собственных возможностей. В этом случае особое внимание нужно уделить родителям и другим взрослым из близкого окружения ребенка.

Как мы видим из проведенного исследования, существует прямая взаимосвязь между самооценкой ребенка и его учебной успеваемостью. В младшем школьном возрасте учебная деятельность занимает особое место в процессе становления личности ребенка, поэтому непосредственно влияет на развитие самооценки и наоборот.

Как мы видим, мы не можем исключить влияние семейного фактора на развитие самооценки ребенка в данном возрасте. По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Но в то же время школа, как социальный институт, берет на себя обязанности не только образовании личности, но и в ее развитии, и если надо, оптимизации тех психических качеств и процессов, которые в этом нуждаются.

Таким образом, учитывая цели и задачи данной курсовой работы, нами был разработан план коррекционно-развивающей программы по оптимизации самооценки младшего школьника в процессе обучения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.).

Данная программа состоит из пяти занятий, в которых логически сочетаются по 2-3 упражнений. Это позволяет удерживать интерес к психокоррекции у детей младшего школьного возраста и проводить данную работу в контексте учебного процесса. Разнообразие заданий дает каждому ребенку возможность выявить свои самые лучшие умения и способности и получить в ответ положительный и адекватный отклик от одноклассников и учителя.



ВЫВОДЫ

По результатам проведенной диагностики было выявлено следующее:

1. Из 40 учащихся первого и второго классов у 9 учеников наблюдается неадекватно занижениженный уровень самооценки.

2. У 20 младших школьников был выявлен адекватный уровень самооценки.

3. У 11 школьников преобладает высокий и неадекватно завышенный уровень самооценка.

4. Завышенная самооценка положительно коррелирует с высоким уровнем школьных достижений (при r=0,70 при p<0,05), а так же шкалой «Достаточный уровень учебных достижений» (при r=0,56; p<0,05).

5. Завышенная самооценка положительно коррелирует со шкалой «Средний уровень учебных достижений» (при r=0,34; p<0,05).

6. Положительная зависимость была также выявлена между показателями адекватной самооценки и шкалами, характеризующими высокий (r=0,54 при p<0,05) и достаточный уровень учебных достижений (r=0,43 при p<0,05).

7. Неадекватно пониженная самооценка проявляет положительную зависимость между двумя шкалами: «Средний уровень учебных достижений» (r=0,48; p<0,05) и «Достаточный уровень учебных достижений» (r=0,26; p<0,05).

8. При неадекватно завышенной самооценке так же может встречаться низкая учебная успеваемость как результат либо возможной переоценки ребенка собственных сил, некритичности, либо наоборот, неуверенности в себе



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было изучение одной из фундаментальных основ образования личности – ее самооценки. Самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности. Самооценка человека является центральным компонентом Я-концепции личности, которая охватывает оценку самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она выполняет регулирующую и защитную функцию и непосредственно влияет на взаимоотношения человека с окружающими, поведение и развитие.

В ходе теоретического анализа литературных источников было определено что, самооценка человека не остается постоянно одинаковой. Она изменяется в зависимости от условий, в которых реализуется деятельность человека и стабильности достигнутых успехов. Это психологическое образование формируется всю жизнь человека, но начинает закладывать именно в детстве, где очень значимое влияние на ребенка и его психику оказывают близкое окружение малыша – родители, сверстники, учителя.

Одним из синзитивных периодов развития самооценки является его поступление в школу. Это обуславливается появление у ребенка как физиологическими изменениями и психических новообразований, так и изменением самой социальной ситуации. Так у младшего школьника формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольность волевой регуляции внимания, запоминания, поведения. Происходит обобщение собственных переживаний, формируется внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Актуализируется необходимость оценки себя со стороны окружающих, чему весьма способствует учебная деятельность.

В практической части нашей работы, в ходе организованного эксперимента нами было выявлено, что самооценка детей младшего школьного возраста действительно имеет влияние на их учебную успеваемость. Так чем выше, позитивней ребенок оценивает себя, свои возможности и достижения, тем выше уровень учебных достижений он может реализовать. И наоборот – чем ниже самооценка ребенка, тем большая вероятность снижения активности и эффективности обучения. При этом стоит отметить тот факт, что не все дети с высокой самооценкой отличаются высокой успешностью в учебной деятельности. Нами было выявлено, что некоторым школьникам при низком уровне учебной успеваемости свойственно переоценивать свои силы, некритично относится к своим способностям, а некоторые школьники с низкой самооценкой имеют достаточно высокие балы по критерию оценки «Хорошо». Подобные результаты можно объяснить тем, что на успешность учебной деятельности ребенка влияет не только его самооценка, но и уровень развития общих интеллектуальных способностей, социальная адаптивность. Так же не стоит исключать тот факт, что на развитие и способностей, и самооценки непосредственно влияют его близкое окружение – семья, а так же личность учителя, который в данный период жизни становиться для ребенка значимым. Эти моменты так же не стоит исключать, они и их влияние требует более подробного рассмотрения, но это уже вопрос дальнейшего психолого-педагогического исследования.

По итогам же этого исследования нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная оптимизацию самооценки младшего школьника в процессе обучения.

Таким образом, мы видим, что выдвинутое нами в начале работы предположение о взаимосвязи самооценки и учебной успеваемости нашло, хоть и частичное, но подтверждение.

Полученные результаты могут быть практически применены в профессиональной деятельности педагогов начальных классов, а так же практических психологов для работы с детьми, у которых наблюдается снижение уровня школьной успеваемости по причине неадекватной самооценки.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т II. – М. Прогресс, 1980 – С. 54 – 79.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1989. – С. 407 – 442.

3. Абульханова–Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. – 2001. - №5, том 22. – С. 38 – 48.

4. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 250 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: прогресс, 1986. – 420 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

7. Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость. / Сиренко Р.Н., Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.: ил. – (Психологи – детям, психологи о детях).

8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии №1 1993 - С. 103-113.

9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.

10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 216 – 220.

11. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – С. 19 –26.

12. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (серия «Практический психолог»).

13. Грейс Крайг Психология развития. – С.-П.: Питер, 1999. – С. 430 – 441.

14. Иващенко А.В., Агапов В.С., Боршникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. – 2000. - №2. – С. 17 – 33.

15. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. - 224с.

16. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Прогресс, 1998. – 309 с.

17. Кон И.С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – С. 27 – 41.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – С. 7 – 79.

19. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев, 1987. – С. 75 – 130.

20. Лебедева Л.Д., Никанорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

21. Липкина А.И.Самооценка школьника. – М.: Просвещение, 1976. – 286 с.

22. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. – 1980. - №5. – С. 37 – 45.

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1996. 351 с.

24. Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста / Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.

25. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

26. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. – 1995. - №7. – С. 32 –35.

27. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / под ред. Колеченко А.К. / СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

28. Психологическая энциклопедия. Автор-учредитель Степанов О.М. – Киев: «АКАДЕМВЫДАВ», 2006. – С. 215 – 216.

29. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. Пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С. 37 – 43.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – С. 163 – 174.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С. 634 – 641.

32. Стенанова В. А. Выражение чувств и эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста в рисунке человека и рисунке семьи // Журнал прикладной психологии. – 2003. - №4-5. – С. 80 – 93.

33. Тестируем детей/ сост. Т.Г. Макеева. – 3-е изд. - Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 314, [1]с.: ил. – (Психологический практикум).

34. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 342 с.

35. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Семенюк Л.М., под ред. Фельдштейна Д.И. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 136 – 143.

36. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 314, [1]с.: ил. – (Психологический практикум).



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: