III. Лекция «Процесс творчества – лечебные механизмы»

Группа №21

Тема: Что такое арт-терапия?

Цель: создание условий для творческого восприятия и осознания сущности арт-терапевтического процесса, опробование своих сил в данном процессе (нахождение своего «Я»).

Задачи:

1. Учить включаться в игровые процессы релаксации, чувствование себя и других участников процесса.

2. Дать первичные представления об арт-терапии, познакомить с основой взглядов русской арт-терапевтической школы как нового явления в России.

3. Воспитывать желание включаться в игровой арт-терапевтический процесс с последующим освоением игровых методик.

4. Нацелить на создание игровой картотеки для последующего практического освоения и использования в работе.

Содержание:

I. Введение в чувственное познание внутреннего мира своего «Я».

· Игра «Ручеек»,

· Обговаривание – что я чувствовал во время игры?

II. Мини-лекция (вводная)

· Что такое арт-терапия?

· Направления современной русской школы

· Инновационные методы индивидуального подхода к ребенку, осознание его внутреннего мира.

III. Игровой процесс как форма знакомства с детским коллективом.

· Игра – знакомство (Как тебя зовут?)

Опевание своего имени на кантеле

· Игра «Дорисовывание портрета»

Осознание себя в коллективе

IV. Театр как синтез всех искусств

· Мини-беседа «Что такое театр?»

· Какие искусства синтезирует театр?

· Игра «Создание образа через сказочного героя» (по выбору студента)

- Мини-приветствие

- Рассказ о сказочном герое от имени куклы

Обсуждение:

- Какой герой получился самым интересным? (мнение группы)

- Что я чувствовала, когда представляла куклу?

- Какие трудности у меня появились? Почему?

V. Обсуждение результатов всего занятия:

1. -Что я приобрела, общаясь в творческой группе?

-Было ли мне комфортно? (если нет, то почему?)

-Какой вид работы больше всего интересен?

-Что я нового увидела в своих сокурсниках? (анализ внутреннего духовного мира себя и другого человека)

2. Заполнение дневника (каждый студент заполняет дневник своих чувствований, эмоциональных переживаний, комфортности и дискомфортности)

VI. Нацеливание студентов на будущие формы работы (какой теоретический и практический материал будет ими приобретен).

Ручеёк.

Игра проводится один раз в выбранной группе детского коллектива, в дальнейшем игравшая группа детей переходит в помощников – ассистентов, а новая группа детей включается в ручеек.

Цель: осознание своего внутреннего мира через восприятие тактильных и слуховых ощущений, прочувствование своего места в данной группе коллектива.

Содержание:

Игра проводится под музыку (музыкальное произведение выбирается по желанию ведущего, но с учетом успешной релаксации всей группы)

Дети (взрослые, бывшие участники этой игры) выстраивают «ручеек» – встают в две шеренги лицом друг к другу, образую «коридор».

Каждый участник игры вводится (под музыку) из другого помещения с завязанными глазами.

Ведущий держит его за руки и ведет по коридору. Каждый участник «ручейка» прикасается к нему – гладит его (дарит ему тепло своих рук).

Затем участнику развязывают глаза и он встает в ручеек, становится участником его.

Ведущий ведет следующего участника, процесс заканчивается, когда все участники по очереди пройдут в «ручейке».

После проведения игры все участники садятся в круг и идет обсуждение процесса:

· Что ты чувствовал, когда проходил по ручейку?

· Что больше всего было тебе приятно?

· Что не нравилось?

Особое внимание обратить на анализ двух групп участников – ведущие «ручейка» и входящие в «ручеек»

Для ведущих могут быть вопросы:

· Что ты испытывал, когда встречал человека для прохождения в «ручеек»?

· Какие ты эмоциональные силы вложил для того, чтобы человек почувствовал твою ласку?

Вопросы необходимо составлять индивидуально каждой группе, анализ чувствования необходимо проводить по желанию участника, очень только чувствуя его эмоциональный настрой. Если ребенок отказывается говорить, оставить его наедине со своими чувствами и дать возможность послушать других.

Знакомство.

Проводится как индивидуально, так и в группе (для любого возраста участников)

Для проведения необходимы любые музыкальные инструменты (удачнее всего – кантеле, оно легкое для музыцирования детей любого возраста).

Цель: создание возможности неординарного знакомства через музыцирование своего собственного имени на музыкальном инструменте.

Участники сидят в кругу (положение тела комфортное).

Ведущий предлагает выбрать любой музыкальный инструмент (ударные, шумовые, струнные, клавишные).

Каждому участнику предлагается придумать мелодию своего имени, затем по кругу идет представление своего имени и проигрыванием и опеванием его.

Начинается презентация мелодии с ведущего.

Дорисуй портрет.

Игра проводится как для развития коммуникативных связей в группе на первом этапе, так и для анализа каждым участником своего места в этой группе и отношения друг к другу.

I этап:

Предложить каждому участнику нарисовать собственный портрет с последующим обсуждением в группе «Что я хотел отобразить в собственном портрете?» (помыслы, стремления, желания.

Прорисовкой собственного портрета и его презентацией участник раскрывает свой внутренний мир перед всей группой. (Если участник отказывается рисовать свой портрет – «не умею», предложить нарисовать сказочное животное, которого не существует и так же предложить рассказать о нем).

II этап:

«Дорисуй портрет»

Более сложный рисунок, необходимо проводить, когда налажен полный контакт с участниками и вы знаете, что никто друг друга не обидит.

Участники сидят в круге, предлагается взять один цвет фломастера и работать им до конца процесса.

Каждый участник по сигналу ведущего начинает рисовать свой собственный портрет (в правом верхнем углу написать свое имя, в левом – дату).

Следующий сигнал обозначает передачу портрета другому участнику для дорисовки, так процесс рисования идет до тех пор, пока портрет не вернется к первоначальному автору.

Обсуждение:

· Каким я вижу себя в групповом авторском исполнением моего портрета?

· Как ко мне относятся участники группы? Из чего я об этом узнала?

· Нравится ли мне собственный портрет? Почему?

· Похожа ли я на саму себя на портрете?

Занятие №2.

Тема: Процесс творчества – лечебные механизмы.

Цель: формирование видения возможностей своего «Я» в творческом процессе; опробация творческих потребностей в работе «дуэтом»; осознание своего творческого «Я» в коллективной рефлексии арттерапевтической деятельности.

Задачи:

1. Развивать желание слушать и слышать музыку, создавать образ через соответственные ощущения и чувства.

2. Учить познавать и осознавать свой творческий потенциал, развивая фантазию и желание работы в паре.

3. Воспитывать стремление к постоянной рефлексии своих чувств через музыку, рисунок, игровой процесс, театральную деятельность.

Содержание:

I. Музыкально-ритмическая терапия:

§ Создание образа «Лес»:

- релаксация чувственных (тактильных) ощущений в группе,

- индивидуальный и групповой образ

§ Игра «Осознание своего «Я»».

- поза,

- динамика движения (амплитуда),

- мимика,

- тембр и сила голоса.

II. Творческое познание себя в дуэте (рисунок)

- индивидуальные творческие помыслы,

- соединение в цепочку творческо-познавательных мотивов в дуэте,

- коммуникативность в процессе творчества и осознания (обсуждения) самого процесса

- продукт творчества:

- Что я хотел изобразить первоначально?

- Как получился сюжет работы?

- Почему так назвали?

- Что я чувствовал (испытывал) в процессе всей творческой работы?

- Что мне понравилось в работе дуэтом? Удовлетворение от чего? Не понравилось – почему?

III. Лекция «Процесс творчества – лечебные механизмы»

IV. Сказкотерапия

§ Чтение сочиненной сказки (авторской) по выбранному герою – кукле

§ Задание – рассказывание сказки от первого лица – от лица куклы (авторский персонаж)

§ Создание образа героя:

- интонации,

- действия,

- образный поступок

Оценка – анализ: Чей образ самый яркий?

§ Самооценка «Что я чувствовал, когда создавал образ?»

§ Групповая оценка «У какого героя получилась самая интересная сказка?»

V. Рефлексия

1. В какой момент творческого процесса я получила наибольшее удовлетворение?

2. Когда я чувствовала дискомфорт?

3. Что для меня было самым трудным в арттерапевтическом процессе?

4. В какие моменты я смогла осознать и почувствовать творческий порыв всей группы? Если нет, то почему это не произошло? Что помешало?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: