VII. Домашнее задание: написать мини-легенду «Мир моего «Я» и Вселенная» (философская сказка).
Игра «Лес» (на релаксацию)
Участники выбирают образ дерева («Каким деревом я хочу стать?»), встают в круг, соприкасаясь друг с другом на вытянутых руках: ладони касаются спины впереди стоящего.
Звучит музыка (музыкальное сопровождение выбирает ведущий игры)
Деревья тихо шелестят листочками, веточки тянутся к солнцу, каждый краешек листочка радуется теплу, оно просвечивается сквозь кору, проникает в корни. Лес радуется и нежно трепещет.
Звучит музыка.
Но вот надвигается туча, закрыла голубое небо, замолчали птицы, «Лес» насторожился. Подул сильный ветер, ветви заколыхались, деревья стали задевать друг друга; ветер подул с огромной силой и ветви деревьев хлестали друг друга (движения руками – ветвями по спине впереди стоящего), пошел сильный дождь (имитация по спине – капли дождя).
Звучит музыка
Буря миновала. Все в природе успокоилось, умылось небо, ветви, листва, снова запели птицы. Деревья после бури ласкают друг друга (имитация движений по спине впереди стоящего).
Рефлексия:
§ Что я чувствовал?
§ Какие прикосновения вызывали приятные ощущения?
§ Когда, по вашему мнению, вы почувствовали «стихию» ощущений?
§ Получился ли образ леса? Почему?
Игра «Осознание своего «Я»»
Эта игра может проводится многократно на разных периодах работы (с любой возрастной категорией)
Участникам задается релаксационный образ (под музыку «Волшебный лес» – музыкальное произведение выбирает автор): «Представьте себе, что вы вошли в лес, вас встречают деревья, птицы, травы, цветы. Вы один в этом благоухающем, цветущем мире. Вы прислонились к дереву, сели в траву…(каждый выбирает позу на ковре – самую комфортную). Вам захотелось всей Вселенной сказать, что Вы есть, Вы живете, Вы дышите, Вы мечтаете, Вы любите…
Вы раскинули руки, обняли этот прекрасный мир, вдохнули ароматы цветов, подняли глаза и окунулись в голубизну неба…
Сейчас в Вас много чувствования самого себя. Найдите свое «Я», произнесите его – слово «Я» так, как это Вы чувствуете? (с огромной силой или шепотом, с амплитудой движения или статически «замерев», с определенной мимикой выражения чувств или надев на себя «маску»).
Каждый участник сам выбирает позу, мимику и динамику голоса и произносит свое «Я».
Рефлексия:
§ Что я при этом испытывала?
§ Какие чувственные трудности были у меня?
§ Раскрыла ли я свой внутренний образ «Я» в группе? Если нет, то почему?
§ Какой я прочувствовала себя?
Занятие №3
Тема: Арт-терапия – метод психотерапии, основанный на лечебном влиянии творческой деятельности.
Цель: создание условий для осознания образа своего «Я», желания передать положительные духовные стороны себя как личности через творческий яркий процесс сказко и изотерапии, вживание в творческую группу и полного доверия друг к другу.
Задачи:
1. Учить приемам самопознания и самоанализа через творческий процесс сказко и изотерапии.
2. Развивать чувство доброжелательности и доверия друг к другу всех участников процесса.
3. Воспитывать уважение к достоинству других участников; каждому определять себя как индивида и творческую личность.
4. Дать возможность откровенного и искреннего самоанализа себя и группы в целом.
Содержание:
I. Образ «Леса» (проведение игры в трех этапах)
— Релаксация чувственных ощущений через образ:
· легкий ветерок – деревья ласкают друг друга,
· подул сильный ветер, гроза – ветви деревьев с силой задевают друг друга,
· льет дождь – капли бьют по ветвям и стволу, листьям,
· дождь заканчивается – капли ласкают дерево,
· легкий ветерок – ветви деревьев ласкают друг друга.
— Групповой образ «Лес» (каждое дерево живет своей жизнью, но оно вместе со всеми в лесу).
Рефлексия:
— «Что я чувствовал?»
; осознание своих чувств:
· в первоначальном положительном образе,
· в образе стихии,
· в финале образа.
; Двухсторонняя обратная связь:
· я отдаю эмоции, (положительные, отрицательные)
· я получаю эмоции (положительные, отрицательные)
II. Лекция – Арт-терапия – метод психотерапии, основанный на лечебном влиянии творческой деятельности.
Авторское определение «Что такое арт-терапия?» (составленное самими студентами – презентация)
III. Сказкотерапия
Чтение философской сказки (легенды) «Мир моего «Я» и Вселенная»
обсуждение авторской сказки - каждый участник является экспертом (метод жребий - шляпный способ):
d (шляпа красная) – позитивная реакция (поиски и поддержка идеи, глубинной мысли, сюжетности содержания: поддержка)
d (шляпа черная) – негативная реакция (поиски негативного суждения по отношению к содержанию, его идеи и мысли.)
d (шляпа зеленая) – вопрос? (эксперт задает один или несколько вопросов на содержание философской сказки)
§ Эксперты: выставляют баллы (5-10) по идее, глубинности мысли и образу «Я»
Философская сказка, автор которой заработал наибольшее количество баллов признается самой ценной в значимости своего «Я»
§ Самооценка автора
IV. Изотерапия
1. Создание эскиза образа своего «Я» (прорисовка на листе бумаги углем)
2. Создание образа своего «Я» в скульптуре или рельефе из глины:
§ техника работы с глиной (обработка, подготовка, методические рекомендации),
§ рабочее место,
§ выбор техники исполнения,
§ проработка образа по эскизу, обдумывание деталей в скульптурном и плоскостном исполнении.
V. Рефлексия.
Какие чувства мне привнесла работа над философской сказкой? Если негативные, то почему?
2. Что я нашла для себя нового, когда слушала авторские сказки? Какие чувства испытывала?
3. «Мир моего «Я»» – каким он видится и воспринимается группой: положительная или отрицательная.
4. Какие трудности я испытывала при создании эскиза образа «Я»? Почему?
5. Что я чувствовала, когда передавала образ «Я» в глине? Почему?
6. Были ли моменты наслаждения в создании образа? Если нет, то почему?