Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Значение этого права заключается в том, что граждане получают возможность обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления для передачи и получения необходимой информации. Тем самым обеспечивается персонифицированная (в отличие от средств массовой информации) обратная связь между властью и обществом, необходимая для того, чтобы власть могла оперативно реагировать на экономические, социальные и политические требования общества и его структур, а общество адекватно воспринимать решения и действия власти. Содержание обращений может относиться как к общим государственным проблемам, так и проблемам местного самоуправления, касаться как личных, так и групповых и корпоративных интересов. Обращаться могут граждане независимо от возраста, общественные организации и группы граждан, сформированные по месту жительства, трудовому, возрастному и любым другим принципам. Статья не накладывает запрет на пользование этим правом иностранных граждан и лиц без гражданства. Реализация права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления- действенный механизм разрешения конфликтов между этими органами и гражданами, предоставляющий последним возможность оказывать постоянное воздействие не только на органы власти, непосредственно сформированные ими через электоральный механизм, но и на органы власти, сформированные иным путем.

Обязанности и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц в обеспечении права на информацию ввиду их особой значимости для реализации этого права определены в Конституции частью 3 статьи 15, частью 2 статьи 24 и частью 3 статьи 41. 

Статья 15

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Следует отметить, что статья 15, определяющая принципы правового регулирования в России, включена в главу 1 Конституции “Основы конституционного строя”, для пересмотра положения которой в соответствии со статьей 135 Конституции также предусмотрен особый порядок, включающий созыв Конституционного Собрания. Именно поэтому положение о гласности и информационной открытости в сфере законодательства, затрагивающего права и законные интересы граждан и других субъектов права, нашло отражение непосредственно в данной статье.

В демократическом государстве основным управляющим воздействием государственной власти на общество являются нормативные правовые акты, определяющие общие для всех правила жизнедеятельности системы общество – власть. При этом одним из основных признаков, по которому принято определять уровень развития демократии в любом государстве, является степень информационной открытости государственной власти для общества и гласности ее деятельности. Положение части 3 статьи 15 и закрепляет обязательную информационную открытость нормативных актов государственной власти и местного самоуправления, тесно увязывая их юридическую силу с обязательностью опубликования. Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, включая постановления и распоряжения Правительства и огромный массив ведомственных актов органов государственной власти и местного самоуправления, не могут применяться, если они не опубликованы официально. Подобные нормативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться и действовать, только при условии их доступности для всеобщего сведения.

Таким образом, Конституция ставит как одну из важнейших задач общегосударственного значения создание системы правовой информации, обеспечивающей высокую степень достоверности такой информации и ее постоянную актуализацию, а также оперативное и удобное для пользователей доведение до всеобщего сведения.      

С целью реализации принципа гласности и информационный открытости в сфере законодательства и нормотворчества, непосредственно затрагивающего права, свободы и обязанности человека, Конституция определяет необходимые для этого основные обязанности и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Статья 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц обязанность знакомить заинтересованных лиц с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. Предоставляемое Конституцией право ознакомления с такими документами не связано с наличием российского гражданства, однако его реализация содержит ограничения. Ознакомиться с соответствующими документами и материалами могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Следовательно круг лиц ограничен непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов – только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц. Существует и еще одно ограничение – заинтересованное лицо может реализовать предоставленное ему право, если иное не предусмотрено законом и только законом, а не любым подзаконным актом. Поэтому, если отказ в ознакомлении обуславливается иным, чем закон, нормативным актом, то такой отказ противоречит Конституции и, следовательно, может быть обжалован.

С другой стороны, ряд прав и свобод, в первую очередь, политических, предоставляется практически всем гражданам, в связи с чем круг лиц, которые имеют право ознакомиться с соответствующей информацией, неограничен. Таким образом, информация, представляющая общественный интерес и касающаяся общих для всех прав и свобод, должна быть открытой и доступной.

Для того, чтобы российское общество стало действительно информационно открытым необходимо, чтобы не только порядок доступа к государственной информации, но и возможности и основания доступа к отдельным видам информации из других сфер общественной жизни, прямо не предусмотренные Конституцией, были законодательно определены и отрегулированы.

Учитывая, что право на жизнь (статья 20) и право на охрану здоровья (статья 41) закреплены в Конституции как основные права и свободы человека, часть 3 статьи 41 возлагает ответственность на должностных лиц за сокрытие информации об угрозе жизни и здоровью людей.

Статья 41

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с этим положением граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о фактах, способствующих сохранению жизни и здоровья или способных оказать на них вредное влияние. Такая информация должна предоставляться органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам. Право на получение такой информации дополняется конституционным правом на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, закрепленным статьей 42.

Одним из важнейших аспектов информационной сферы является рынок информационной продукции и услуг. Функционирование и развитие рынка информационной продукции и услуг должны базироваться на общих для всех разновидностей рынка правовых основах экономической деятельности. Конституция не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, но статья 8 и статья 34 устанавливают принципы рыночной экономики. 

Статья 8

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2.В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Данная статья устанавливает юридическую гарантию принципов свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единства экономического пространства на всей территории государства, а также принципа свободы конкуренции. Следует особо отметить, что все эти принципы естественным образом относятся и к информационным товарам, услугам и ресурсам, свободное перемещение которых на территории страны является одним из необходимых условий обеспечения единства ее информационного пространства. Кроме того, гарантированное данной статьей юридическое равенство всех форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту любых не противоречащих действующим законам форм хозяйственной деятельности и имущественных прав, а также недопустимость установления привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности по признаку собственности.  

Дальнейшее развитие принцип свободы конкуренции получил в части 2 статьи 34 Конституции.

Статья 34

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности во всех странах с рыночной экономикой признаются доминирующими условиями их устойчивого экономического развития. Именно поэтому конституционным положением части 2 статьи 34 всем хозяйствующим субъектам, прежде всего, в интересах потребителей запрещается применение недозволенных форм и приемов конкуренции и злоупотребление своим монопольным положением на рынке. В соответствии с этим положением право граждан на свободное предпринимательство и экономическую деятельность гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением монополизма.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает право собственности. Учитывая, что информация - достаточно специфический продукт интеллектуальной и творческой деятельности человека, юридическое установление и защита различных прав собственности на информацию является достаточно сложной и комплексной проблемой. Законодательства большинства стран, включая и действующее российское законодательство, рассматривая информацию как товар, признают и право вещной собственности на документированную информацию, хотя среди юристов далеко не все согласны с таким подходом. При этом ни у кого не вызывает сомнения то, что на информационную продукцию, удовлетворяющую определенным условиям, должно распространяться право интеллектуальной собственности, под которым понимается исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому для российского информационного законодательства существенным является положение части 1 статьи 44 Конституции о том, что интеллектуальная собственность в Российской Федерации охраняется законом.

Дальнейшее развитие принцип свободы перемещения товаров и услуг, являющийся непременным условия обеспечения единства как экономического, так и информационного пространства, получил в статье 74 Конституции. 

Статья 74

На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В соответствии с данной статьей на территории Российской Федерации не допускается установление административных, экономических и любых других препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводится только на основании федеральных законов при наличии определенных этой же статьей условий. Это означает, что ни федеральные органы исполнительной власти, ни исполнительные и законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводит какие-либо ограничения произвольно, по собственной инициативы.

Рассмотренные положения Конституции являются правовыми нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы закрепляют права и свободы субъектов правоотношений в информационной сфере. Но, как отмечалось выше, пользование любыми правами и свободами налагает определенные обязанности и ответственность и поэтому оно, как правило, обусловлено некоторыми условиями и ограничениями, которые должны быть четко закреплены в законодательстве. Кроме того, в информационной сфере существует широкий круг проблем, также требующих законодательного регулирования нормативными правовыми актами различных уровней (некоторые из этих проблем затрагиваются в последующих главах данного раздела).

Практическая реализация конституционных прав и свобод и решение всего комплекса юридических проблем в информационной сфере требует развития информационного законодательства как системы взаимоувязанных правовых норм. Эта система должна включать отдельные положения Конституции, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс разнообразных отношения субъектов, участвующих в информационных процессах. Развитие информационного законодательства как системы должно базироваться на конституционных принципах федеративного устройства российского государства (статьи 1, 5), разделения властей (статьи 10, 11, 12), разграничения предметов ведения и полномочий (статьи 71, 72, 73) и построения единой системы российского законодательства (статья 76).

Действующая Конституция установила федеративное устройство российского государства, основанное на равноправии всех субъектов Российской Федерации и разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72). При этом в статье 73 указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Среди предметов ведения и полномочий, отдельные аспекты которых должны стать предметом государственной информационной политики и законодательное регулирование которых в той или иной степени является предметом информационного законодательства, к ведению Российской Федерации статьей 71 отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт ж); порядок организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (пункт г); установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, социального, культурного и национального развития (пункт е); федеральные информация и связь (пункт и); правовое регулирование интеллектуальной собственности (пункт о); стандарты и официальный статистический учет (пункт р). А к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов статьей 72 отнесены: защита прав и свобод человека и гражданина и обеспечение общественной безопасности (пункт б); общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры (пункт е); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт н). При этом, в соответствии со статьей 73 региональные информация, связь и информационные ресурсы относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.  

Статья 76 Конституции определяет принципы построения единой системы российского законодательства. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действия на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Основным принципом сохранения единства российского законодательства является приоритет федеральных конституционных законов над федеральными, т.е. законами не имеющими силы конституционных, федеральных законов над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Но при этом вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения приоритет отдается нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.   

Действующая Конституция отводит субъектам Российской Федерации существенное место в развитии российского законодательства в целом и позволяет законодательным органам субъектов Российской Федерации играть не менее значимую роль в этом процессе, чем Федеральное Собрание. Собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации обязано полностью определить российское законодательство по широкому кругу вопросов, не отнесенных к ведению Российской Федерации и совместному ведению, и может опережающим образом влиять на законодательное регулирование по тем предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым процессы принятия законодательных решений на федеральном уровне по тем или иным причинам затягиваются.

Интенсивное развитие информационной сферы оказывает все более заметное влияние на внутреннюю политику государств, а также международные отношения. Проблемы государственной информационной политики затрагивают интересы каждого гражданина и всего общества, всех ветвей и уровней государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 80 Конституции Президент, как глава государства, является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, которые должны реализовываться в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах. Поэтому именно Президент должен играть доминирующую роль в развитии информационного законодательства, как одного из важнейших элементов государственной информационной политики.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: