Раздел III. Развитие законодательной базы государственной информационной политики

 

Глава 9. Конституционные основы информационного права в России

Ключевой с точки зрения конституционных основ информационного законодательства является статья 29 Конституции Российской Федерации:

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья провозглашает и гарантирует свободу мысли и слова, свободу идей, мнений, убеждений и их беспрепятственного гласного выражения. Обязанность соблюдать эти положения распространяется на всю государственную власть, на все структуры общества и на каждую отдельную личность.

Части 1, 3 и 4 данной статьи отражают в Конституции положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.) и статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), в которых также указывается, что право на свободу получения и распространения информации и идей действует независимо от государственных границ.  

Части 1 и 3 данной статьи закрепляют свободу мысли и слова, являющуюся важнейшим элементом прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому данная статья включена в главу 2 Конституции “Права и свободы человека и гражданина”, для пересмотра положения которой в соответствии со статьей 135 Конституции предусмотрен особый порядок, включающий созыв Конституционного Собрания.

Часть 4 статьи 29 закрепляет свободу информации, являющуюся общепризнанной основой демократических механизмов взаимодействия власти и общества, различных структур гражданского общества и отдельных личностей. Однако, право на информацию, как и любые иные права и свободы человека, в процессе его реализации не должно нарушать или ущемлять права других личностей, противоречить интересам общества в целом и препятствовать осуществлению государством его функций.

Пользование любыми свободами, включая свободу информации, налагает определенные обязанности и ответственность. Оно может быть обусловлено некоторыми четко установленными на законодательном уровне условиями и ограничениями, необходимыми в демократическом обществе в целях личной, общественной и государственной безопасности, территориальной целостности, предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения, для защиты репутации других людей и предотвращения распространения конфиденциальной информации. Именно поэтому уже в части 2 самой статьи 29 вводится прямой запрет на распространение информации, содержание которой направлено на подрыв демократических основ гражданского общества, а в части 4 вводится понятие государственной тайны с одновременной конституционной регламентацией порядка определения сведений, составляющих государственную тайну, только на основании федерального закона.

Механизмы информационного взаимодействия, действительно обеспечивающие право на информацию, основаны на свободе массовой информации. Эта проблема отражена непосредственно в ключевой статье 29 Конституции, часть 5 которой гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Уместно подчеркнуть, что Конституция гарантирует свободу массовой информации в широком смысле этого понятия, вопреки распространенной интерпретации его как свободы деятельности средств массовой информации, существенно сужающей возможности правоприменения данной конституционной нормы. Это особенно актуально в связи с бурным развитием новых информационно-коммуникационных технологий, открывающих принципиально более широкие возможности массового распространения и использования информации.

Смысл запрещения цензуры - в трактовке ее как требования должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, а также общественных объединений и организаций предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, подготовленные распространителями массовой информации. Исключение составляют случаи, когда должностное лицо или официальный представитель таких структур является автором или интервьюируемым, что является, по сути, вопросом скорее этики, нежели права.     

Защите прав личности в процессе свободного распространения информации посвящены статья 23, часть 1 статьи 24 и часть 2 статьи 26 Конституции.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Положения статьи 23 также отражают в Конституции международные правовые нормы защиты частной жизни, закрепленные статьей 12 Всеобщей Декларации прав человека и статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для всех органов государственной власти и местного самоуправления и структур общества, включая средства массовой информации и их должностных лиц, вмешиваться в личную жизнь граждан, предоставление гражданам права на свои личные и семейные тайны, действенность правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от любых посягательств. Именно от того, насколько эффективно гарантировано сохранение тайны личной жизни граждан, зависит степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность политического режима. Право на неприкосновенность частной жизни означает, прежде всего, гарантированную государством возможность каждому гражданину контролировать информацию личного, интимного характера и препятствовать несанкционированному распространению такой информации. Поэтому одним из непременных условий обеспечения неприкосновенности частной жизни является законодательная защита конфиденциальности информации о частной жизни, включающая право на личную, семейную, медицинскую тайну, тайну исповеди, судебной защиты, предварительного следствия, усыновления, нотариальных действий и некоторых записей актов гражданского состояния.

Не менее значимым для защиты прав личности является право на тайну личных сообщений, независимо от формы передачи таких сообщений. Особенность здесь заключается в том, что гражданин доверяет соответствующим организациям не само содержание сообщений, а только их передачу конкретному адресату и техническое обеспечение такой передачи. Очевидно, что по мере совершенствования технологий передачи и распространения информации актуальность и сложность проблем, связанных с охраной тайны личных сообщений, не только на технологическом, но и на законодательном уровне будет неуклонно возрастать. При этом нарушение тайны личных сообщений является уголовным преступлением, хотя частью 2 статьи 23 Конституции предусматривается по указанным выше причинам, аналогичным тем, что были указаны ранее, ограничение права на тайну личных сообщений, но такое ограничение допускается только по судебному решению.

Ясно, что из повседневной жизни практически невозможно исключить такие явления, как сбор личных анкет по месту работы, в органах юстиции и правопорядка, в налоговых, пенсионных и других государственных органах, создание и распространение адресных, телефонных и иных справочников, сбор и распространение средствами массовой информации и информационными агентствами сведений о государственных и общественных деятелях, представителях науки и культуры, в том числе сведений, касающихся их частной жизни. Поэтому в Конституцию включена часть 1 статьи 24, определяющая основы правового режима информации о частной жизни. 

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Суть этого положения заключается в том, чтобы оградить каждого человека независимо от его гражданства на территории Российской Федерации от несанкционированного и бесконтрольного сбора, распространения и любого использования информации о его частной жизни и, в первую очередь, сведений, которые принято называть персональными данными. Каждому предоставляется конституционное право контроля за сбором и распространением такой информации и судебного обжалования подобного рода деятельности, если она осуществляется без его личного согласия. В соответствии с этой нормой Конституции соблюдение законодательно установленного порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица является обязанностью органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, государственных предприятий и организаций, коммерческих и общественных организаций и предприятий, а также самих граждан. 

Часть 1 статьи 24 устанавливает общие правила работы с информацией персонального характера. Для четкого правового регулирования такой деятельности, необходимого для практической реализации права на неприкосновенность частной жизни и защиты прав личности, требуется разработка федерального законодательства, детально регламентирующего различные аспекты работы с информацией персонального характера, и прежде всего, с персональными данными. 

Для Российской Федерации как многонационального государства, на территории которого проживают представители более ста национальностей, защита прав личности в информационных процессах имеет и языковой аспект, нашедший свое отражение в части 2 статьи 26 Конституции.

Статья 26

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Для многонациональных государственных образований право граждан на пользование родным языком и свободного выбора языка общения является непременным условием практической реализации права на свободу информации. В государствах, заботящихся о соблюдении прав и свобод человека, не может быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку и каждому гражданину должно быть обеспечено неотъемлемое право и возможность свободно использовать для общения, воспитания, обучения и творчества не только родной язык, но и любой другой, которым он владеет. В общественной жизни язык устного и письменного общения является персональной формой представления информации, и личная языковая свобода представляет собой неотъемлемую составляющую свободы информации. 

Для обеспечения конституционного права на информацию существенно четкое правовое регулирование взаимодействия, в первую очередь, информационного граждан с государственными органами и органами местного самоуправления, закрепление прав и обязанностей субъектов такого взаимодействия и, прежде всего, обязанностей таких органов и их должностных лиц. Право граждан обращаться лично или письменно от своего имени или коллективно в органы государственной власти и местного самоуправление закреплено статьей 33 Конституции.

Статья 33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: