Классификация затрат для принятия решений

 

Деление затрат на переменные и постоянные используют как при расчете себестоимости и оценке запасов, так и при принятии управленческих решений. Для оценки альтернативных вариантов действий при принятии решений и планировании необходимы дополнительные виды классификации затрат.

В зависимости от значимости при принятии определенного решения выделяют релевантные и нерелевантные затраты (а также поступления). Релевантные (значимые) затраты и поступления – это те будущие затраты и поступления, которые меняются в результате принятия решения. На нерелевантные (незначимые) затраты и поступления принимаемое решение влияния не оказывает.

Иногда вместо терминов «релевантные» и «нерелевантные» применяются термины «устранимые» и «неустранимые» затраты. Устранимые затраты – это те затраты, которых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимых затрат избежать невозможно. При принятии решений должны учитываться только устранимые затраты.

Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Например, первоначальная стоимость закупленных, но не используемых материалов и оборудования не может быть изменена никакими будущими действиями. Безвозвратные затраты нерелевантны.

Затраты, которые организация осуществляет в процессе производства продуктов и услуг, являются явными. В условиях ограниченности ресурсов при выборе альтернативного варианта действий из нескольких возможных возникают альтернативные (вмененные) затраты. Фактически это упущенная выгода, когда выбор одного варианта действия исключает возможность выбора другого варианта. Если ресурсы не ограничены, альтернативные затраты равны нулю.

При производстве дополнительных единиц продукции возникают инкрементные (дифференциальные, приростные) и маржинальные затраты. Инкрементные затраты – это дополнительные затраты, которые возникают в случае производства дополнительной партии продукции. Маржинальные затраты это дополнительные затраты на производство одной (следующей) единицы продукции. В отличие от инкрементных, маржинальные затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при разных объемах производства.

Классификация затрат для планирования и контроля

 

Для того чтобы контролировать и регулировать затраты, необходимо установить их взаимосвязь с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих ресурсов (и/или получение доходов). Для этого в компании выделяются так называемые центры ответственности*, за работу которых их руководители – менеджеры – несут личную ответственность.

Все затраты в компании регулируемы на определенном управленческом уровне. По возможности регулирования конкретным исполнителем затраты делят на регулируемые и нерегулируемые. Затраты являются регулируемыми исполнителем, если он может их регулировать или существенно влиять на их уровень. В противном случае затраты считают нерегулируемыми.

По возможности контроля со стороны субъектов управления затраты разделяются на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами (например, контроль расходования запасных частей для ремонта оборудования по всем подразделениям предприятия). Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления (изменение цен на ресурсы и т.п.).

В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают нормативные (затраты в пределах норм, планов, сметы) и фактические, которые могут содержать отклонения от нормативов.



Глава II. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО РОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

Учет затрат

Цель сбора данных в системе накопления затрат – установить, каковы затраты по двум главным объектам учета затратпродукту (для оценки стоимости запасов) и центрам ответственности (в целях контроля за уровнем затрат). Таким образом, система накопления затрат – это суммирование затрат по центрам ответственности и распределение этих затрат на калькуляционную единицу этих центров. Второй этап обычно называют калькулированием себестоимости продукции.

Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькуляции.

К прямым затратам относят основное сырье и материалы и затраты на оплату труда производственных рабочих, которые можно непосредственно отнести на определенный объект калькуляции. Косвенные затраты включают разнородные статьи общепроизвод-ственных и общехозяйственных расходов, относящиеся к нескольким объектам учета затрат и калькуляции себестоимости – косвенные материальные затраты (складов) и косвенные затраты на оплату труда (вспомогательных/обслуживающих подразделений), а также такие косвенные расходы, как аренда производственного помещения, электроэнергия, амортизация и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: