Принятие решений по ценообразованию

Выделяют три группы методов ценообразования:

затратные, основанные на учете производственных затрат. Эти методы не учитывают рыночные факторы: конкуренцию, мнения покупателей, эластичность спроса и т.д., но подходят для определения нижней границы цены;

рыночные, основанные на ценах конкурентов или на ценности товара для потребителя;

параметрические: расчет цены производится на основе технико-экономических характеристик изделия (мощность, скорость, емкость, площадь и т.п.)

Ценообразование в краткосрочной перспективе осуществляется на основе затрат:

• нет возможности анализировать спрос и маржинальные затраты по каждому товару;

• простой и быстрый способ;

• затраты – лучший ориентир для расчета прибыльности компании.

Таким образом, в основе затратных методов ценообразования лежит информация управленческого учета.

 

1. Метод полных затрат («издержки+») основан на прибавлении желаемой прибыли к полной себестоимости или увеличении полной себестоимости на определенный процент рентабельности.

Цена = полная себестоимость + прибыль,

Цена = полная себестоимость (1 + R),

где R – рентабельность.

Достоинства метода:

– простота и низкозатратность (компании все равно рассчитывают полную себестоимость для налогового учета).

Недостатки метода:

– показатель целевой рентабельности (прибыли) устанавливают на уровне отраслевых значений;

– при расчете полной себестоимости постоянные затраты распределяют между видами продукции, как правило, в соответствии с единой ставкой распределения, поэтому искажение себестоимости неизбежно.

 

2. Метод валовой прибыли (на основе полных производственных затрат):

Цена = суммарные производственные затраты (1 + R).

В данном случае при расчете цены исходят из неполной себестоимости; постоянные общехозяйственные расходы не распределяют на продукцию, а списывают на результат хозяйственной деятельности; наценка в данном случае должна покрыть постоянные затраты и обеспечить получение прибыли.

Достоинства метода:

– доступность информации;

– нет необходимости делить затраты на переменные и постоянные и распределять затраты.

 

3. Метод переменных затрат.

Цена = удельные переменные затраты *(1 + %наценки)

Наценка должна обеспечить покрытие всех постоянных затрат и получение прибыли:

.

Данный метод – наиболее привлекательный, потому что именно на основе переменных затрат принимают решения об объеме продаж, принятии спецзаказа, самостоятельном производстве или закупке на стороне и т.д.

 

4. Метод рентабельности капитала (рентабельности инвестиций) используют, когда для расширения производства необходимо привлечь внешнее финансирование (банковский кредит):

.

Рассчитанная таким образом величина является нижней границей цены и не включает прибыль. Основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Достоинство метода – учет платности финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Основной недостаток – процентные ставки неопределенны во времени.

 

5. Метод рентабельности активов подобен методу полных затрат и основан на желании добиться определенной рентабельности инвестиций в основные средства:

.

 

6. Метод надбавки к цене широко используется в торговле. Он предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:

Цена продажи = цена приобретения (1 + %надбавки).

Торговая надбавка покрывает затраты продавца и обеспечивает ему получение прибыли.



Глава IV. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

Реализация решений осуществляется посредством процессов планирования, управления и контроля. Планирование заключается в систематической разработке курса действий на будущее, чтобы сегодня можно было принять такие решения, которые принесли бы компании желаемые результаты. В рамках управленческого учета осуществляется краткосрочное планирование – бюджетирование. Управление можно назвать процессом измерения и корректировки экономических показателей с целью достижения намеченных результатов.

Для целей планирования и контроля требуется иная, чем для расчета себестоимости и принятия решений, классификация затрат. Для целей планирования необходимы нормативные затраты, на основе которых составляют бюджеты (сметы). Процесс контроля включает сравнение бюджетных и фактических затрат, нахождение отклонений вторых от первых, определение причин отклонений и ответственных за них. Для управления на передний план выступает выделение контролируемых (регулируемых) затрат, за которые ответственны конкретные должностные лица.

Основными объектами учета затрат для целей планирования и контроля выступают подразделения организации – центры финансовой ответственности (ЦФО).

ЦФО – это структурное подразделение (часть или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное влияние на доходы и (или) расходы от этих операций и отвечающее за реализацию поставленных перед ним целей. Руководитель ЦФО несет персональную ответственность за выполнение ключевых показателей деятельности и весь бюджетный процесс, затрагивающий этот ЦФО.

Выделение отдельных ЦФО в организации составляет суть процесса финансовой структуризации. Финансовая структура – этоиерархия объектов управленческого учета и бюджетирования.

Построение финансовой структуры может осуществляется на основе организационной структуры компании или на основе выделения основных бизнес-процессов. Также финансовая структура может быть матричной.

ЦФО классифицируются по различным признакам (см. табл. 3)


Таблица 3





double arrow
Сейчас читают про: