Верхнее строение пути

 

5.5.1 Устройство верхнего строения пути, кроме передвижных путей. следует принимать по таблице 5.20 в зависимости от подкатегории пути, объема перевозок грузов и осевой нагрузки подвижного состава.

 

 

Таблица 5.20

Кате-гория

пути

Под-категории пути

 

Условия эксплуатации

Характеристика верхнего строения пути

Осевая

нагрузка,

кН

Объём

перевозок,

млн. т

брутто в год

Тип

рель-сов

Число

шпал,

шт./км

Толщина балластного слоя под шпалами, см

деревянными

железобетонными

Одно- слойный

Двух-

слойный

Одно-слойный

Двух– слойный

СП

СП1 более 450 Р75, Р65

Подрельсовое основание индивидуального проектирования со специальными мерами по его усилению

СП2

Особые

технологические

и эксплуатационные условия

Р65, Р65С, Р50, Р50С

Индивидуальное проектирование

I-п

I-п1

294–450 10 и более

Р65

2000

35

30

20

40

35

20

265–294 Более 25

I-п2

294–450 3–10

1840

265–294 10–25
I-п3 До 265 Более 25

II-п

II-п1

294–450 1–3

Р65С,Р50

1840

30

20

20

35

25

20

265–294 3–10
До 265 10–25

II-п2

294–450 До 1
265–294 1-3

1600

До 265 3–10

III-п

III-п1

До 265

1–3

Р50С

1600

25

20

15

30

20

20

III-п2 До 1 1440

П р и м е ч а н и я

1. Верхнее строение главных и приемо-отправочных путей с безостановочным движением поездов (передач) на раздельных пунктах принимается таким же, как на прилегающем перегоне. Если примыкающие соединительные или подъездные пути имеют разные объемы перевозок, верхнее строение указанных путей раздельных пунктов принимается по нормам для путей, имеющих больший объем перевозок.

2. С буквой «С» указаны типы отремонтированных старогодных рельсов с допустимым износом согласно действующим техническим условиям на рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи.

3. Число шпал указано для прямых участков пути и кривых радиусом 350 м и более, а в районах распространения вечной мерзлоты – 600 м и более.

4. Над чертой указана толщина верхнего слоя балласта, под чертой – толщина подушки.

5. На путях категории III-п применяют рельсы по ГОСТ Р 51045 типа РП50, РП65, РП75.

                       

 

Для двухпутных и многопутных участков путей допускается применять разную мощность верхнего строения для грузового и порожнего направлений или путей, отличающихся объемом перевозок и осевыми нагрузками.

При осевой нагрузке более 294 кН и погонной нагрузке более 103 кН требуются расчетная проверка напряжений на основной площадке земляного полотна и в необходимых случаях увеличение толщины балластного слоя или усиление верхней части земляного полотна либо применение специальных подрельсовых оснований.

5.5.2 На путях категории I-п и II-п следует предусматривать укладку термоупрочненных рельсов. На технологических путях категории III-п допускается укладка нетермоупрочненных рельсов.

На путях металлургических предприятий, по которым предусматривается движение специального подвижного состава для перевозки жидкого чугуна, шлака, слитков и т.д., укладка старогодных рельсов запрещается.

5.5.3 В качестве материалов для однослойного балласта следует использовать:

- при деревянных шпалах – щебень, гравий, ракушечник, гравийно-песчаную смесь, металлургический шлак, отходы дробильно-сортировочных установок, а также местные материалы, удовлетворяющие техническим условиям на балласт;

- при железобетонных шпалах – щебень, гравий, металлургический шлак, гравийно-песчаную смесь.

Щебеночный однослойный балласт следует применять на земляном полотне из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов (кроме мелких и пылеватых песков), а также из отвальных металлургических шлаков и других местных материалов с коэффициентом фильтрации при максимальной плотности не менее 0,5 м/сут., при этом толщина балласта под шпалой принимается такая же, как и для верхнего слоя двухслойного балласта в таблице 5.20.

На земляном полотне из скальных, крупноблочных и песчаных грунтов (кроме мелких и пылеватых песков), а также из отвальных металлургических шлаков все виды балласта следует укладывать без подушки, при этом толщина балласта под шпалой должна быть не менее 200 мм.

В качестве материалов для двухслойного балласта (на земляном полотне из глинистых грунтов, песков мелких и пылеватых) следует использовать щебеночный балласт, укладываемый на подушке из гравийно-песчаной смеси, ракушечника и других материалов, применяемых в качестве однослойного балласта. (3.85)   В случаях, когда подушка устраивается из гравия, толщину слоя щебня следует уменьшать на 50 мм без уменьшения общей толщины балластного слоя.

На путях с осевыми нагрузками более 294 кН и погонными нагрузками более 103 кН/м следует применять только щебеночный балласт по ГОСТ 7392. На путях с меньшими нагрузками допускаетсяприменение щебеночного балласта фракции 5-25 мм.

К путям подкатегории СП2, конструкции которых требуют индивидуального проектирования, относятся пути:

- на эстакадах и погрузочно-разгрузочных площадках;

- на пунктах экипировки подвижного состава;

- подвергающиеся температурному воздействию;

- подвергающиеся ударному воздействию;

- на уклонах более 20 ‰;

- кривые малого радиуса (менее 150 м);

- с интенсивным засорением;

- на участках агрессивных коррозионных сред;

- на участках с большим притоком технологической воды;

- на участках устройства технологических площадок;

- в зданиях;

- совмещенной трех- и четырехниточной колеи.

5.5.4 На путях с заглубленной и полузаглубленной балластной призмой при песчаных грунтах (песках, супесях) корыта земляного полотна толщину балластного слоя под шпалой (при двухслойном балласте – подушки), указанную в таблице 5.20, следует увеличивать в зависимости от степени влажности грунта по таблице 5.21. При коэффициенте фильтрации песчаных грунтов земляного полотна не менее 0,5 м/сут. утолщение балластной призмы допускается не предусматривать.

Таблица 5.21.

Песчаные грунты Степень влажности грунта Утолщение балластной призмы, см
Маловлажные До 0,5 5
Влажные Более 0,5 до 0,8 8
Насыщенные водой Более 0,8 до 1,0 10

5.5.6 Ширина балластной призмы по верху на прямых однопутных участках должна быть равна 3,2 м.

На кривых участках пути толщину балластной призмы следует принимать с учетом возвышения наружного рельса при сохранении под внутренним рельсом балластного слоя, толщиной, установленной для прямых участков.

Балластную призму на кривых участках пути радиусом менее 600 м следует уширять с наружной стороны на 0,1 м, а на двухпутных и многопутных участках, кроме того, на величину междупутных расстояний с учетом уширения на габарит.

Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта принимается равной 1:1,5, крутизна откосов подушки – 1:2.

5.5.7 Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже поверхности деревянных шпал и на одном уровне с поверхностью средней части железобетонных шпал.

Поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках должна быть спланирована с уклоном 7–8 ‰ от оси пути в сторону обочин для обеспечения стока поверхностных вод; для двухпутных участков такие же уклоны следует предусматривать от оси междупутья.

Поверхность балластной призмы на лесовозных ветках со сроком службы до пяти лет и в других аналогичных случаях должна находиться на половине толщины шпалы, за исключением участков, подверженных угону пути.

5.5.8 Междупутья на раздельных пунктах при расстоянии между осями смежных путей до 6,5 м следует заполнять балластом.

Поверхности балласта между торцами шпал смежных путей следует придавать поперечный уклон того же направления, что и на поверхности земляного полотна.

Балластную призму смежных путей при расстоянии между их осями на раздельных пунктах 6,5 м и более, а на подходах к станциям – 5 м и более (кроме районов распространения вечной мерзлоты) допускается проектировать раздельной с обеспечением отвода воды из междупутного пространства.

5.5.9 При укладке станционных путей из старогодных рельсов перед остряками и за крестовинами стрелочных переводов следует предусматривать укладку звеньев (врубок) из новых рельсов, а на путях сортировочных горок в пределах от их вершины до конца кривых в голове парка – новые рельсы не легче Р50.

5.5.10 Для путей, сооружаемых в районах распространения вечной мерзлоты, укладка старогодных рельсов не допускается.

5.5.11 Конструкцию верхнего строения передвижных путей в карьерах и на отвалах в зависимости от несущей способности основания и осевых нагрузок следует принимать по таблице 5.22.

Таблица 5.22

Параметр

верхнего

строения

пути

Характеристика верхнего строения пути в зависимости от несущей способности основания и осевых нагрузок подвижного состава, кН

глинистых, песках мелких и пылеватых, аргиллитах и других основаниях с малой несущей способностью

скальных, крупноблочных и песчаных (кроме мелких и пылеватых), металлургических шлаках и других прочных основаниях

До 265 Св. 265 до 294 Св. 294 До 265 Св. 265 до 294 Св. 294
Тип рельсов Р65(С), Р50 Р65 Р65 Р65(С), Р50 Р65 Р65
Число шпал на 1,0 км пути, шт.     1840     1840     2000     1600     1840     1840
Толщина балласта под шпалой, cм     25     30     30     20–25     30     30

П р и м е ч а н и е – Рельсы типа Р65(С) принимают для подкатегорий IIп–1 и IIп–2, шпалы – деревянные непропитанные или металлические, балласт – щебеночный, гравийный или из шлака.

Передвижные пути на отвалах металлургических шлаков следует укладывать с применением в качестве балласта отвальных шлаков, а в карьерах и на отвалах горнодобывающих предприятий, наряду со щебеночным и гравийным балластом, использовать шлаки, вскрышные породы и другие местные материалы, удовлетворяющие техническим условиям на балласт.

Для передвижных путей на отвалах горячего шлака следует применять рельсы типа Р65 на металлических шпалах с числом шпал 1840 шт./ км пути.

5.5.12 На путях, располагаемых на кривых участках радиусом менее 150 м (в районах распространения вечномерзлых грунтов – радиусом менее 250 м), а также на кривых участках радиусом 300 м и менее путей категорий I-п и II-п при обращении подвижного состава с осевой нагрузкой более 294 кН со стороны внутренней рельсовой нити следует предусматривать укладку контррельсов.

Укладка контррельсов на кривых участках специальных путей (слитковозных, шлаковозных, чугуновозных и др.) должна обосновываться расчетом.

5.5.13 На кривых участках путей радиусом 300 м и менее при осевых нагрузках подвижного состава свыше 294 кН следует предусматривать установку металлических стяжек, число которых принимается по таблице 5.23.

Таблица 5.23

Радиус кривой, м

Тип рельса

Число металлических стяжек при эпюре шпал на 1,0 км пути, шт.

1600 1840 2000
До 200,0 Р50, Р65, Р75 10/20 10/23 10/25
Св. 200,0 до 300,0 Р50 Р65, Р75 7/15 5/10 8/15 5/11 8/17 6/12

П р и м е ч а н и е – Перед чертой – число стяжек для рельсов длиной 12,5 м;

после черты – для рельсов длиной 25,0 м.

5.5.14 Для технологических путей следует предусматривать укладку новых деревянных или новых и старогодных железобетонных шпал согласно таблице 5.20. Промежуточные рельсовые скрепления необходимо предусматривать: для пути с деревянными шпалами – костыльное или раздельное подкладочное; для пути с железобетонными шпалами – раздельное подкладочное или бесподкладочное. Для случаев, допускающих применение как деревянных, так и железобетонных шпал, выбор вида шпал должен быть экономически обоснован с учетом дальности их поставки и условий, изложенных в 5.5.15 и 5.5.16.

5.5.15 Железобетонные шпалы следует укладывать на прямых и кривых участках пути радиусом 350 м и более при обращении подвижного состава с осевыми нагрузками не более 265 кН без ограничения объема перевозок. При этом старогодные железобетонные шпалы I группы годности допускается применять на всех подъездных и технологических путях, а шпалы II группы — на всех путях, кроме подъездных и соединительных категории I-п и специальных путей для перевозки горячих грузов.

Участки путей, предназначенные для выполнения погрузочно–разгрузочных операций с легковоспламеняющимися и горючими грузами в железнодорожных цистернах, участки путей, расположенные на расстоянии менее 25 м от стационарных сосудов для хранения этих грузов или от сливо-наливных устройств для них, следует предусматривать с железобетонными шпалами на гравийном или щебеночном балласте.

На путях грузовых фронтов, где осуществляется погрузка и выгрузка агрессивных грузов, следует предусматривать, как правило, деревянные шпалы, обработанные битумом или другими материалами, устойчивыми в соответствующей агрессивной среде, а также устройство специальных лотков в земляном полотне для отвода агрессивных жидкостей и загрязненных поверхностных стоков.

Укладка в одном звене железобетонных шпал различных конструкций и групп годности или чередующихся шпал разного рода запрещается. Допускается замена двух-шести железобетонных шпал в зонах болтовых стыков деревянными шпалами.

На подходах к переездам, стрелочным переводам и мостам, где применены деревянные шпалы и брусья, укладку пути следует предусматривать с деревянными шпалами взамен железобетонных.

На путях категории III-п допускается укладка участков пути как с железобетонными, так и с деревянными шпалами.

Переход от железобетонных шпал к деревянным следует осуществлять путем укладки комбинированного звена, собранного из железобетонных и деревянных шпал. Переход от одного вида шпал к другому должен располагаться на расстоянии 6–6,5 м от стыка рельсов.

Укладка металлических шпал допускается на погрузочно-разгрузочных путях при обосновании расчетом пути на прочность.

5.5.16 Железобетонные шпалы не должны предусматриваться к укладке:

- на песчаный балласт;

- на передвижных путях;

- в районах распространения вечномерзлых грунтов;

- на переувлажненных и пучинистых грунтах;

- на фронтах погрузки и выгрузки сыпучих грузов;

- на путях с уклонами свыше 20 ‰;

– в местах, где путь испытывает ударные воздействия при погрузке и выгрузке грузов;

- на участках с нестабилизированным земляным полотном и с интенсивным засорением;

- на путях слива металла и шлака;

- в местах разлива металла и в горячих цехах;

- в прямых вставках длиной 25 м и менее между смежными кривыми радиусом менее 350 м, стрелочными переводами и глухими пересечениями с деревянными брусьями.

5.5.17 При укладке железобетонных шпал на участках пути с электрической тягой, а также оборудуемых рельсовыми цепями должна быть обеспечена электрическая изоляция рельсов от шпал.

5.5.18 Для стрелочных переводов могут использоваться переводные железобетонные брусья.

Переводные железобетонные брусья для стрелочных переводов с крестовинами марок 1/5, 1/6, 1/7, 1/9 из рельсов Р50 и Р65 допускается укладывать на всех путях за исключением путей, где обращается подвижной состав с осевыми нагрузками более 450 кН, передвижных путей, путей на переувлажненных и пучинистых участках, с нестабилизированным земляным полотном и интенсивным засорением, в районах распространения вечномерзлых грунтов, в местах слива расплавленного металла и огненно-жидкого шлака, на путях, испытывающих ударное воздействие, а также на стрелочных переводах с существенным различием объемов перевозок по направлениям.

Переводные железобетонные брусья необходимо укладывать на щебеночном балласте толщиной в соответствии с табл.5.20.

На вновь строящихся путях стрелочные переводы с железобетонными брусьями укладываются после уплотнения грунта до значений 0,98 максимальной плотности, определенной по методу стандартного уплотнения.

Рекомендуется при технико-экономическом обосновании применение подрельсовых оснований на стрелочных переводах из металлических листов, сортового проката и сляб.

5.5.19 В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются типов:

I – для главных путей;

II – для станционных и подъездных путей;

III – для малодеятельных подъездных путей предприятий.

При объеме перевозок до 3 млн. т брутто/год и осевых нагрузках до 265 кН следует применять деревянные шпалы III типа. При объеме перевозок более 3 млн. т брутто/год и осевых нагрузках до 265 кН, также при осевых нагрузках от 265 до 294 кН независимо от объема перевозок следует применять деревянные шпалы II типа.

Деревянные шпалы I типа следует применять при обращении на путях подвижного состава с осевыми нагрузками более 294 кН. При обращении подвижного состава с осевыми нагрузками от 265 до 294 кН применение шпал I типа допускается при технико-экономическом обосновании.

5.5.20 Деревянные шпалы, кроме укладываемых на передвижных путях, должны быть пропитаны антисептиками, а на участках с электрической тягой или оборудованных рельсовыми цепями – антисептиками, не проводящими электрического тока.

5.5.21 При объеме перевозок свыше 1 млн. т брутто/год и на кривых радиусом менее 350 м между деревянными шпалами и подкладками следует укладывать упругие прокладки из амортизирующих материалов.

5.5.22 В кривых участках пути радиусом менее 350 м и радиусом менее 600 м в районах распространения вечной мерзлоты число шпал на 1 км пути следует увеличивать по сравнению с прямыми участками с 1840, 1600 и 1440 соответственно до 2000, 1840 и 1600 шт.

На путях сортировочных горок в пределах от их вершины до конца кривых в голове парка число шпал на 1 км пути следует принимать 1840 шт.

5.5.23 Укладываемые рельсы должны иметь длину 25 м. При обосновании допускается укладка рельсов длиной 12,5 м, а также длинных (более 25 м) сварных плетей и бесстыкового пути в соответствии с «Техническими указаниями по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути».

Бесстыковой путь следует укладывать на уплотнённом земляном полотне на щебёночном балласте преимущественно на железобетонных шпалах с применением раздельного рельсового скрепления.

5.5.24 Стрелочные переводы и глухие пересечения должны иметь марки крестовин не круче указанных в таблице 5.24. При электрической централизации стрелок и сигналов стрелочные переводы должны иметь соответствующую эпюру и конструкцию. Укладка глухих пересечений и стрелочных переводов допускается только в трудных и особо трудных условиях.

Таблица 5.24

Назначение пути

Марка крестовины

стрелочный перевод

глухое пересечение

Обыкно-венный Перекрестный Симметричный
Пути приема и отправления поездов; пути следования сцепов с длинномерными грузами   1/9   1/9   1/6   2/9
Подгорочные пути 1/9 1/6
Прочие станционные и погрузочно-разгрузочные пути, кроме специальных и передвижных   1/7   1/7   1/4,5   2/6
Передвижные пути карьеров и отвалов 1/9 1/9 1/6 2/9
Чугуновозные, шлаковозные и слитковозные пути 1/6 1/6 1/3,5 2/6
Чугуновозные, шлаковозные и слитковозные пути на реконструируемых заводах; пути движения мульдовых составов; пути разливочных площадок конвертерных цехов     1/5     1/7     1/4,5     2/6
Пути обращения ковшей миксерного типа 1/7 1/7 1/4,5 2/6

Более крутые марки крестовин допускается применять в стесненных условиях, при этом радиусы переводных кривых должны быть, как правило, не менее радиусов закрестовинных кривых. На путях обращения специализированного подвижного состава, не указанных в таблице 5.24, марка крестовин назначается в каждом конкретном случае в зависимости от длины жесткой базы подвижного состава. Геометрические параметры стрелочных переводов и марка крестовины назначаются по условиям вписывания экипажей на боковое направление.

5.5.25 Тип рельсов стрелочных переводов, как правило, должен соответствовать типу рельсов, укладываемых в путь.

При укладке как новых, так и старогодных стрелочных переводов и глухих пересечений на путях, отличающихся типом или величиной износа рельсов и родом шпал, необходимо предусматривать переходные звенья, на которых следует укладывать рельсы такого же типа и с таким же износом, а шпалы такого же рода, что и на стрелочном переводе, глухом пересечении. Эти требования соответствия относятся и к устройству прямых вставок (рубок) между смежными стрелочными переводами, глухими пересечениями.

Допускается замена шпал на примыкающих к стрелочному переводу звеньях на расстоянии 6 – 6,5 м со стороны стыков стрелочного перевода.

Старогодные стрелочные переводы, удовлетворяющие техническим условиям, допускается укладывать в путь в соответствии с таблицей 5.25.

Таблица 5.25

Тип старогодного стрелочного перевода и группа годности (в скобках) Объем перевозок по стрелочному переводу, млн. т брутто/год
Р50 С (III) До 0,5
Р65 С (III) От 0,5 до 1
Р50 С (II), Р65 С (II) Свыше 1 до 5,0
Р50 С (I), Р65 С (I) Для передвижных путей независимо от объема перевозок

 

Укладка старогодных рельсов и стрелочных переводов на путях сортировочных горок в пределах от их вершины до конца кривых в голове парка не допускается.

Вид балласта под стрелочными переводами должен соответствовать виду балласта на примыкающих звеньях путей.

Одиночные стрелочные переводы и группы стрелочных переводов (стрелочные улицы), оборудуемые электроприводами и включаемые в электрическую централизацию, а также стрелочные переводы в голове сортировочных парков и подгорочных путей в пределах тормозных участков надлежит укладывать на щебеночном балласте с обеспечением водоотвода и с оборудованием устройствами механизированной очистки стрелочных переводов от снега, мусора и пыли.

На стрелочных переводах, включаемых в электрическую централизацию, в снегозаносимых районах и районах с частыми гололедными явлениями следует предусматривать соответственно пневмообдувку или электрообогрев стрелок.

Стрелочные переводы следует укладывать на деревянных антисептированных или железобетонных брусьях, вид и тип которых должен соответствовать виду и типу шпал на примыкающих звеньях путей. Допускается укладывать стрелочные переводы на деревянных антисептированных или железобетонных шпалах, за исключением крестовинной части и места установки переводного механизма, где необходимо применять переводные брусья.

В качестве подрельсового основания стрелочных переводов могут быть использованы железобетонные рамные и плитные конструкции, а также металлические брусья и листы.

5.5.26 Железнодорожные тупики на раздельных пунктах, погрузочно-разгрузочных фронтах, в том числе расположенные в зданиях, следует оборудовать упорами, предохраняющими выход подвижного состава за границу территории обработки вагонов.

5.5.27 Предельные столбики за стрелочными переводами должны устанавливаться в местах, где расстояние между осями расходящихся путей составляет не менее 4100 мм, а на перегрузочных путях – не менее 3600 мм. На кривых участках пути указанные расстояния надлежит увеличивать в соответствии с ГОСТ 9238.

5.5.28 Установка противоугонов должна предусматриваться на подъездных и соединительных путях, на путях раздельных пунктов, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов (подач), а также на приемо-отправочных путях, путях в пределах головы сортировочных парков, на сортировочных и вытяжных путях в пределах зоны торможения, на передвижных путях, расположенных на уклонах более 1,5 ‰.

На подъездных и соединительных путях, расположенных на уклонах более 10 ‰, пружинные противоугоны следует устанавливать на каждой шпале.

При уклонах путей более 30 ‰ количество противоугонов удваивают путём установки их в «замок» на каждой шпале. На подходах к мостам и путепроводам с безбалластным пролетным строением во всех случаях независимо от продольного профиля пути и условий движения необходимо предусматривать закрепление пути от угона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: