Понятие и характеристика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешне­экономической деятельности (ВЭД) - это комплекс экономических, право­вых и административно-управленчес­ких мер со стороны государства в лице его орга­нов, преследующих цель формирования рамоч­ных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их эконо­мическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направлен­ных на качественное совершенствование экс­портного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддер­жание положительного сальдо внешнеторгово­го баланса и обеспечение хозяйственной безо­пасности в национальном масштабе.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действую­щего законодательства и международных дого­воренностей, деятельности национальных хо­зяйствующих субъектов в сфере внешнеэконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного                                 развития страны, направлениям;

обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как то: различные формы экономического и административного контроля (приоритет функций контроля поставлен нами в связи со спецификой формирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку), создание соответствующей bспомогательной для бизнеса инфраструктуры - информационной консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподго­товке кадров по всему спектру специализированных направле­ний ВЭД, и др.

 координации участия страны в условиях глобализации миро­вого хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конку­рентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

совершенствовании структуры внешнеэкономической дея­тельности путем повышения удельного веса в экспортных опе­рациях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техниче­ское содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений на­уки и техники, и патентов, лицензий при последовательном кур­се на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:

регулировании торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействие отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;                             

регулировании платежного баланса страны в части операции, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при жестком контроле за сохранением потенциалом национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов, развития экономики, т.е. при контроле за точкой предельной величины внешних заимствований для страны;

формировании имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государство, национальных и зарубежных партнеров на своей террито­рии и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающих любого рода контра­бандные или связанные с отмыванием «грязных» денег опера­ции.

обеспечении соблюдения приоритета национальных эконо­мических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударствен­ного регулирования его развития;

содействии формированию многополярной геоэкономиче­ской модели мировой хозяйственной системы на основе после­довательной реализации стратегии сотрудничества с различны­ми регионами, международными организациями и группировка­ми, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации.

Мировой опыт показывает, что в ряде стран — США, Канада, Австралия - структура ВЭД определяется уровнем нормы при­были в этих странах и за их пределами и при соответствующих изменениях сложившихся ранее пропорций корректируется са­ма система ВЭД. В Скандинавии, Германии, Южной Корее и других государствах система организации ВЭД в большей степе­ни связана с прогнозированием и государственным планирова­нием, а также жестким государственным регулированием со сто­роны уполномоченных органов и организаций.

По своей сути механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно свести к сочетанию следующего вида инструментов: экономических (таможенно-тарифных) и неэкономических.

Внешнеэкономическая деятельность включает чисто внеш­неторговые операции, связанные с движением товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности, а также ряд услуг, которые не оформляются внешнеторговыми контрактами (основным признаком является переход к права собственности от продавца к покупателю), например медицинские услуги, туризм, ­образовательные услуги и пр. К внешнеэкономической деятельности относится в современных условиях и так называемая виртуальная торговля, регулирование которой на государственном уровне только вступает в силу в ряде стран, где этот вид торговли получает поступательное развитие (Япония, США и др.)

Во всемирной торговой организации (ВТО) существует более 50 многосторонних соглашений, направленных на регулирование внешней торговли как таковой, услуг, а также отдельных аспектов, непосредственно связанных с внешнеторговыми сделками.                                                                   

В 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об осно­вах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ). Указанный Закон, по своей сути, скрепляет большое число актов разного уровня, ре­гулирующих внешнеторговую деятельность в Российской Феде­рации или аспектов, связанных с ней. Более того, данный Закон предусматривает органическую связь правовых аспектов регулирования на территории России с положениями более 50 со­глашений, входящих в так называемый пакет ВТО.

Предлагаемый Законом механизм регулирования предпола­гает использование следующего инструментария (схема 12):

Законом определяется свобода международного транзита то­варов - через специальные пункты пропуска. Это действие закона не распространяется на воздушные суда.   Впервые законодательно определяется право государства осуществлять административные меры (запретительного, ограничительного характера), затрагивающие национальные (государственные) интересы нации, в частности в целях соблюдения общественной морали, для охраны жизни и здоровья нации, защиты окружающей среды и пр.

Методы публично-правового характера государственного регулирования – таможенно-тарифное; нетарифное; запреты и ограничения в отношении услуг интеллектуальной собственности; применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли; применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли
Впервые в российском законе введены системные положения о торговле услугами, что являет собой наглядное свидетельство адаптации российской правовой системы к международному праву ВТО. Ограничения на внешнюю торговлю (ВТ) услугами могут быть реализованы только в виде запретов, ограничений на способ их оказания. Иностранным исполнителям предоставля­ется национальный режим. Государство может также применять ряд ограничений и запретов в целях обеспечения национальных интересов.

 

 

 


 В Законе в качестве особых режимов выделены:

приграничная торговля, хозяйственная деятельность в сво­бодных экономических зонах (СЭЗ).

Режим приграничной торговли определяется Правитель­ством РФ на базе межправительственной договоренности с госу­дарством (государствами), сопредельно граничащим, как особо благоприятный для торговли товарами, услугами в целях удовлетворения местных потребностей. Данный режим есть исключение из режима наибольшего благоприятствования, предусмотренного международными договорами с третьими странами. Это значит, что страны не могут претендовать на преференции, установлен приграничным режимом.

 Особый хозяйственный, в т.ч. внешнеторговый, режим вводится  в свободных экономических зонах специальном федеральным законом.

Статья 30 Закона № 164 – ФЗ предусматривает, что все платежи, кроме пошлин и налогов, взимаемых в связи с экспортом/импортом товаров, услуг или прав интеллектуальной собственности не должны:

преследовать фискальные цели;

использоваться для зашиты российских товаров, производителей; превышать приблизительную стоимость услуг, за которые эти платежи взимаются.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: